Экологический проект «Музей природы родного края»
Авторы: Голубова Светлана Владимировна, Емельянова Любовь Федоровна, Перепечаева Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.11.2016
Статья просмотрена: 1013 раз
Библиографическое описание:
Голубова, С. В. Экологический проект «Музей природы родного края» / С. В. Голубова, Л. Ф. Емельянова, И. А. Перепечаева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11412/ (дата обращения: 16.11.2024).
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
Росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
У людей, живущих в современном мире, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных. Человечество физически страдает от загрязнения воздуха, воды, почвы. Мы владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда мудро и по-хозяйски заботливо ведем себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что и дети рассматривают живые объекты природы как неодушевленные предметы. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого малыша столько холодности и безразличия? Не от нас ли взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров. Но позиция воспитателя по этому вопросу способна изменить ситуацию. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту детей, вызывают устойчивый интерес, стимулируют желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю является актуальным на современном этапе.
Любить природу недостаточно, нужно еще и видеть место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано. Это значит, что необходимо воспитать дошкольника с экологическим мировоззрением, а основы любви к родному краю закладываются именно в детстве.
Дошкольный возраст — это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. Экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
Проблемная ситуация: Наш МБДОУ — детский сад № 41 расположен вблизи парковой зоны, совершая прогулки, экскурсии в парк мы видим картину потребительского отношения к природе, разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить — значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее.
На основе первоначальных диагностических данных по экологическому воспитанию разработан проект «Музей природы родного края», в котором представлен подробный план работы, позволяющих обеспечить достижение максимально возможных результатов.
Объектом исследования комплексного экологического проекта, стали флора и фауна Старооскольского района.
Цель проекта:Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно — бережного отношения к ней.
Задачи проекта:
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника о родном крае.
- Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию;
- Развивать познавательный интерес к миру природы старооскольского района, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
- Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о родном крае.
- Воспитывать любовь к природе, ответственность за её сохранность.
- Создать с детьми свою Красную книгу родного края.
Количество участников: 25 человек.
Длительность проекта: 1 год.
Форма совместной деятельности: сотрудничество.
Сроки проекта: сентябрь-май
Место проведения: Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Рудничный, детский сад № 41 «Семицветик»
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по экологии.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Основной этап:
- Проведение цикла занятий, экскурсий.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
- Открытое занятие.
- Оформление макета.
- Оформление фотовыставки.
- Оформление выставки рисунков, поделок, посвященной родному краю.
- Создание Красной книги родного края.
Методы иприемы проведения проекта:
- Чтение художественной литературы.
- Чтение энциклопедий.
- Экскурсии.
- Рассматривание иллюстраций.
- Беседы.
Содержание мероприятий по реализации проекта
Форма проведения |
Тема |
Дата проведения |
Непосредственно образовательная деятельность |
Земля — наш общий дом. Человек — часть природы. Будем беречь и охранять природу. Кто в этом лесу живет? Птицы родного края. Насекомые родного края. Лекарственные и ядовитые растения нашего родного края. Первоцветы — вестники весны. |
Первая неделя месяца |
Экскурсии |
Сезонные экскурсии в лес. |
В течение года |
Посещение зоопарка, дендрария |
Дикие животные нашего края. Растения нашего края. |
Апрель, май |
Подвижные игры |
Земля, вода, огонь, воздух. Сова. Ястреб и утки. Медведица и медвежонок. Сокол и лиса. Птичка. Цветы. |
Утреннее, вечернее время прогулки |
Дидактические игры |
Неживая и живая природа. Кто где живет? Какие бывают растения? Съедобное-несъедобное. С кем дружит ель, кедр, мухомор? Что где растет? Почему они исчезают? Чьи детки на ветке? Угадай, какое время года? Назови первоцвет. Угадай правильно. Угадай по описанию. Эхо. Закончи предложение. Назови дерево. Волшебный поезд. Лес — многоэтажный дом. Кто рядом живет? Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Экологический светофор. Природа благодарит и сердится. |
В течение дня |
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о природе и человеке |
Непосредственно образовательная деятельность. Прогулки в утреннее и вечернее время. |
|
Выставка детских рисунков |
Я люблю свой край родной. |
Декабрь |
Открытое занятие |
По страницам Красной книги. |
Сентябрь |
Работа с родителями: оформление макета Фотовыставка Выставка поделок |
Наш край родной. Мы — друзья природы. |
Ноябрь Январь Апрель |
При разработке педагогического проекта по формированию основ экологической культуры были учтены дидактические принципы; от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему.
Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению экологических навыков и умений. Знания о правилах поведения в природе помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей по отношению к природе, оказывают влияние на формирование осознанно — бережного отношения к растениям и животным. Формирование знаний — не самоцель в нашей работе, главное — это формирование осознанно — бережного отношения ко всему, что окружает ребенка.
Все это дает возможность детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Литература:
- Старый Оскол. (Краеведческий сборник), Белгород, 1958; Города Белгородской области, Воронеж, 1973.
- Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева, 1994.
- Шенников А. А. Червленый Яр. Общие вопросы истории Червленого Яра и соседних районов — gumilevica.kulichki.net
- Официальный сайт Администрации Белгородской области.
- КАВИКОМ — интернет-портал Старооскольского округа