Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Авторы: Ладатко Наталья Федоровна, Бабаева Альзира Мирзебековна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 27.05.2020
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Ладатко, Н. Ф. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста / Н. Ф. Ладатко, А. М. Бабаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5309/ (дата обращения: 16.12.2024).
В рамках воспитания экологической культуры у дошкольников происходит формирование экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания детей.
Основными задачами моей педагогической деятельности в данном направлении являются следующие:
− развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений посредством использования современных технологий, методов и приемов работы;
− обогащение развивающей предметно — пространственной среды с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
− повышение экологической грамотности родителей воспитанников, осуществление взаимодействия с семьями воспитанников.
Создав необходимые условия для экологического воспитания детей, я старалась подбирать наиболее эффективные современные технологии, методы и приемы работы с детьми. Поэтому для достижения поставленных задач моя работа в данном направлении представляла собой систему по формированию экологической культуры детей в процессе реализации совместных мероприятий, проведении занятий, организации наблюдений, экспериментов с воспитанниками.
При организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) ребята знакомились с животными, растениями и условиями их обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдения. В работе использовала демонстрационные и учебные пособия, рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы, что позволило сформировать у детей отчетливые представления. Дети учились умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Особенно интересно проходили занятия в форме путешествий, занятий-конкурсов, занятий-экспериментов, квест-игры. При организации экологических игр дети расширяли и закрепляли имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные экологической направленности.
Для привлечения внимания и развития интереса детей в работе применяю экологические сказки. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сказок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Дошкольники — прирожденные исследователи. Экспериментирование — один из методов экологического воспитания. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности.
В группе создана развивающая предметно — пространственная среда: уголок природы, мини — лаборатория для экспериментирования (материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься); зона библиотеки (это книги, энциклопедии экологической направленности); зона коллекций (предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков); выставочный уголок (рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности); оформлены календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты — схемы «Кто, где живёт?»; подобрана картотека опытов, экологических игр по всем возрастам. С целью поддержки познавательного интереса ребенка, совершенствования его познавательно-исследовательских умений совместно с родителями оформлены тематические альбомы «Вода — это жизнь!», «Животные Севера», «Край, в котором я живу», «Необычные опыты в домашних условиях», «Игры-путешествия в прошлое предметов», картотека «Опыты и эксперименты в домашних условиях».
Проведение экологических акций «Сохраним елку — красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Мы чистим мир» еще одна из интереснейших форм работы, в ходе которых у детей формируется экологическое сознание и желание сохранить природу для будущего поколения.
В итоге в подготовительной группе целью стало — обобщение, расширение и уточнение представлений детей об окружающем мире. Данная работа по формированию экологических знаний в течение нескольких лет привела к созданию масштабного годового проекта «Экологическая азбука». Участники проекта являются педагоги учреждения, воспитанники всех возрастных групп, родители. В основе проекта лежат тематические дни и недели, посвященные экологическим датам. В соответствии с проведением мероприятий в рамках реализации проекта «Экологическая азбука» в группе в течение года оформлялся познавательно-информационный стенд, а также познавательная информация располагалась в холле учреждения для детей и родителей. Разнообразие экологических событий, мероприятий позволяет расширить кругозор, развивать познавательные способности воспитанников, учит устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Таким образом, мероприятия проекта способствовали формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.
Направление деятельности реализации проекта:
Тематические познавательные занятия ибеседы. В течение учебного года проведены познавательные занятия: «Всемирный день журавля», «Мы чистим мир», «День детского здоровья», «Международный день защиты животных», «Всемирный день хлеба», «Всемирный день домашних животных», «Всемирный день полярного медведя», «Вода вокруг нас», «Всемирный день Земли», «Всемирный день окружающей среды», «Международный день птиц».
Развлечения ипраздники: развлекательное мероприятие в бассейне учреждения «По морям, по волнам», утренники «Именины осени», праздник «Синичкин день», развлечение «Веселый день рождения Деда Мороза», спортивный праздник «Зимние забавы», праздник Солнца, музыкально — тематическое развлечение по сказке «Двенадцать месяцев» и т. д.
Викторины, интерактивные игры иквест-игры: викторина «В мире животных», квест-игра «В поисках весны», викторина «Берегите лес!», интерактивная игра «Птицы нашего края».
Реализация краткосрочных проектов: «День рождения хлеба», «Край, в котором я живу», «Кто такие пингвины»
Экскурсии: в библиотеку организовывались с детьми старшего дошкольного возраста в течение учебного года; экскурсии в музейно-выставочный центр.
Оформление выставки «Огород на окне». Участие вконкурсах иакциях: акции «Мы чистим мир», акция «Помоги другу», «Сохраним белых журавлей».
Достигнутые результаты по итогам реализации проекта «Экологическая азбука». Результаты-продукты:
− каталог презентаций и игр экологической направленности;
− конспекты мероприятий экологической направленности;
− комплекты информационно-познавательного материала для размещения на стенде в холле учреждения;
− разработаны и проведены авторские интерактивные игры экологической направленности «Птицы нашего края», «Животные Севера».
Опыт работы показал, что система работы, направленная на формирование у дошкольников экологической культуры, и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию бережного отношения к природе.