Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей
Автор: Кочетков Владислав Витальевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 24.04.2016
Статья просмотрена: 2067 раз
Библиографическое описание:
Кочетков, В. В. Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей / В. В. Кочетков. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10376/ (дата обращения: 16.11.2024).
Учиться — это значит учить себя, где учитель только помогает прокладывать ученику маршрут его траектории. Но в жизни часто приходится встречаться с ситуацией, когда необходимо обучать ребенка, который не имеет потребности в обучении или даже может активно противодействовать обучению.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но в первую очередь, от мотивации учащихся, т. е. от тех мотивов, ради которых учится человек, но и от того значения, которое имеет для него учение.
Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.
Психологи выделяют две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, в основе которых лежит взаимодействие- общение и сотрудничество школьника с другими людьми.
Объект изучения. Исследованиемотивации школьников к обучению.
Предмет изучения. Исследованиепроцесса мотивации школьников к обучению.
Методы изучения. Наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, игры, тренинги.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. Всего в исследовании приняло участие 149 школьников (52 мальчика, 97 девочек).
Каждый человек развивается в результате того, что он включается в общественные отношения и в различные виды деятельности. Активность человека в процессе взаимодействия с окружающим миром основывается на его потребностях. Потребности являются источником активности человека и лежат в основе мотивов его поведения.
Подростковый возраст осложнен не только проблемами, трудностями и противоречия, но и богат своими преимуществами. Эти достоинства заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости или как говорят психологи, в сензитивности детей данного возраста к тем или иным сторонам обучения. Но все эти особенности носят неустойчивый характер, находятся в процессе формирования и становления, это требует разных методов обучения и воспитания в подростковом возрасте.
Итак, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности, которые не всегда встречают ответных стимулов со стороны педагога, направленных на формирование самостоятельной познавательной деятельности каждого ученика. Это является одной из причин снижения интереса к обучению в школе
Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков:
1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов. Положительные мотивы учения ситуативны, кратковременны.
2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.
3-й уровень: характерен усилением долга и познавательного интереса.
Кроме этого, в этот период происходит целый ряд кардинальных сдвигов в организме, таких как половое созревание, что явно не способствует устойчивому психоэмоциональному состоянию. Можно с уверенностью сказать, что в период полового созревания подросток не только труден для нас, взрослых, но и подростку трудно разобраться в самом себе, в правилах и нормах окружающего мира. Но в то же время подростковый возраст- это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления собственного «Я», обретение индивидуальной социальной позиции.
В начале 2015 года нами было проведено исследование мотивационной сферы школьников 5-8 классов с использованием методики М В. Матюхиной Исследования проводились в компьютерной обработке.
Оказалось, что самым значимым для всех учеников является мотив самоопределения и самосовершенствования (хочу учиться дальше, знания нужны для будущего). Самыми исключаемыми оказались престижная мотивация и мотивация процесса познания (кроме 7 класса). Из данных исследований можно сделать вывод, что в 5 и 6 классах ведущие места в структуре мотиваций занимают широкие социальные мотивы, мотивы самосовершенствования. В 6 классе мотив содержанием выше, чем в 5 классе. В 7 классе ведущие места занимают мотив самоопределения и самосовершенствования и мотив долга и ответственности, но престижная мотивация является самой низкой. В 8 классе значимы мотивация самоопределения и самосовершенствования, а престижная мотивация и мотивация процессом познания является самой низкой.
Среди многообразных познавательных мотивов учения можно выделить три основные группы — мотив самоопределения и самосовершенствования; мотив долга и ответственности и мотив благополучия.
В дополнение, из анкетных данных — содержательная мотивация по значимости в этих классах представляется следующим образом.
По результатам исследования учебной мотивации при дополнительном анкетировании можно сделать вывод, что у учеников складывается положительное отношение к обучению, и мы предполагаем, что это причина личностного характера связана с возрастными особенностями школьников и особенностями их семейного воспитания.
Нами отмечено, что наиболее активно у учеников идет формирование и развитие познавательных интересов, в кругу других мотивов, взаимодействуя и переплетаясь с ними. Ученик в школе не только учится, он входит в коллектив сверстников, участвует в общественной жизни, у него складываются определенные отношения с товарищами.
Используя данные исследования состояния мотивов учения, можно своевременно подсказать школьнику, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать. Ведь многие учащиеся вообще не задумываются над тем, что побуждает их учиться и иногда, бывает достаточно обратить их внимание на эту сторону учения, как они с охотой начинают заниматься самовоспитанием хотя бы в самых ее элементарных формах.
