Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Автор: Матюхина Ирина Яковлевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 06.02.2014
Статья просмотрена: 1898 раз
Библиографическое описание:
Матюхина, И. Я. Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста / И. Я. Матюхина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4990/ (дата обращения: 23.11.2024).
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
М. Дудин
В невесёлой гамме наших сегодняшних переживаний всё явственнее просматривается тревога экологическая. Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не желательным, а необходимым. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате — понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент.
Основная цель экологического образования и воспитания состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды. Оно должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Враннем детстве — формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы. Вшкольные годы — способствовать пониманию целостной картины мира. Впериоды взросления и зрелости — развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Проблема экологического образования школьников не надумана, и решение её стало одной из приоритетных задач современной школы. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка. Почему? Да потому, что она окружает малыша с первых дней его жизни. Ребёнок знакомится с природой ещё до того, как произнесёт свои первые слова и сделает самостоятельные шаги.
Наиболее реальным шагом в направлении экологизации начальной школы является усиление экологической направленности курса «Окружающий мир». Изучение экологических связей способствует повышению культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания этих связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание. Материал о связях в природе должен быть обязательным элементом содержания урока. Получая определенную систему знаний, ученики также могут усвоить нормы и правила поведения в природе. Так воспитывается ответственное отношение к окружающему миру.
Учителем обязательно должны учитываться условия экологического воспитания:
1) экологическое воспитание необходимо проводить в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу;
2) надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе мышления, чувств и творчества. [1, с.25] Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что — это наш родной край, земля, которая вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы научить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, педагоги используют разнообразные формы работы.
Экологическая тропа — это разновидность “учебных троп природы”, которые стали активно создаваться в последние годы с целью обучения детей на примере конкретных природных объектов, общения с природой, воспитания бережного отношения к ней. Перед экскурсиями повторяются правила поведения. Они имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека.
Рис. 1. Красота и боль родной природы
Во время прогулок особое внимание следует уделять вопросу охраны природы. Дети очень любят наблюдать за различными объектами в разные времена года. Экскурсии по этой тропинке приносят большую радость и удовольствие ребятам. К сожалению, многие из малышей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними этот удивительный, разнообразный и неповторимый мир.
Урок любви к миру живого продолжается и на уроках технологии, ИЗО, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Дети сами создают природоохранные знаки.
Рис. 2. Природоохранные знаки
Подбор материалов в Красную книгу также привлекает внимание школьников. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у ребят развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.
Особое внимание в работе с детьми педагоги обращают на написание сообщений и подготовку рефератов. Часто предлагаются темы краеведческой направленности, что даёт больше простора для творческого поиска. Эти навыки пригодятся ребятам на уроках естественнонаучного цикла в среднем звене.
Получаемые знания закрепляются в практических делах. В классе дети ухаживают за комнатными растениями в зимнее время, а летом работают на пришкольном участке: поливают цветы на клумбах и грядках, поддерживают чистоту территории школьного двора. Выращенные своими руками цветы можно смело представить на выставке. И красиво, и природе не навредим!
Рис. 3. Красота своими руками.
Изучение комнатных растений развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи. Как известно, многие из них — пришельцы из разных областей земного шара с характерными климатическими и почвенными условиями. Создавая приближённые условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды их обитания.
С введением нового образовательного стандарта в начальной школе всё чаще используется исследовательский метод. Практический опыт показывает, что учащиеся начальных классов не только с удовольствием исследуют, но и могут проводить длительные целенаправленные наблюдения и опыты. Главная цель — это формирование интереса школьников к природе, к самостоятельной познавательной деятельности. Выполнить эту задачу учителям помогает использование проектной технологии. Навыки проектирования пригодятся в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им детей уже в начальной школе. Педагогам не всегда хватает времени для такого рода деятельности на уроках. И тут помогают научные общества учащихся. На этапе, когда дети начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Конечно, осуществить масштабный проект обучающиеся этого возраста пока не могут, но всегда принимают активное участие в акциях по улучшению санитарно-экологического состояния пришкольного участка, его озеленении, наведении порядка в общественных местах. Учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленных целей.
Особенно эффективны в воспитании экологической культуры массовые мероприятия. Системой работы с младшими школьниками стали традиционные праздники. По мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения.
Следует заметить, что только лишь в стенах учебного заведения экологического воспитания недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание уделяется и разъяснительной работе с родителями. Они — самые активные участники в подготовке различных мероприятий.
Игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения, развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки. Дети учатся применять имеющиеся у них навыки. Всё это вместе взятое оказывает существенное положительное влияние на здоровье детей. Систематически необходимо проводить с ними уроки здоровья. Особое внимание следует уделять соблюдению режима дня в различное время года. Только на практических примерах учитель может убедить ребёнка осознанно следить за своим здоровьем. Перед ним ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?”
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о воспитании любви, бережного отношения к ним, каждый учитель стремится к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми хозяевами родной земли.
Уметь заметить красивое в природе, остановиться в изумлении, а главное, сохранить, сберечь всё это — вот главная цель моей работы с детьми. И я чувствую себя счастливой, если во время прогулок ученики, прижав пальчик к губам, чтобы не спугнуть птиц разговором, слушают их пение или, встав на колени, вдыхают запах луговых трав и цветов, не срывая их.
Литература:
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.