Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 3622 раза

Библиографическое описание:

Елагина, И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) / И. И. Елагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2234/ (дата обращения: 25.11.2024).



Серьезные изменения, которые происходят в системе дошкольного образования с вступлением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного стандарта дошкольного образования, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми. На мой взгляд, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является технология проектирования.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Вот основные идеи метода проектов, успешно применяемые мною в своей работе.

  1. Технология «метод проектов» основана на создании особого вида мотивации — проблемной. Поэтому при обозначении проблемы мы совместно с детьми и родителями делаем отбор самых актуальных, интересных для воспитанников задач, побуждающих их к самостоятельности.
  2. В основе любого проекта лежит идея о направленности деятельности на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Все продукты наших с детьми проектов нашли свое применение. Так, например, созданный детьми альбом «Живые цифры», при реализации одноименного проекта, успешно применяем при повторении цифр, изучении состава числа и активно используем в занимательной математике.
  3. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. В своих проектах активно использую, главным образом, групповую работу, так как за счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое.
  4. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В реализуемых мною совместно с детьми проектах выбранная тема «проецировалась» на все образовательные области через различные виды детской деятельности.
  5. Осознавая, что развитию личности дошкольников способствует применение целостной системы проектной деятельности, в реализации проектов применяла различные методы, которые обеспечивали вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.
  6. Учитывая интерес современного дошкольника к цифровым технологиям, все проекты сопровождала компьютерными презентациями, выполненными в интересной для детей форме.
  7. Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок — взрослый». В осуществлении проектов мы с детьми были партнёрами: свободно общались, вместе рисовали, мастерили, проводили опыты и, учитывая разновозрастный состав группы, каждому ребенку был обеспечен «индивидуальный темп работы над проектом».
  8. В каждом нашем проекте активное участие приняли родители дошкольников, которые реализовали свои творческие способности, а также установили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы.

Основные этапы работы над проектом — это 5 «П»:

1. Проблема. На данном этапе помогаю ребёнку выбрать или дошкольник сам выбирает наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, формулирую гипотезу. Это и есть цель проекта.

2. Планирование и проектирование строю в ходе общего обсуждения, учитывая возрастные особенности воспитанников. Для малышей использую подсказку, наводящие вопросы, а со старшими дошкольниками применяю «Модель трёх вопросов» или «Системную паутинку по проекту».

3. Поиск информации — практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления на данном этапе я предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки и создаю эффект незавершенности окружающей среды.

4. Продукты наших проектов различны: в проекте «Игры с кинетическим песком» — это картотека игр и фотоальбом «Наши игры», в проекте «Наш родной лес» — это кроссворд, оформленный детьми и другие.

5. Презентация проходит в разных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, мини-музеев, фестивали. Так, презентация проекта «Встречи с увлеченными людьми» прошла в форме фестиваля «Все мамы хороши, посмотреть на них спеши».

6. Я в свою очередь добавила бы к этим пяти «П» еще шестую «П» — «Подведение итогов». Этап, на мой взгляд, просто необходим. Он предполагает рефлексию и определение задач для новых проектов.

В своей практике использую следующие виды проектов (классификация Л. В. Киселевой):

Исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, осуществляется исследовательский поиск, результаты оформляются в виде какого-либо творческого продукта.

Ролево-игровые: это проектысэлементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата.

Итак, осуществляемая мною, в ходе реализации опыта работы, проектная деятельность позволила изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс. Работа над проектами не только объединила педагога, детей и родителей, но и научила нас работать в коллективе, сотрудничать и позволила установить партнерские отношения между взрослыми и детьми.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Толстикова О. В., Савельева О. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. — Екатеринбург: ИРО, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проект, проектная деятельность, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей, метод проектов, отрезок времени.

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность при изучении биологии как средство развития экологического мышления

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод повышения познавательной активности дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Проектная деятельность при изучении биологии как средство развития экологического мышления

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Задать вопрос