Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 02.01.2020

Статья просмотрена: 677 раз

Библиографическое описание:

Родина, Е. А. Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве / Е. А. Родина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66003/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современному человеку в условиях многоэтнического пространства приходится все чаще общаться с людьми различных культурных общностей и ему для полноценного взаимодействия требуется знать и соблюдать принятые в обществе ценности, моральные нормы, заложенные в народной культуре.

В последнее время осознается необходимость более полного изучения культурного наследия каждого народа, усиливается интерес к национальным и общечеловеческим ценностям. Данная проблема отражена в нормативных государственных документах: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». В этих документах заложены основы воспитания уважения к отличным от собственной культурам, приобщения к мировым ценностям, указывается на необходимость расширения взаимодействия между различными культурами, развитие толерантности и коммуникабельности.

Актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого этноса обусловлена многоэтничностью российских регионов. Ежедневное общение людей разных национальностей в многонациональных коллективах, рост количества интернациональных семей содействует тесному взаимодействию народов, формирует условия для восприятия различных этнических культур. Особую важность приобретает поиск эффективных способов воспитания гуманного отношения к людям любой национальности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы к человеческим ценностям. Формирование уважения к культуре другого народа начинается с изучения и осознания родной культуры. Через знакомство с историй, обычаями и традициями родного края, национального прошлого своего народа начинается формирование этнической личности ребенка. Современная система образования дает большие возможности для получения знаний о других этносах и воспитания толерантности. Толерантность в условиях многоэтнического пространства выступает одной из составляющих общечеловеческих ценностей, как дружественное отношение к людям различных национальностей, их истории, культуре, языку. А это указывает на необходимость ориентации воспитательно-образовательного процесса на знакомство детей с историей и культурой своего народа, а также других народов, особенно проживающих рядом.

Важным являются слова Г. Н. Волкова о том, что культуру каждого этноса нельзя представлять «как абстрактный монолит», к культуре любого народа следует подходить дифференцированно, так как у каждого народа своя культура, свои исторические корни.

В исследованиях российских ученых рассматриваются вопросы приобщения дошкольников к своей национальной культуре (Э. Ф. Вертякова, С. П. Беловалова, Л. X. Кадыйрова, В. Г. Закирова, С. Д. Кириенко, Е. Н. Кергилова, Е. И. Корнеева, Л. В. Коломийченко, А. В. Нестеренко, Н. А. Пархоменко, З. М. Явгильдина, Р. Ш. Халикова и др.), к национальной культуре народов совместного проживания (Е. С. Бабунова, P. Л. Агишева, М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина, С. Н. Султанова, Л. Д. Вавилова, Л. С. Ядрихинская, И. З. Хабибулина и др.).

По мнению В. В. Гречаного, «ценностные отношения представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, результат этого процесса — отношение субъекта к определенным объектам как к личностным ценностям» [4]. Формирование ценностной системы происходит в процессе всей человеческой жизни, однако наиболее активно это происходит в старшем дошкольном возрасте. Это было доказано в ряде исследований (Н. А. Платонова — формирование ценностного отношения к родному городу, Л. В. Безрукова — к окружающему миру, Ю. В. Галущинская — к старости и др.).

Вслед за Ф. Ф. Харисовым мы будем рассматривать ценностное отношение к национальной культуре «как активность личности в сфере гуманных взаимоотношений в поликультурном пространстве, направленное на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно значимые» [8]. Воспитание ценностного отношения к народной культуре является процессом двусторонним: ребенок, с одной стороны, адаптируется в обществе посредством усвоения социального опыта, культурных и национальных ценностей, присущих этому обществу правил и норм поведения, а с другой — зарождается и формируется его индивидуальность и независимость, что способствует появлению у ребенка личностных ценностей и развитию собственной позиции. Ценностное отношение к национальной культуре в многоэтническом пространстве находит отражение как во внешних проявлениях — в совместной деятельности и общении, так и во внутренних — в самосознании (самооценке, самопонимании) и саморегуляции, в рефлексии, в развитии поликультурного мышления.

В области социально-коммуникативного развития дошкольное образование предусматривает включение воспитанников в позитивные толерантные взаимоотношения, обогащение опыта поликультурных отношений, развитие способности к рефлексии. В условиях многоэтнического пространства образовательного процесса становится актуальным вопрос о воспитании ценностного отношения к национальной культуре.

Однако для развития у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве необходима систематическая работа по ознакомлению детей с историей, языком, культурой своего народи и народов совместного проживания.

Формирование культурно-ценностных ориентаций, иерархии ценностей как фундамента духовно-нравственной личности, формирования мышления, чувств и эмоций ребенка, механизмов социализации в обществе происходит в старшем дошкольном возрасте. В этом возрастном периоде начинается процесс осознания себя в окружающем мире, национально-культурной самоидентификации. Этот возраста является сензитивным для эмоционально-психологического воздействия: образы восприятия реальности, культурного пространства очень сильны и ярки, поэтому они врезаются в память надолго, часто — на всю жизнь. Полностью раскрытие детской личности происходит через включение его в культуру своего народа. Но это должны быть не просто знания, а проживание в традициях, в культуре. Рассмотрение культуры как системы ценностей определяет вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии выделяют следующие сферы культурных ценностей: идеологию, быт, художественную культуру и религию.

Каждый ребенок с раннего детства в домашней среде овладевает родным языком, усваивает культуру того народа, к которому принадлежит его семья. Это происходит в процессе общения с родными и просто окружающими людьми с помощью языковых, а также невербальных средств коммуникации. Взрослея, ребенок расширяет круг своего общения и устанавливает отношения с миром детей и взрослых. Ребенок еще не понимает различия национальностей и культур, и именно взрослые акцентируют его внимание на присутствии рядом детей другой национальности, другой веры и культуры, что может привести к противопоставлению детей друг другу, к осложнению взаимоотношений между ними. Следовательно, ведущую роль в формировании у детей ценностного отношения к национальной культуре играет система национальных ценностей родителей и педагогов, характер их личностного взаимодействия.

В таких условиях современной системе образования требуется педагог, не только обладающий высоким уровнем профессионализма, но и толерантностью как личностным качеством, ибо его деятельность — это общение с воспитанниками, их родителями, коллегами, разными по национальности, возрасту, характеру, своим индивидуальным особенностям.

Но надо отметить, что на смену педагогам советской закалки приходит молодежь, испытывающая трудности в воспитании толерантности у детей разных национальностей, воспитанию уважительного отношения к обществу и в обществе. Они не владеют требуемым запасом знаний, психологической готовности и общей культуры, позволяющих адекватно оценивать нынешние этнопроблемы. Современная организация воспитательно-образовательного процесса нуждается в создании новых научно-методических технологий по воспитанию толерантности у всех участников педагогического взаимодействия в дошкольной образовательной организации.

Большое значение в повышении профессиональной компетенции педагога является включение его в методическое пространство. Как отмечает К. Ю. Белая, «методическое пространство — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога» [2].

В настоящее время особенно остро поднимается вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста, поэтому педагогам совершенно необходима помощь методического сопровождения в этом вопросе. Грамотное методическое сопровождение будет способствовать более качественному решению проблемы формирования детей толерантных отношений.

Для организации ценностно-ориентированного взаимодействия необходимо методическое сопровождение, выстроенное как трехуровневая система, которая будет обеспечивать:

– повышение уровня профессиональной компетенции педагогов через разные формы обучения;

– организацию совместных встреч педагогов и родителей, моделируемых в деловых и ролевых играх;

– включение в содержание воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста познавательной информации о культуре народов мира;

– организацию совместной продуктивной деятельности, значимой для всех участников педагогического процесса.

В результате правильно организованного методического сопровождения педагогов в вопросе формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве можно ожидать следующих результатов:

– у детей: развитие интереса к культуре разных народов; стремление общаться, играть, взаимодействовать со всеми детьми, независимо от национальности;

– у родителей: стремление глубже узнать культуру разных народов, представители которых посещают детский сад; стремление к взаимному общению; желание поделиться знаниями об обычаях, традициях своего народа;

– у педагогов: овладение методикой организации педагогического просвещения родителей в области ознакомления их с культурой разных народов; овладение методикой работы с детьми по приобщению их к культуре разных народов и воспитанию положительных взаимоотношений между детьми разных национальностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве является на сегодняшний момент актуальной и не до конца решенной проблемой. Формирование ценностного отношения к национальной культуре необходимо начинать уже в дошкольном возрасте и важную роль в этом процессе играет педагог ДОО. Поэтому необходимо организовать методическое сопровождение процесса воспитания ценностного отношения к национальной культуре, которое поможет педагогам овладеть методикой организации педагогического просвещения родителей в области ознакомления с культурой народов мира, формами работы с детьми по приобщению их к культуре народов и воспитанию положительных взаимоотношений между детьми разных национальностей.

Литература:

  1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти. [Текст] / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2013. — № 2. — С. 21–23.
  2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
  3. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2015. — № 4. — С. 29–36.
  4. Гречаный, В. В. Философское и методологическое значение понятия ценности: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. [Текст] / В. В. Гречаный. — Л., 1974. — 22 с.
  5. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога. [Текст] / О. И. Давыдова // Мир детства и образования. — Магнитогорск, 2013. — С. 481–483.
  6. Кожанова, М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания. [Текст] / М. Б. Кожанова // Мир детства и образования. — Магнитогорск, 2013. — С. 120–123.
  7. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога. [Текст] / С. Федорова. — Йошкар-Ола: Стринг, 2002. — 107 с.
  8. Харисов, Ф. Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса. [Текст] / Ф. Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук. — Элиста, 2011. — 39 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностное отношение, национальная культура, многоэтническое пространство, культура, ребенок, народ, воспитание толерантности, воспитательно-образовательный процесс, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос