«Система образования в России перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе которого заложен компетентностный подход, предполагающий развитие и формирование качеств личности в ходе образовательного процесса. Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим является создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе». [2.c.159].
«Основополагающим государственным документом в России является — Национальная доктрина образования. Данный документ устанавливает приоритет образования в государственной политике и определяет цели обучения и воспитания, а также пути их достижения при помощи государственной политики в сфере образования. Результат развития системы образования ожидается на период до 2025года» [5. с.1].
Исходя из вышесказанного, целью современного Отечественного образования является повышение качества обучения, воспитание учеников, формирование личностного потенциала, овладение прочными знаниями, а также умения и навыки, которые в дальнейшем можно применить на практике.
Выполнение современной образовательной организацией задач, направленных на достижение качества образовательного процесса, напрямую зависит от результативности взаимодействия управленческого аппарата и педагогического персонала. Специфика функционирования образовательной системы устанавливает необходимость соединения подходов управления традиционного и общего менеджмента со специфичными подходами управления с целью применения их к управлению педагогическим персоналом. Необходимость данного сочетания обуславливается тем, что педагогический персонал — это часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения, которую представляют учителя, соц. педагоги, психологи, воспитатели, классные руководители, педагоги доп. образования, административный аппарат учреждения. Весь педагогический состав общеобразовательного учреждения включен в процесс реализации педагогических функций, административный аппарат соответственно управленческих.
Как ранее нами говорилось, персонал общеобразовательного учреждения состоит преимущественно из педагогов, а соответственно на них сильно влияет специфика их деятельности, такая как воспитание, учебный процесс, подача образцового примера и другое, то и необходимо управлять таким персоналом, учитывая педагогические условия управления персоналом. Предоставленная позиция полагает, что руководитель образовательного учреждения в своей управленческой работе должен учитывать фактор влияния на сознание и поведение своих сотрудников характерных особенностей педагогического труда. В нынешнее время в науке и практике управления общеобразовательным учреждением разрабатываются различные модели управления. Проведенный нами анализ предлагаемых вариантов, не всегда обеспечивает комплексность их действия на качество образования, так как не учитывает целого ряда новых и вновь открывшихся факторов и особенностей нынешних образовательных условий. Это связано с переоценкой роли контроля, а также других отдельно взятых управленческих функций в ущерб общественно-психологической стороне управления. «Осознавая важность роли прогнозирования в управлении образовательным учреждением, большинство руководителей считают свою собственную прогностическую компетентность недостаточной». [3. с. 136]
В последнее время в науке и образовании происходит реорганизация целей и функций образования. Главная роль в нынешнее время отводится проблемам качества образования. Непосредственно с данным понятием авторы сходятся во мнении о том, что помимо ответственности за качество образования, система менеджмента образовательных учреждений должна понимать, что существенной и самой важной задачей является не только контроль за качеством самого образования, но и в том, что необходимо обеспечить условия. В таком случае, непосредственно контроль за качеством образования необходимо рассматривать как инструмент управления качеством. Для того чтобы достичь необходимого и оптимального качества образования нужно в первую очередь обратить внимание на целый ряд факторов. К таким факторам нужно относить методическое мастерство педагогов, качество управления педагогическим составом, управленческую компетентность административного аппарата учебного учреждения и иные показатели, которые можно относить к качеству образования. Если обеспечить целый комплекс педагогических условий, то управление педагогическим коллективом образовательного учреждения будет более эффективным.
Данная сфера позволяет построить модель эффективного сотрудничества и руководства в различных службах образовательного учреждения. В фундамент модели эффективного сотрудничества заложены различного рода подходы. К таким подходам можно отнести системный, оптимизационный, диалогический, личностно-ориентированный. Управленческая модель педагогическим коллективом образовательного учреждения состоит из трех компонентов:
– организационный;
– технологический;
– кадровый.
К организационному компоненту относятся:
- Цели, задачи, результаты, сущность деятельности;
- Критерии эффективности;
- Существенные объекты управления.
К технологическому компоненту относятся:
- Педагогические условия управления коллективом образовательного учреждения:
– совмещение личностного, гуманистического, подходов в управлении педагогическим коллективом;
– принцип педагогического взаимодействия и сотрудничества в менеджменте;
– развитие позитивного психоэмоционального климата в коллективе;
– создание условий профессионального роста для педагогического состава.
