Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Автор: Люлина Юлия Федоровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 16.04.2017
Статья просмотрена: 589 раз
Библиографическое описание:
Люлина, Ю. Ф. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) / Ю. Ф. Люлина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2357/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в современном обществе, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности. Aктивность — это важная предпосылка формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Формирование интеллектуальной культуры дошкольника — это фактически реализация его права на познание мира. Нарушение этого права дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в стране. В связи с этим образование дошкольников должно строиться в соответствии с идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности ДОУ становится формирование у детей ключевых и допредметных компетентностей. A это значит, что акцент в дошкольном образовании должен быть перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации.
Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает на первых этапах становления личности. Окружающая природа является важным фактором интеллектуального развития дошкольников, так как позволяет накапливать впечатления о мире, расширяет чувственный опыт, учит ориентироваться в окружающей действительности. Разнообразие впечатлений и накопленный чувственный опыт обеспечивают в дальнейшем высокое качество отражение мира, поиск оптимального решения жизненных задач, способствует развитию логического и альтернативных способов мышления, необходимых человеку в современных условиях.
Как показала моя практика, на момент завершения дошкольного образования, имея достаточный уровень знаний о природе, многие дети затрудняются применить их на практике; понимая состояние объектов природы и среды и устанавливая частные связи, дети затрудняются в установлении общих связей. Зачастую познавательное отношение к природе неустойчиво и связано лишь с яркими, привлекающими внимание событиями, а гуманное отношение ситуативно. Поэтому, я пришла к выводу, что уровень интеллектуального развития детей зависит не столько от объема знаний, сколько от умения их подать и включить ребенка в активный (а не созерцательный) процесс познания окружающей природы. Продумывая содержание, формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, я, прежде всего, пыталась найти резерв совершенствования интеллектуального развития детей за счет активных форм познавательной деятельности.
В cовременном мире для нового витка технологизации и информации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, чем ум хорошо наполненный». Понимание этой истины педагогами будет способствовать интеллектуальному развитию дошкольников и усвоению нужной информации без видимых усилий и ущерба их здоровью, а так же определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.
Начиная работу по ознакомлению с природой в младших возрастных группах, я учитываю, что в этом возрасте у детей ярко выражена реакция на новизну. Познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать, понюхать, постучать. Поэтому уже в младших возрастных группах наряду с наглядными и словесными методами и приемами (рассматривание и кратковременные наблюдения, сопровождающиеся пояснениями) я широко использую прaктическую деятельность, а именно игры-эксперименты и элементарные опыты.
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической исследовательской деятельности — это показатель его интеллектуальной и экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно — образное мышление постепенно заменяется теоретическим. При отборе содержания очень важно, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объекта и явлениям природы, шли из года в год по восходящей линии, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Широкое применение активных форм познания формирует к 4–5 годам у детей достаточно высокий уровень интеллектуального развития и познавательной активности, что позволяет широко применять различные формы исследовательской деятельности.
Формы исследовательской деятельности
− Элементарные опыты
− Поисковая деятельность
− Моделирование
− Экспериментирование.
Применение исследовательской деятельности ознакомлении с природой предполагает использование разнообразных форм работы:
− Система занятий.
− Экскурсии и целевые прогулки в лес, к водоему, в парковую зону.
− Практическая деятельность в природе: труд, экологические проекты.
− Практическая деятельность в природе: труд, экологические проекты.
− Викторины.
− Выпуск экологических листовок.
Конечно, основная роль в формировании интеллектуальной культуры дошкольников при ознакомлении с природой отводится занятиям с использованием различных форм исследовательской деятельности: опытов, экспериментирования, поисковой деятельности.
Структура проведения элементарных опытов иэкспериментов, поисковой деятельности:
- Постановка и формулирование проблемы (познавательной задачи, цели).
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка предположений, гипотез.
- Фиксация результатов.
- Подведение итогов.
- Вывод.
- Вопросы детей.
Организация исcледовательской деятельности возможно при выполнении педагогом двух условий:
первое— необходимо стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем;
второе— необходимо действительно включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.
Оценка педагогом найденных ребенком способом решения проблемы должна включать анализ критериев, т. е. насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента. Постановка цели и задач исследовательской деятельности, их совместное достижение, оценка найденного способа действия — это составляющие аспекты личностно — развивающего обучения. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого и созидательного отношения к нему.
Работа, начатая на занятиях, продолжается в повседневной жизни. И здесь немаловажную роль играет трудовая деятельность в природе и такая форма работы, как экологические проекты. Особая ценность проектов заключается в том, что у детей в ходе их реализации закладываются основы гуманного взаимодействия с природой, желание охранять ее.
Дошкольное образование предполагает всестороннее развитие личности ребенка, поэтому для формирования интеллектуальной культуры детей так необходимо использовать интегративный подход. Организуя учебно-игровую деятельность с дошкольниками, я понимаю, что очень важно развивать их всесторонне и гармонично и, уделяя большое внимание формированию интеллектуальной культуры посредством ознакомления с природой, не забываю о духовном и эстетическом развитии. Это позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, каждая тема изучения природы может и должна подкрепляться продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, ручной труд по изготовление поделок из природного материала и т. д.). Причем работа над той или иной темой можно проводить во время общих праздников, деловых игр или викторин.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Литература:
1. Бабаева Т. Н. «Детство», Программа развития и воспитания детей в детском саду, С-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Москва «Творческий центр», 2001.
3. Ковинько Л. В. «Секреты природы — это так интересно!», Москва «Линка Пресс», 2004.
4. Куликовская Н. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», Москва; Педагогическое общество России, 2005.