Элементы цветоводства (растениеводства) как одно из средств в системе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Приписнова, С. Е. Элементы цветоводства (растениеводства) как одно из средств в системе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / С. Е. Приписнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4630/ (дата обращения: 21.11.2024).



Благодаря восприятию прекрасного в природе

и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.

В. А. Сухомлинский

Работая в детском саду, я столкнулась с такой проблемой, как недостаток в ДОО объектов живой природы, при взаимодействии с которыми, дети могли бы нарабатывать и проявлять такие качества как забота, ответственность, гуманное отношение к природе, чувство милосердия, развивать современное экологическое мышление, творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности. Недостаток объектов живой природы проявляется в том, что в помещениях групп запрещено держать животных, птиц и рыб. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

И я задалась вопросом, как, исходя из условий, разрешенных в ДОО, воспитывать вышеописанные качества? Ответ мне подсказали сами дети, выразив огромный интерес к моему увлечению цветоводством. Они наблюдали, как мы — сотрудники нашего детского сада — весной выращиваем рассаду цветов для украшения территории нашего детского сада, подходили, смотрели, задавали вопросы, высказывали свои идеи, свои пожелания, рассказывали о том, какие цветы выращивают их родные, рассказывали о своих любимых растениях. И я решила, отталкиваясь от интересов детей, разработать систему дополнительной проектной — исследовательской работы с детьми по цветоводству и растениеводству, что позволит расширять их представления о необходимых факторах жизни растений, знакомить с видами декоративных и овощных растений, подходящих для нашего климата, объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, ответственность, желание заботиться, закладывать основы экологической культуры личности. Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой, расширять представления о классификации декоративных растений, развивать современное экологическое мышление, творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, закреплять желания отражать впечатления в изобразительной деятельности.

Целью и задачами моей педагогической деятельности стали:

Цель: Создание условий для развития экологического мышления и экологической культуры с помощью элементов цветоводства, растениеводства (и ландшафтного дизайна).

Задачи:

– Ознакомление с природой и природными явлениями.

– Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

– Формирование первичных представлений о природном многообразии растений планеты Земля.

– Формирование элементарных экологических представлений.

– Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

– Воспитание умения правильно вести себя в природе.

– Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

– Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;

– Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

– Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

– Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Моя педагогическая идея — это создание условий для формирования человека с новым экологическим мышлением и воспитания активной и творческой личности. Основная цель данной педагогической идеи –создание условий для формирования таких качеств личности, как доброта, милосердие, наблюдательность, забота, ответственность у детей старшего дошкольного возраста через проектную, экспериментальную деятельность по цветоводству (с элементами ландшафтного дизайна)

Для достижения этой цели мною определены следующие задачи:

– создать условия для формирования таких нравственных качеств личности дошкольников как милосердие, чуткость, сострадание, ответственность, желание заботиться.

– создать условия для активной деятельности дошкольника на осознанное сохранение природы;

– создать условия для развития познавательного интереса к миру природы;

– создать условия для привития трудовых природоведческих навыков;

– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, закреплять желания отражать впечатления в изобразительной деятельности

– вести активную совместную работу с родителями и детьми.

Деятельностный аспект моего личного вклада, как педагога, в развитие образования, это проектная деятельность с детьми и их родителями по темам: «Комнатные растения», «Наш цветущий участок», «Наш огород», «Цветы — лучший подарок», а также различные виды творческой активности с детьми – «Вдохновленные цветами».

Диапазон личного вклада воспитателя в развитие образования:

– Разработаны и проведены проекты по теме экологического воспитания.

– Вовлечение родителей в проектную деятельность.

– Параллельно проведена творческая деятельность с детьми по закреплению желания отражать впечатления от общения с растениями в изобразительной деятельности.

– Пополнена развивающая предметно-пространственная среда.

– Изготовлен Лэпбук «Мой сад»

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты:

– Опыт работы показал, что вышеописанная мной работа положительно сказывается на усвоении экологических представлений у дошкольников и помогает повышению уровня разностороннего развития и воспитания детей.

– Обновление и качественное улучшение системы экологического воспитания дошкольников дает возможность искать более интересные формы работы, что способствует развитию интереса и эмоционального отклика детей к данной сфере.

– Проектная и творческая деятельности несут в себе огромный вклад в формировании экологических представлений детей, помогая закреплять и расширять познания детей.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных видах декоративных растений. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.

Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в дошкольном учреждении, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, детей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей. Хочется верить, что любовь к природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Литература:

  1. Программа «Экологическое воспитание в детском саду»//О. А. Соломенникова, М. Мозаика-Синтез, 2009. с 2–7 лет
  2. «Юный эколог» / Николаева С. Н. // В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 2017 с 3–7 лет
  3. Юный эколог — система работы в старшей группе детского сада / С. Н. Николаева, — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  4. Юный эколог — система работы в подготовительной группе детского сада / С. Н. Николаева, — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
  5. О. А. Соломенникова / Ознакомление с природой в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, для занятий с детьми 5–6 лет
  6. О. А. Соломенникова / Ознакомление с природой в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, для занятий с детьми 6–7 лет
  7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду- М.Мозаика-Синтез, 2014г. для занятий с детьми 5–6 лет
  8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду- М.Мозаика-Синтез, 2017г. для занятий с детьми 6–7 лет
  9. Комарова Т. С., Развитие художественных способностей дошкольников — М. Мозаика-Синтез, 2016. с 3 до 7 лет
  10. Проектная деятельность дошкольников 5–7 лет. Пособие для педагогов. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. ФГОС Издательство: Мозаика-Синтез (Россия) 2014.
  11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/10/26/analiz-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu
  12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/04/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-vospitanie-dobroty
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, природа, ребенок, детский сад, изобразительная деятельность, современное экологическое мышление, создание условий, экологическое мышление, гуманное отношение, живая природа.

Похожие статьи

Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Семейные спортивные праздники как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Похожие статьи

Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Семейные спортивные праздники как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Задать вопрос