Экологическое воспитание школьников города Ишима во внеучебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Лавриков, А. В. Экологическое воспитание школьников города Ишима во внеучебной деятельности / А. В. Лавриков, А. Ю. Чупина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 812-814. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11363/ (дата обращения: 16.12.2024).

У природы всего четыре больших декорации — времена года, вечно одни и те же актеры — солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей.

А. Ривароль

Общеизвестно, что на сегодняшний день в мире сложилась сложная экологическая ситуация. Глобальное потепление, вымирание редких видов животных, участившиеся лесные пожары, ураганы и наводнения заставляют бить тревогу ученых-экологов всего мира. Развитие цивилизации (урбанизация, расцвет промышленности) привело к чрезмерному загрязнению окружающей среды, и состояние ее ухудшается с каждым годом. При этом основная проблема современного общества состоит в небрежном отношении людей к природе, отсутствии у населения элементарного экологического воспитания. Современные учебные программы пытаются наверстать упущенное, проводя экологическое воспитание школьников. Экологическое воспитание следует осуществлять с дошкольного возраста, чтобы, став школьником, ребенок уже имел некоторые знания в этой сфере. [1]

Под экологическим воспитанием мы, вслед за Сухомлинским Василием Александровичем, понимаем, что это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Исходя из вышеописанной актуальности работы, нами поставлена цель: предложить учебным заведениям систему работы по экологическому воспитанию обучающихся.

Для выполнения цели мы предлагаем использовать следующие формы работы:

-          проведение викторин, дискуссий, коллективного творческого дела (КТД), открытого микрофона по актуализации теоритических знаний по экологии;

-          походы и выезды на природу (в лес, поле, к водоему) с целью наблюдения за природными явлениями;

-          свободное общение на тему взаимоотношения «человек — природа».

В городе Ишиме есть всё необходимое для выполнения данных мероприятий. В школах на классных часах учитель может провести теоретические занятия по экологическому воспитанию. В окрестностях города имеется большое количество озер, рек, для походов на природу также имеется достопримечательность нашего города — Синицинский бор, где можно провести экскурсии по изучению флоры и фауны Ишимского района, а также хорошо провести время и просто отдохнуть. Но лесная зона нашего города не ограничивается Синицинским бором, походы и экскурсии можно осуществить в Березовую рощу и Лесной Массив Народный парк. [2]

Детям младшего школьного возраста следует подавать информацию дозированно, основываясь на базовых понятиях природоведения. Например, сначала ребенок должен усвоить, что природа — это не собственность людей, а живая материя, и ее нельзя обижать. Дети должны научиться различать понятия хорошо/плохо: подкармливать птиц хорошо, а ломать ветки деревьев — плохо, посадить дерево — правильно, а сорвать цветок — неправильно. Рекомендуется проводить игровые занятия, направленные на усвоение этого материала. Во время пребывания на природе следует приучать детей к основному научному методу — наблюдению. Начальная школа не предполагает никакого анализа, а лишь накопление базы знаний.

Свои плоды приносит и общение с животными в домашних условиях и в живых уголках. Поначалу дети общаются с животными, потому что это просто интересно; затем наступает момент, когда ребенок осознает, что заботиться о живом существе — это хорошо, приятно и правильно, а позже приходит понимание необходимости такой заботы.

Когда дети, получающие подобное экологическое образование, вырастают и становятся старшеклассниками, построить работу с ними уже гораздо легче. Старших школьников, увлеченных экологией, можно организовать в экологический кружок, где проводить особо интересные исследования и даже научные эксперименты. Кроме обычных теоретических и практических занятий, можно устраивать:

-         тематические дискуссии, диспуты, беседы;

-         «экологические игры»: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», олимпиады и викторины;

-         школьные ток-шоу.

Для совместной деятельности учителя и школьника по экологическому воспитанию мы предлагаем провести коллективное творческое дело на тему «Экологическая тропа».

Коллективное творческое дело — вид познавательно — увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. Мероприятие, которое преследует не только развивающие цели, но и воспитательные, практические. На первом этапе педагог выбирает маршрут. На втором этапе проводиться коллективное планирование дела, проводится «сбор — старт», обсуждаются идеи дела. На третьем этапе необходима специальная работа, нужно написать сценарий, продумать путь маршрута. Четвертый этап характеризуется непосредственным проведением КТД. На пятом этапе участники проводят рефлексию, которая способствует установлению обратной связи между педагогом и участниками маршрута. И на последнем этапе идет обсуждение ближайшего последействия КТД, разрабатывается новый маршрут на будущее. [3, с.147]

Экологическая тропа рассчитана на взаимодействие обучающихся. Педагоги на такой тропе приобретают опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях. Дети могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов — водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут своими глазами увидеть антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества. Маршрут тропы выбирается с учетом решения воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. При выборе маршрута учитывается привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде. Изучение видового многообразия отвечает учебной программе по ботанике и зоологии. Здесь важное значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных исследований или включаются в рассказ экскурсовода. При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы маршрут охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа использовались элементы антропогенного ландшафта. Это разнообразные транспортные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, памятники истории. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии ребят в решении экологических проблем. Хорошо, если каждый коллектив, посетивший экологическую тропу, оставит ей на память свой, сделанный своими силами традиционный объект — скамью, столбик с орнаментом, мостки, изгородь, как-то обустроит участок маршрута. Это может отражаться в исторической летописи Вашей тропы, а обустроенный участок на самой тропе может как-то свидетельствовать о своём авторе-разработчике (небольшая табличка, некий памятный отличительный знак, выложенный из камней, резной знак на сухом дереве, просто — валун-камень).

Необходимость нравственно-экологического воспитания школьников должны понимать не только учителя предметники. Привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии — вот одна из целей современного образования. Не только школа, но и семейное окружение должно помочь ребенку понять важность этого вопроса. И кто знает, возможно, именно ваш ребенок станет в будущем известным экологом и найдет решение проблемы, как спасти природу от разрушения.

Литература:

1.      http://www.smoladmin.ru/people/ecolog/ecolog_problem.html

2.      http://nesiditsa.ru/city/ishim

3.      Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса: учебное методическое пособие. — Ишим: изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. — 147 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, зрительный образ, экологическая тропа, этап.


Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках литературы

Реализация государственной политики в сфере культуры в Вологодской области

Право людей с ограниченными возможностями на спорт. Результаты социальной политики в Челябинской области

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Готовность педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения к инклюзивной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках литературы

Реализация государственной политики в сфере культуры в Вологодской области

Право людей с ограниченными возможностями на спорт. Результаты социальной политики в Челябинской области

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Готовность педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения к инклюзивной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Задать вопрос