Окружающая нас природа — главная и наиважнейшая среда обитания всего человечества. Человек может посредством своего ума достичь очень многого: построить удивительные по красоте здания, собрать очень сложную технику, спуститься на дно самого глубокого океана, пробурить скважину в земле глубиной в несколько километров.
Человек называет себя царем планеты, забывая, что, по сути, на Земле властвует природа.
И именно она задает ток в отношениях между ней и человечеством. Как бы ученые не старались укротить, переделать творения природы, им почти ничего не удается.
Человек до сих пор страдает от природных катаклизмов, не зная, как с ними бороться. Но надо признать, что люди во многом сами бывают виноваты в экологических катастрофах, от которых страдают не только они, но и животные, и окружающая нас среда. В результате этого создаются ситуации, когда природа как бы мстит нам за это и насылает стихийные бедствия, от которых гибнут люди и старые, и молодые.
Землетрясения, наводнения, цунами, торнадо — ученые научились предсказывать их, но не предотвращать. Загрязнение окружающий нас среды достигла таких пределов, что пора уже бить тревогу.
В свете всего этого стоит задача охраны природы и его объектов. В людях нужно пробудить чувства ответственности за сохранность чистоты природы.
Лучше всего эти качества прививать людям в младшем школьном возрасте. Уроки природоведения предусматривают положения, при которых ученики в младших классы общеобразовательной школы учатся знакомится с природой и ее объектами, с живностью, населяющей ее.
Учебники природоведения содержат в себе информацию об живой и неживой части окружающей нас среды. Они построены по принципу других учебников по разным предметным дисциплинам материал в них преподан ученикам переходам от простого к сложному.
Прививать ученикам чувство бережного отношения к окружающей нас среде целесообразно проводить по тому же принципу.
Чаще всего ребенок бессознательно повторяет то, что видит вокруг себя, подражая в этом взрослым или старшим по возрасту детям, чье поведение по его мнению является приоритетным.
В дошкольном возрасте такими людьми для детей являются родители. Ребенок повторяет все то, что он видит дома или то, что ему говорят родители. Надо признать, что в это время в сознании ребенка вопросы охраны окружающей среды и бережное отношение к природе занимает минимальное место.
По достижении школьного возраста ребенок переходит на следующий этап обучения — у него начинаются школьные занятия. Теперь в его жизни появляется новый авторитет — преподаватель. К этому времени ученик уже знает некоторые сведения, имеющие отношения к природе. Он знает названия многих животных, знаком с природными явлениями и имеет представление о временах года.
На уроках природоведения преподаватель ставит перед собой задачу закрепления этих знаний и усвоения в новых элементов, без которых понимание данного предмета в полной мере не представляется возможным.
Данная дисциплина уникальна тем, что ее преподавание можно продолжить и вне уроков.
В младших классах общей образовательной школы программное обучение предусматривает прогулку. Преподаватель выводит учеников на игровую площадку. В это время у него имеется возможность понаблюдать за детьми, за тем, как они ведут себя на улице, как относятся к окружающей их среде. Наблюдения эти дают ему возможность составить план его дальнейших действий. Младший школьный возраст очень восприимчив к играм. Преподавателю нужно учесть это обстоятельство в составлении содержания своих уроков. Прежде всего надо начинать с элементарного. Учитель обращает внимание в учебном классе: он просит детей оглядеться и посмотреть, в каком состоянии находится комната. Ученики, прежде не обращавшие на это особого внимания, теперь оглядываются, чтобы понять разницу между грязными и чистыми классами: для этого учитель демонстрирует картинки с изображениями чистых и грязных классов. После этого предлагает им сравнить картинки с их классной комнатой и определить степень его чистоты. То же самое можно проделать и во время прогулки. Преподаватель задает вопросы касающийся чистоты игровой площадки. Когда ученики определяют степень беспорядка, учитель предлагает ученикам немного прибраться. Важно при этом преподнести свои действия в виде игры или некого соревнования — разбить учеников по группам или по парам, реже поодиночке.
Первый вариант выглядит более предпочтительно, так как этот способ пробуждает в детях дух некого братства, собранного для достижения определенной цели. После разделения нужно определить условия состязания и правила, можно им дать задание собрать как можно больше мусора или очистить максимально большую территорию.
После окончания состязания и определения победителей, раздачи наград, внимание учеников обращается на то, как площадка изменилась после очистки мусора. Преподаватель при этом может в доступной для учеников форме рассказать о вреде, наносимой природе разбросанным мусором.
В последующих прогулках можно будет подойти всем классом к зеленым насаждениям, присутствующим школьном дворе. Учитель обращает внимание детей на деревья и предлагает ученикам вспомнить свои знания о них. Целесообразно доступным языком рассказать детям о значении деревьев в жизни людей. Это занятие тоже можно провести в форме соревнования. При этом можно возродить созданные на прежнем занятии группы для проведения данной игры в нужном ключе.
Ученикам можно задать следующие вопросы:
− какие названия деревьев вы знаете?
− назовите предметы, которые можно сделать из дерева?
Если на предыдущих занятиях делается упор на скорость действий, то на этом предусматривается наклон в сторону эрудиции.
Устанавливается ограничение во времени, по истечении которого заслушиваются подготовленные ответы и определяются победители. Преподаватель после подведения итогов предлагает представить жизнь без перечисленных учениками деревянных вещей, и возможность нахождения им альтернативы. Это создает возможность донести до учеников значение окружающих их деревьев в повседневной жизни.
В последующих занятиях можно коснуться темы фауна, окружающей нас. Преподаватель на уроках рисования предлагает нарисовать рисунок любимого животного. После выполнения задания учитель предлагает ученикам составить небольшой рассказ о нарисованном животном, о том, какую пользу он может принести человеку. Когда ученики выполняют это задание, преподаватель предлагает уничтожить рисунок. Как правило, в этой ситуации ученики теряются, не в силах выполнить данное требования. Именно в этот момент преподаватель может рассказать, к чему может привести уничтожение видов животных и в доступной этому возрасту форме рассказать о международной и республиканской «Красной книге», продемонстрировать картинки включенных в нее зверей. Учитель говорит об необходимости их защиты для блага самих же людей, постепенно приводя мысли учеников к осознанию важности охраны дикой природы.
Для объяснения значения воздуха ученикам дается задание задержать дыхание на некоторое время. После того как дети убедятся в трудности выполнения данного задания, преподаватель рассказывает им сведения, касающиеся воздуха и атмосферы. Данный рассказ можно сопроводить соответствующими наглядными пособиями при помощи технических средств обучения. Можно продемонстрировать рисунки, показывающие дымящиеся трубы заводов и фабрик, изображенных в негативном ключе.
Для объяснения необходимости защиты чистоты воды преподаватель выставляет на обозрения детей стакан чистой питьевой воды и такую же емкость с водой непригодной для употребления в питьевых целях. Преподаватель при помощи наглядных пособий рассказать о существующих в природе запасов чистой питьевой воды и его процентное соотношение с непригодной для питья водой. После всего этого ученикам предлагается поразмыслить над необходимостью сохранения чистой воды для последующей нормальной жизни. Можно при этом в качестве вспомогательного материала использовать сказку о живой и мертвой воде.
Литература:
- «Современное освещение школ». Федюкина Г. В.
- http://www.undp.ru/, 2011.