Далеко не каждое дело бывает занимательным, увлекательным и от того, как бы автоматически вызывает отрицательную мотивацию учения. Как же тогда развивать мотивы активной деятельности? В таком случае в действие вводится формирование педагогом и родителями волевая мотивация — самоприказ, самоактивизация, самовнушение. В качестве источников такого самостимулирования выступают уже сформированные чувство долга, ответственности и сознательной дисциплины.
Только зная познавательные мотивы ученика, педагог может оценивать его поведение, судить о том, что случаен или закономерен поступок, предотвращать возникновение негативных и поощрять формирование позитивных черт личности.
Как же это происходит на практике?
С учениками, у которых выявилась низкая мотивация нами были проведены дополнительные исследования для более глубокого выявления проблемы.
Нами был проведен тест «Ценностные ориентации». Из десяти: книги, еда, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения — самыми значимыми оказались.
Во всех классах исключениями оказались развлечения, искусство, спорт, книги. Эти результаты говорят о том, что ученики не имеют сформированных родителями и педагогами интересов к обучению и с ними необходимо проводить коррекционные действия через участие их в социально-психологических тренингах, беседах, встречах с успешными людьми, активных играх на выявление победителя и другое.
В завершение хочется сказать, что формирование мотивов учебной деятельности не должно происходить стихийно. Этим процессом необходимо управлять с самого первого дня пребывания ребенка в школе. От класса к классу меняются дети, меняются и мотивы их учебной деятельности.
В пятых классах, учитывая адаптационный период при переходе из начального звена в среднее, большое внимание необходимо уделять организации учебной деятельности, развитию внимания, памяти, мышления.
В шестых классах, учитывая физиологию, повышенный интерес, любознательность следует уделять внимание: развитию логического мышления именно в этом возрасте выше мотивация содержания, общению при помощи игр, именно в этом возрасте подростки начинают заботиться о свей внешности и интересоваться представителями противоположного пола, порой не понимая и не давая отчета своим действиям и поступкам.
В седьмых классах, существенной чертой этого возраста — обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, подросток склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике. В этих классах предлагается программа изучения личностных методик и уроки ведутся по типу «Я — человек, но какой?»
В восьмых классах интроверсия сменяется экстраверсией. У подростков растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и появляется склонность сравнивать себя с другими. В этих классах можно применять методики межличностных отношений. Уроки ведутся по типу «Я и другие» и это сверстники, родители, учителя, взрослые и т. д.
Подростки — это удивительная пора человеческой жизни. Раздвигаются горизонты знаний, чувствования человеческих отношений, нарастающие личные возможности, способности, развитие интеллекта, формирование определенных убеждений, помогающих воспринимать жизнь многомерно, в ее сложности. И здесь очень важно помнить, что формирование положительной мотивации обучения — чрезвычайно сложный и важный процесс, который нуждается в терпеливой и мудрой помощи взрослых и на основе которого и формируется личность целеустремленного человека.
Литература:
- Выгодский А. С. Основные течения современной психологии. — Москва, 1930.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии — Ленинград, Ленинградский университет, 1988, [с.364].
- Жарова Л. В. Учить самостоятельности. — Москва, Просвещение, 1993, [с.39].
- Кон И. С. Социология личности. — Москва, 1967.
- Леонтьев Л. Н. Проблемы развития психики. — Москва, МГУ, 1972, [с.508].
- Макаренко Л. С. Книга для родителей, — Москва, Просвещение, 1974.
- Маркова Л. К. Психология обучения подростка. — Москва, Знание, 1975, [с.З].
- Миронов А. И. Критические периоды детства. — Москва, Знание, 1979, [с. 49].
- Народное образование. Журнал 9 — 10. — Москва, Просвещение, 1993, [с.28].
- Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога в образовании. — Москва, Владос, 1995, [с. 99].
- Рабочая книга школьного психолога. — Кемерово, ИРГУ, 1995.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — Москва, Молодая гвардия, 1971, [с.134].
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. — Ярославль, Академия развития, 1996, [с.З].
- Учителям и родителям о психологии подростков. — под ред. Аракелова Г. Г. — Москва, Высшая школа, 1990, [с.91].
- Эльконин Д. Б. Изб.пед. труды. — Москва, Просвещение, 1989, [с.28].