В подготовке сегодняшних учащихся к жизни в обществе большая роль принадлежит общеобразовательной школе. В. В. Давыдов установил, что иерархия целей научного образования и нравственного воспитания определяется «признанием безмерности личности». Так, для того, чтобы уметь действовать в современном мире, ребенок должен обладать необходимой суммой знаний, умений, навыков, соответствующими способностями, развитым научным мышлением. Он должен усвоить правила и нормы жизни, в том числе и правовые, юридические, моральные, того общества, в котором он живет. Однако осуществление себя как личности, самовоспитание в себе личности — это «сверхзадача», по отношению к которой цель образования, необходимая сама по себе, выступает как средство развития сущностных сил человека (Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева). Ив решении данной масштабной цели должно быть призвано дополнительное образование, как одно из звеньев всего российского образования в целом.
Проблему гуманизации учебно-воспитательного процесса, невозможно решить, фокусируя внимание только на реализации идей «педагогики сотрудничества», заключающейся в «субъект-субъектном» характере взаимодействия в системе «педагог-воспитанник», овладении педагогом только техникой «ненасильственного взаимодействия» с учащимися. Очевидно, что назрела необходимость раскрытия потенциала имеющихся подходов к организации учебно-воспитательного процесса и овладение педагогом искусством их воплощения на практике. Это должны быть такие подходы, которые ориентированы не только на логику преподаваемого предмета, но и на логику развития учащегося (субъекта), его целей и мотивов, то есть подходы, которые сочетают в себе два признака: признак предписаний и норм (нормативная методология) и признак возможности оценки итогов соответствующей работы (дескриптивная методология), которую необходимо рассматривать через призму дополнительного образования.
Таким подходом, по нашему мнению, является мотивационный программно-целевой подход к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении дополнительного образовании, разработанный отечественным ученым И. К. Шалаевым.
Опираясь на положения теории функциональных систем, И. К. Шалаев, обосновал мотивационный программно-целевой подход, как психологию управления учебно-воспитательным процессом. Мотивационный программно-целевой подход — это теория и практика решения традиционных задач психологии управления на основе:
а) мотивационного программно-целевого управления как воплощение мотивации в структуре программно-целевого подхода, в результате которого традиционная управляющая программа обогащается инновационными составляющими, социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой, традиционное «дерево целей» — мотивационным основанием в виде цели психологической подготовки коллектива учащихся к соответствующему труду, традиционная исполняющая программа — нормой-образцом готовности коллектива к труду;
б) формирования и реализации общих и специфических качеств педагога, выступающего для учащихся в роли инициатора и организатора (руководителя), необходимых для успешного осуществления мотивационного программно-целевого управления;
в) обеспечения обратной связи по результатам деятельности.
Мотивационным он назван автором вследствие целенаправленного воздействия на мотивационную сферу участников образовательного процесса не средствами приказов и санкций, а посредством нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которых мотивационная сфера школьников перестраивается адекватно поставленной управленческой цели, и члены ученического коллектива начинают действовать в направлении, опосредованно заданном педагогом. [1, С. 230]
Смысл системы мотивации заключается в идентификации человеческих и организационных факторов, а также в создании условий для эффективного их использования в деятельности образовательного учреждения.
Исследователем доказана возможность индивидуализации обучения учащихся в школе, и в том числе в дополнительном образовании на основе мотивационного программно-целевого подхода (МПЦП).
Однако, прежде всего, проследим эволюцию идей, которые составляют основу мотивационного программно-целевого подхода, поскольку данный подход изначально разрабатывался применительно к сфере управления. Управление — это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществления. Наука управления тесно соприкасается с психологией управления, изучающей психологические закономерности управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности.
«Управление — непременное, внутренне присущее обществу свойство на любой ступени его развития. Естественно, что без управления, установления и поддержания известного, пусть примитивного на ранних этапах человеческой истории, порядка и организованности, как пространственных, так и временных, без взаимной связи людей трудовая, вообще всякая общественная деятельность невозможна. Без социального управления немыслимо не только материальное и духовное производство, но и распределение и потребление». [4, С. 50 -51],
Реализация цели управления, выбор из множества путей и средств ее достижения единственно правильного — дело творческое, а творчество всегда было и останется прерогативой человека, мыслящего, сознающего, целенаправленно действующего существа.
Вот почему актуализируется проблема управления образованием и связанных с ним анализа, способов постановки и достижения социально значимых целей в условиях модернизации российского общества во благо человека человеком. «Поэтому, — пишет Г. В. Атаманчук, — социальное управление представляет собой не одностороннее воздействие управляющей социальной системы на управляемую, а диалектическое взаимодействие между его субъектом и объектом, состоящее из многообразных прямых и обратных связей между ними». [2, С. 30]
Объект и субъект социального управления органически связаны друг с другом. И это, прежде всего потому, что главным компонентом и субъекта, и объекта управления является человек, интегрированный вместе с другими людьми в социальные группы, человек активный, целеустремленный, думающий.
Важнейшим условием повышения качества дополнительного образования является достаточный уровень мотивации членов педагогического и ученического коллективов, поскольку мотивированный работник лучше использует свои способности, новые возможности и технические средства, обеспечивая желаемый результат и эффективную работу образовательного учреждения любого типа.
Мотив — это осознанное побуждение человека к деятельности, достижению той или иной цели, основанное на внутреннем переживании. Оно проявляется в определенном отношении человека к себе, другим людям и окружающим. В процессе обучения и воспитания важно, чтобы мотивы и цели всегда имели соответствующую эмоциональную окраску, чтобы они были не безразличны учащимся. Цель и мотив теснейшим образом взаимосвязаны. Определить цель можно только через мотив, так как человек определяет цель своих действий (деятельности) на основе своих внутренних побуждений, то есть мотивов. «Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть».
В деле гуманизации учебно-воспитательного процесса мотивация субъектов образовательного процесса имеет решающее значение, поскольку программно-целевая психология управления базируется на системном подходе, мы будет опираться на него при выявлении потенциала мотивационного программно-целевого подхода, как фактора гуманизации учебно-воспитательного процесса. Это закономерно, так как системный подход построен на сравнительном качественно-количественном анализе компонентов учебно-воспитательного процесса, который понимается здесь как система.
По сути, результаты учебно-воспитательного процесса есть результаты педагогической деятельности. Первый из них относится к функциональным продуктам деятельности (занятию, воспитательному мероприятию, общественно полезному делу, методу, методике). Второй предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности участников образовательного процесса).
Назначение его деятельности состоит в активизации и управлении (организации) сознательной познавательной и общественной деятельностью учащихся. Организация учебно-воспитательного процесса на основе мотивационного программно-целевого подхода предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с логикой учебно-воспитательного процесса: этап анализа: выделение существующих проблем и их перевод в цели (базовые); конкретизация базовых целей (построение «дерева целей»); этап планирования: разработка адекватной «дереву целей» управляющей программы (организация деятельности); разработка и реализация конкретного плана действий (исполняющей программы);
Логика построения «дерева целей» может быть представлена как декомпозиция генеральной цели на ведущие цели, ведущих на цели и подцели, подцелей — на задачи; расположение всех совокупностей целей в последовательности ярусов «хочу — могу — делаю — получаю». Под обеспечением «хочу» понимается психологическая подготовка учительско-ученического коллектива к соответствующей образовательной деятельности, под обеспечением «могу» — технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса, под обеспечением «делаю» — учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, под обеспечением «получаю» — результаты достижения основных целей образования, под которые как под желаемый конечный результат выстраивается все «дерево целей».
Адекватная «дереву целей» управляющая программа разрабатывается в виде традиционных программных положений или в виде качественных характеристик деятельности оптимального уровня (норм-образцов). Вследствие целенаправленной ориентации, а затем и осознанной самоориентации школьника на нормы-образцы — своеобразные эталоны отношений личности к деятельности, самой себе, окружающим, что способствует проявлению моральности.
Моральность находит свое развитие, в процессе совместной деятельности участников образовательного процесса. Педагогические задачи являются элементарной частью учебно-воспитательного процесса, и для решения каждой задачи организуется педагогическое взаимодействие на всех этапах образовательного процесса. Таким образом, основные моменты учебно-воспитательного процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к решению другой. Педагогическая задача — это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием с определенной целью педагогов и обучающихся. [1. С 221],
Регулирование учебно-воспитательного процесса с использованием средств стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания,но и применением педагогом разнообразных стимульных ситуаций, которые вызывают эмоциональный отклик у участников учебно-воспитательного процесса, способствуя проявлению эмоциональности.
В арсенале мотивационного программно-целевого подхода имеется целый ряд стимульных ситуаций, направленных на разрешение обозначенных выше проблем: создание ситуации критической самооценки; создание ситуации делегирования инициативы; создание ситуации установки; создание организационно-деятельностной ситуации.
Осуществление перевода социально значимой цели в мотив деятельности участников образовательного процесса (интериоризации цели образовательного процесса) посредством методов мотивационного подхода составляет социально-психологическую стратегию мотивационного программно-целевого подхода, результативно означающую рождение энергии направленного действия.
«Энергия направленного действия» (в терминах И. К. Шалаева), по нашему мнению — есть «действие сущностных сил» человека.
В учебно-воспитательном процессе на основе мотивационного программно-целевого подхода школьники не просто выполняют поставленные перед ними задачи, но и реализуют при этом персональные потенции. Образовательная и общественно полезная деятельность направляется школьниками на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых ими в качестве личных целей. Цели становятся личностно значимыми, и школьник сам организует свою деятельность, направленную на их достижение, тем самым достигаются цели гуманизации образования.
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы воздействий среды при реализации МПЦП возникает в процессе деятельности. Деятельность, являясь формой взаимосвязи субъекта с объектами, образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность. Именно поэтому проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности.
Мотивационный программно-целевой подход позволяет сохранить эту взаимосвязь и выстроить систему приоритетов в постановке целей учебно-воспитательного процесса, центрированного на его участниках; реализовать алгоритм, достижения целей, посредством использования определенных программ; установить адекватность применяемых педагогических технологий поставленным целям; согласовать триединство компонентов управляющей программы в поэтапном приближении к заданным стандартом нормам и фактическому их выполнению.
Организация учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования на основе мотивационного программно-целевого подхода — это своеобразный сплав логики той или иной области и психологии усвоения.
Воспитание и образовательная деятельность обусловливают качественную характеристику дополнительного образования. Ею являются результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образовательной деятельности. Результаты дополнительного образования определяются степенью освоения ценностей, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» продукции образовательной сферы и государства.
Именно поэтому, мотивационный программно-целевой подход имеет практически неограниченную сферу применения, и к гуманизации учебно-воспитательного процесса, и к организации гуманистической среды, и к организации методической работы педагогического коллектива, и к деятельности самообразования и даже при подготовке педагога к реализации им данного подхода в педагогической практике.
Выводы:
- Мотивационный программно-целевой подход удачно интегрирует в своем составе теорию мотивации и кибернетический подход к организации учебно-воспитательного процесса, что позволяет активизировать и упорядочивать развитие и реализацию персональных потенций его участников:
– моральности, которая развивается вследствие целенаправленной ориентации, а затем и осознанной самоориентации школьника на нормы-образцы (эталоны отношений личности к деятельности, к самой себе, к окружающим);
– субъектности, проявляющейся в самосознании, формирующемся вследствие демократизации учебно-воспитательного процесса, что позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь;
– эмоциональности, то есть способности к открытому выражению чувств и пониманию и уважению чувств других, которая получает свое развитие в стимульных ситуациях, как ответная реакция человека, направленная на их индивидуальное и коллективное разрешение.
Такие результаты достигаются целенаправленной организацией учебно-воспитательного процесса; мотивацией участников этого процесса на основе осознанного использования ими «внутренних» резервов, потенциальных возможностей личности.
- Потенциал мотивационного программно-целевого подхода в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования заключается в принципиальной возможности его использования.
- Использование мотивационного программно-целевого подхода в учреждении дополнительного образования требует применения соответствующего механизма к организации среды с определенным функциональным содержанием. При этом функциональными составляющими являются: регулирование управленческих, организационных, коммуникационных, личностных отношений в процессе функционирования образовательного учреждения; создание мотивации на основе индивидуализации элементов системы оценивания обучающихся, стимулирования педагогов; организации групповой деятельности и командной работы учащихся; управление изменениями в организации учебной, воспитательной, методической, общественно полезной деятельности.
Литература:
- Архангельский Л. М. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. — М.: Мысль, 1985. — 239 с.
- Атаманчук Г. В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления / Г. В. Атаманчук // Вопросы философии.- 3.1974. — № 7. — С. 30–32.
- Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом 1977. –С.50–51
- Ассоджиоли Р. Психосинтез / Р. Ассоджиоли. — М.: REFL-book, 1992.- 117с.