- Система работы с кадровым составом;
- Формы, средства, методы и стиль управления.
К кадровому компоненту относятся:
- Профессиональный состав управленцев образовательного учреждения;
- Дополнительные требования к профессиональной компетентности управленцев:
– самооценка профессиональных качеств;
– способность к выработке алгоритма действий, реализации, анализу и коррекции.
- Обстоятельства повышения квалификации педагогического состава и управленческого.
Внедрение в систему организационного компонента — подсистемы модели цели и результатов в качестве необходимой и основной составляющей определено тем, что цель выступает системообразующим фактором в соответствии с требованиями непосредственно системного подхода. Цель выступает в качестве фундаментального основания для планирования и прогнозирования деятельности. Также она определяет организационные способы, средства и формы влияния, и воздействия исполнения принятых решений. Служит экспертизой (нормой контроля) и оценкой фактических результатов, также позволяет корректировать и регулировать весь педагогический процесс, поведение и деятельность всех участников процесса.
Целевой компонент представляет собой определенную гармоничную и логическую систему и иерархию целей, и функций. В свою очередь, данная система и иерархия целей и функций призвана реализовывать данную модель в системе деятельности инновационного образовательного учреждения. Стратегический уровень такой системы представляет именно основная цель образовательного учреждения, которая направлена на выполнение общественного заказа, которая в свою очередь сформулирована в принятой Концепции модернизации образования России: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [6. с.3] Данная цель связана с развитием нынешней личности при помощи средств образования.
Следующим уровнем целевого компонента выступает тактический, который обуславливает цель управленческой структуры образовательного учреждения. Данная цель представляет собой обеспечительно-оптимальные условия качественного образовательного процесса. При помощи данного процесса образовательное учреждение взаимодействуя с другими общественными институтами, создаёт личность. Таким образом, данный уровень целевого компонента включает в себя организационные, особенные цели, которые учитывают потенциальные возможности образовательной организации.
К третьему уровню целевого компонента относится специальный, который говорит о специфических целях. Для конкретизации общих целей используют частные, оперативные и краткосрочные цели, которые применяются к руководителям и подчиненным. В свою очередь, общие цели связывают с осознаваемыми и представленным целями, сформировавшихся индивидуальных и профессиональных направленных потребностей.
Организационный компонент включает в себя определение главного содержания деятельности, а также объекты управления, такие как педагогический персонал и его профессиональные формирования.
Технологический компонент модели содержит в себе непосредственно педагогические условия управления образовательным учреждением:
– сочетание личностно-ориентированного и гуманистического подходов в управлении педагогическим коллективом;
– принцип взаимодействия и педагогического сотрудничества в управлении;
– развитие позитивного психоэмоционального климата в педагогическом персонале;
– обеспечение обстоятельств, способствующих профессиональному росту педагогов.
Также технологический компонент модели включают средства, методы, формы и стили управления. Система работы с персоналом также входит в данный компонент и включает в себя:
– кадровую политику образовательного учреждения;
– систему аттестации педагогов и специалистов, методов оценки педагогических кадров, оценку их проф. потенциала и др.;
– стандартные модели карьерного роста в образовательных учреждениях. Планирование условий и оплаты труда, движение кадрового состава;
– адаптацию — испытательный срок, наставничество и консультирование;
– обучение — профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации кадрового состава, непосредственно саму методическую работу.
Кадровый компонент содержит в себе профессиональный состав управленцев образовательного учреждения. Также к кадровому компоненту относятся дополнительные требования и условия к профессиональной компетентности управленческого состава, условия повышения квалификации управленческо-административного аппарата и педагогического состав.
Литература:
- Ерофеева Н. Ю. «Управление образовательными системами». Учебно-методическое пособие // УДК 373.1.02 (075). Ижевск. Изд-во «Удмуртский университет», 2014. с.133
- Колесникова Т. А. «Педагогические условия формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности» // электронная статья, УДК: УДК 373.31. — 2018. — С. 159–166
- Султанова Т. А. Исследование готовности менеджеров образования к реализации прогностической деятельности [Электронный ресурс] / Султанова Т. А. // Оренбург. Дискуссия, 2014. — № 4 (45). — С. 133–138.. — 6 с.
- Фархатдинов Н. Г. «Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа» // Н. В. Евстигнеева, Д. Ю. Куракин, В. М. Малик. Вопросы образования. 2015. № 2
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования»