Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Логопедический досуг «День родного языка»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
24.02.2019
5630
Поделиться
Библиографическое описание
Токарева, Е. А. Логопедический досуг «День родного языка» / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3948/.


Цельактуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;
  2. Упражнять детей в образовании новых слов;
  3. Актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;
  4. Обогащать речь детей пословицами о языке;
  5. Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
  6. Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;
  7. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (подготовительные к школе группы).

Оборудование: картинки-карточки, магнитная азбука, 2 магнитные доски.

Практическая значимость. Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.

Ведущий — учитель-логопед. Форма проведения — интеллектуальное соревнование между двумя командами, которое оценивает жюри. Оценка: за каждый правильный ответ каждой команде присуждается один балл, в случае неправильного ответа — ноль баллов, победившая команда выявляется путем простого подсчета баллов.

Ход логопедического досуга:

Приветствие:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. (Отвечают дети)

— А в какой стране мы живём? (В России)

— Как называют жителей нашей страны? (русские).

— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).

— Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские)

А на каком языке говорят:

украинцы — украинском;

белорусы — белорусском;

поляки — польском;

немцы — немецком.

Я предлагаю вам сегодня, ребята, посоревноваться в знании русского языка. Команды, представьтесь (по очереди называются). Начнем наше соревнование зарядкой для ума 1 конкурс «Разминка». Отвечать надо быстро. Задание каждому представителю команды.

Разминка для ума, вопросы 1-й команде:

  1. Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
  2. Назови последний звук в слове «дом» (М)
  3. Назови первый звук в слове «кино» (Кь)
  4. Назови первый весенний месяц (март)
  5. Какой сегодня день недели? (вторник)
  6. Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
  7. Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
  8. Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
  9. Сколько весенних месяцев? (три)
  10. Сколько звуков в слове «снег» (4).

Разминка для ума, вопросы 2-й команде:

  1. Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)
  2. Назови первый звук в слове «сани» (С)
  3. Назови последний звук в слове «день» (Нь)
  4. Сколько слогов в слове «мышь» (1)
  5. Назови последний зимний месяц? (февраль)
  6. Какой последний день недели? (воскресенье)
  7. Назови гласный звук в слове «дочь» (О)
  8. Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)
  9. Сколько месяцев в году? (12)
  10. Сколько звуков в слове «волк» (4)

2 конкурс «Слова— друзья». Назови по-другому (по 4 слова каждой команде)

  1. Конура — будка (слайд 6)
  2. Врач — доктор (слайд 6)
  3. Школьник — ученик (слайд 7)
  4. Еда — пища (слайд 7)
  5. Грустный — печальный (слайд 8)
  6. Храбрый — смелый (слайд 8)
  7. Красивая — прекрасная (слайд 9)
  8. Трусливый — пугливый (слайд 9)

3 конкурс«Замени букву».

Вызываются 2 команды к мольбертам. Перед ними слово: 5 слов ТОЧКА. Задание: прочитайте слово, замените первую букву в этом слове, чтобы получились новое слово, используя данный набор букв (Д, П, Б, М, К).

Слова: ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА.

4 конкурс — Игра «Скажи наоборот»

Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу. (Каждой команде называется пять словосочетаний).

  1. Большой дом — маленький дом.
  2. Широкий ремень — узкий ремень
  3. Толстый шарф — тонкий шарф
  4. Горячий чай — холодный чай/напиток/сок
  5. Длинный ремень — короткий ремень
  6. Высокий забор — низкий забор
  7. Громкий плач — тихий плач/звук
  8. Веселый ребенок — грустный ребенок
  9. Птицы летят далеко — птицы летят близко
  10. Идет вперед — идет назад

5 конкурс«Многозначные слова».

Ребята, посмотрите, что изображено? Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).

Рис. 1 Многозначные слова

Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка!

6 конкурс— Конкурс капитанов.

Из каждой команды приглашается капитан. На 2 мольбертах написано по 1 слову. Задание: зачеркните одну букву в этом слове, и получится новое слово. На задание отводится ровно одна минута, время пошло (звук секундной стрелки часов).

Слова: КРОТ — РОТ, ГРОЗА — РОЗА.

7 конкурс«Пословицы».

Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. Я начну, а вы договаривайте:

Язык до Киева …. (доведёт)

Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)

За словом в карман… (не полезет)

Языком не спеши, ….. (спеши делом/ а делом не ленись)

А теперь вы назовите пословицы о русском языке. Игра между командами, кто больше назовет пословиц.

8 конкурс «Фразеологизмы».

Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?» — замолчи, «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.

Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.

  1. «Бежать сломя голову» — очень-очень быстро

Рис. 2. Бежать сломя голову

  1. «Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого

Рис. 3. Глаза разбежались

  1. «Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться

Рис. 4. Считать ворон

  1. «Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать

Рис. 5. Наврать с три короба

  1. «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем

Рис. 6. Намотать на ус

  1. «Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий

Рис. 7. Все в руках горит

Итоги: ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке. Пока жюри подсчитывает баллы, давайте отдохнем (физкультминутка).

Литература:

  1. Шашкина Г.Р, Логопедическая работа с дошкольниками \Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6–9 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2016.
  3. Володина В. С. Альбом по развитию речи. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
  4. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.
  5. интернет-ресурс: http://idi-k-nam.ru/post387791704
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный