Программа «Школьное лесничество». Экологическое воспитание школьников
Автор: Свиязов Сергей Васильевич
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.
Дата публикации: 15.01.2016
Статья просмотрена: 430 раз
Библиографическое описание:
Свиязов, С. В. Программа «Школьное лесничество». Экологическое воспитание школьников / С. В. Свиязов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/567/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.
Программа «Школьное лесничество» Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения «Захарьинская ООШ».
-
Информационная карта
- Программа “Школьное лесничество”.
- Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.
- Авторы программы: Бунин А. М. –участковый лесничий Мясноборского лесничества, Свиязов С. В.- учитель биологии и географии МАОУ «Захарьинской ООШ».
- Адрес: Новгородская обл., Новгородский район, д.Захарьино, ул.Рахманинова, д.6
-
Структура программы:
— теоретическая часть — 150 ч;
— практическая часть — 80 ч;
— исследовательская часть — 32 ч.
- Практическая часть осуществляется в условиях летнего экологического лагеря с июня по август, а также осенью и зимой по выходным дням.
- “Зеленая лаборатория” школьного лесничества — обустройство пришкольного участка(территории). Озеленение школьного двора(посадка сосен, ёлочек).
- Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научноисследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить во 2–9 классах.
- Цели и задачи программы
Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.
Задачи:
— укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемых территориях, развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;
— осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.
- Отличительные особенности программы:
Разработанная программа школьного лесничества учитывает национально-региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно-культовом комплексе Новгородского края.
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края — экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.
-
Тип и вид программы
- Возрастной контингент обучающихся — 7–15 лет.
- Статус — объединение.
- Вид программы — межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).
- Состав группы –сменный.
- Срок реализации программы — 3 года
- Формы и режим занятий
Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в Новгу на лесохозяйственный факультет, работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий — 2 часа в неделю.
- Ожидаемые результаты
Программа нацелена на следующие результаты:
— развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей — ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;
— профессиональную ориентацию лесотехнического направления;
— ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
— привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
— получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;
— практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;
— умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет, благоустройство территории школы, изготовление кормушек, скворечников;
— умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;
— участие в экологических акциях; научнопрактических конференциях школьников;
— воспитание юных хозяев леса — будущих кадров “зеленого цеха”;
- Подведение итогов реализации программы
Предусматриваются следующие формы:
— выставки;
— научно-практические конференции “Шаг в будущее”;
— школа тьюторов: выступления с докладами;
— пресс-конференции “Войди в лес с другом”;
— круглый стол с учеными НовГУ по экологии и криологии;
— конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;
— экологическая спартакиада;
— конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;
— научно-исследовательская работа учащихся;
-
Содержание программы
- Основы лесоведения и лесоводства — 150 ч:
— Мой Новгородский край. Легенды и рассказы старожилов.
— История создания лесокультур.
— Природнокультовые объекты леса.
— Лес — наше богатство.
— Основы лесоведения и лесоводства.
— Изучение леса в селе Захарьино.
— Лесной биоценоз, его охрана.
— Лесная подстилка — “одеяло почвы”.
— Дары нашего леса.
— Мелодии леса — птицы.
— Звериными тропами наших лесов.
— Парад лесных ягод.
— Грибное лукошко.
— Лесная аптечка.
— Лес и здоровье человека.
— Роль леса. Биосферное значение леса.
— Культура общения с природой.
— Традиции русского народа по охране леса.
— Народные промыслы нашего края.
— По лесным экологическим тропам.
— Мой любимый уголок леса.
— Писатели и поэты о красоте родного лесе.
— Рубка леса. Очистка мест рубки.
— Посади свое дерево.
— Полезные насекомые леса.
— Подведение итогов работы.
8.2. — Исследовательская и практическая работа — 32 ч:
— геоботаническое описание лесного массива;
— флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;
— фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;
— ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;
— фенологическое состояние растений;
— фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса;
— учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;
— наблюдения за хвоелистогрызущими насекомыми;
8.3. — Опыты в школьном лесничестве — 80 ч:
— правила очистки лесов и лесных насаждений;
— подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;
— размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;
— размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;
— определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;
— наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;
— создание кабинета лесничества;
— создание зеленой зоны вокруг школы.