Проектная деятельность при изучении биологии как средство развития экологического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 25.04.2015

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Францева, Т. В. Проектная деятельность при изучении биологии как средство развития экологического мышления / Т. В. Францева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17812/ (дата обращения: 23.12.2024).

В проектной деятельности важен не сам продукт, а процесс работы над ним, в котором обучающиеся осваивают новые знания и умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству, в целом подготавливаются к жизни в современных условиях. В практике своей работы я использую разные виды проектов: информационные, исследовательские, продуктивные, практико-ориентированные.

Информационные или поисковые проекты предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления — доклада, реферата. Такие проекты применяю в работе со школьниками разного возраста и разного уровня подготовки. При этом часто стирается болезненная грань, которая делит класс на слабых и сильных учеников. Так, ученик, слабо успевающий по другим предметам, может оказаться аквариумистом и блеснуть своими знаниями перед одноклассниками.

Доклад — это всегда закономерный итог самостоятельной поисковой работы по определенной теме. Навыки самостоятельности очень важны в современном обществе — усиливающийся поток информации диктует необходимость быстро ориентироваться в нем и извлекать наиболее существенные знания. Понимание того, что результаты работы нужно будет представить публично — также важный положительный мотив для юного исследователя. Как правило, ребята при этом более ответственно относятся к выполнению работы, критично оценивают результаты, стараются быть убедительными. А это значит, учатся анализировать, выделять главное, сравнивать, то есть выполнять мыслительные операции. Помощь учителя заключается в обучении специальным навыкам: умению работать с библиографическими источниками и указателями, правильности цитирования текста, грамотности оформления реферата. И еще один важный момент. Публичная защита работы учит четко излагать мысли и факты, а также аргументированно отстаивать свою точку зрения. Эти умения еще не раз пригодятся ребятам в дальнейшей учебе и жизни.

Работу над исследовательскими проектами провожу во внеурочное время, всегда нацеливаю ребят на глубокое изучение проблемы и защиту собственных путей ее решения. Выбор тематики проекта в разных ситуациях может быть различным: в одних случаях она определяется с учетом учебной ситуации, в других — может быть предложена самими учащимися. Например, ученица 7 класса обратила внимание на интереснейшее явление аллелопатии, а вышла на проблему фитонцидов, антимикробные свойства которых хорошо известны и используются в медицине.

Проект имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям: аргументированно показана актуальность темы, сформулированы проблема исследования, его предмет и объект, обозначены цель и задачи, определены методы, в том числе экспериментальные, опытные. Работая над проектом, ученики получают «живые знания» — одно дело прочитать в учебнике, совсем другое — наблюдать за увлекательным процессом. Исследовательская работа приучает к ответственности, точности и аккуратности, на практике показывает, как хрупок живой организм, вызывает желание бережного к нему отношения. Пусть это небольшой шаг к формированию мировоззрения ребенка, но этот шаг он делает осмысленно и самостоятельно.

Интересная работа по развитию экологического мышления проводится через продуктивный проект «Я вам пишу…», который охватывает практически все возрастные группы — от младших школьников до выпускников, дает возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании «письма». Малыши в своих работах «Как я сделаю Землю зеленой и красивой», может быть, впервые задумываются о том, как величественна и удивительно многообразна природа, как она исчерпаема и ранима, предлагают свои природоохранные решения. В судьбе природы — наша судьба. Старшеклассники рассуждают о нуждах цивилизации, нравственных проблемах, климатических катаклизмах и других аспектах нашего нынешнего и будущего бытия в «Письмах к цивилизованному человеку». Они уже понимают, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются в то же время проблемами экологическими. И способы, средства их решения могут быть лишь общечеловеческими.

«Письмо к курильщику» — это размышления восьмиклассников о вреде пагубного пристрастия, возможность выразить свое отношение к курению и дать ему оценку. Содержание этих писем показывает, что подростки осознают огромный вред курения и связывают его не только с отрицательным влиянием табачного дыма на организм самого курильщика. Очень важно, что школьники выступают здесь в роли пропагандистов: выдвигая собственные аргументы и факты против употребления табака, у самих ребят формируется отрицательное отношение к курению. Материалы этого проекта использую в работе лектория, для оформления выставок к неделе биологии, газет на соответствующую тему.

Сегодня как никогда актуальны слова классика отечественной методики биологии Н. М. Верзилина: «Школьные программы нацеливают на воспитание детей в духе охраны природы. А как может учащийся охранять природу и воспроизводить ее, не зная ее, не полюбив ее, когда он не держал в руках ни одного растения или животного, не выращивал их». Наша школа расположена рядом с сосновым бором, одним из интереснейших объектов для наблюдения и изучения. Каково состояние биогеоценоза сегодня? Почему коренной лес, устойчиво существовавший на протяжении многих десятков лет, сейчас угнетен? Почему это угнетение происходит за относительно короткий исторический промежуток времени, буквально на наших глазах? Конечно, ответы на эти вопросы школьники могут найти и в книгах, но ценность практико-ориентированного проекта в том и заключается, что ребята на конкретном местном материале убеждаются в теоретических положениях, могут вместе критически отобрать все факты «за» и «против», из многообразия причин угнетения леса выделить главную: антропогенный фактор.

Проект «Биологический мониторинг соснового бора», начинавшийся как исследовательский, стал практико-ориентированным — решение проблемы уменьшение последствия человеческой деятельности на сосновый бор. Для этого была составлена программа природоохранных действий в рамках экологического направления работы школы, включающая следующие пункты: широкое освещение проблемы, формирование бережного отношения к сосновому природному комплексу, проведение лесоочистительных мероприятий. Ежегодно в школе создаются экологические десанты по очистке бора и расположенной в нем реки Уват. Комплекс мероприятий, проводимый в рамках этого проекта, позволяет формировать бережное и грамотное отношение к своему природному окружению, определяющему условия жизни человека.

Своей прямой обязанностью как учителя биологии считаю поддержание проекта «Зеленая школа». Вместе с детьми в рамках этого проекта проводим озеленение школы и прилегающей к ней территории: черенкование и посадку комнатных растений для оформления классов и коридоров школы, оформление цветочных клумб. Работа с комнатными растениями способствует активизации познавательной активности, влияет на эмоциональную и действенную сферы учащихся. Эта обязательная работа привлекательна для детей, так как обращена не только к их уму, но и к сердцу, им нравится получаемый результат: с каждым годом школа становится зеленее и наряднее. В результате этой работы формируется система практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к живым организмам.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, сосновый бор, знание, работа, ребята.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы)

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы)

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей

Задать вопрос