Уровень развития правовой культуры в российском обществе является показателем его цивилизованности, критерием становления правового государства. Одной из причин распространения в России правового нигилизма является низкая культура — как общая, так и правовая. Следствием этого является отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства. Правовая культура приобретает всё большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития [3, с. 8].
Правовая культура выражает этику взаимоотношений людей в обществе в соответствии с правом, законами. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но применение правовых знаний в жизни, а также уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом, объединяет такие дефиниции, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.
Какие же институты воспитания влияют на формирование правовой культуры старшеклассников?
На наш взгляд, это, прежде всего, семья — первичная ячейка общества, в которой межличностные отношения основаны на любви, привязанности и интимности. Мы разделяем мнение выдающегося социолога П. А. Сорокина (1889–1968), считающего вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления.
Есть немало особенностей современной семьи, так или иначе влияющих на характер воспитания детей и взаимоотношения ее со школой. Отметим лишь два из них: низкую культуру разводов и невозможность семьи угнаться за стремительно меняющимися условиями жизни. Современная семья испытывает большие трудности в выборе стратегии и тактики отношения к своему ребенку, к выбору занятий, друзей и т. п. Родители всегда поначалу неопытны, а сейчас они неопытны несравненно более своих родителей, ибо опыт воспитания, унаследованный ими от родителей, во многом неприменим в современных условиях. Так, если родители нынешних подростков росли в семьях, где было более одного ребенка, а стало быть, имели братьев или сестер, то сегодняшний ребенок в большинстве случаев — единственный в семье [2, с. 433–435].
В настоящее время происходят изменения парадигмы отношений семьи, школы, государства. Если раньше семья помогала школе, государству воспитывать детей, то сегодня государство и школа помогают семье воспитывать детей.
Огромные изменения произошли в мире информации. Сегодня мы констатируем более десятка телевизионных каналов, компьютеризацию социальных процессов, распространения Интернета, видеопродукции и т. д.
Сегодня происходит коммерциализация спорта, образования, культурного досуга. Образование требует все больше материальных затрат на приобретение учебников, канцелярских товаров, спортивных принадлежностей, одежды и обуви; родители озабочены поиском дополнительных источников существования, и это не лучшим образом сказывается на характере общения их с детьми. Они видят друг друга все реже, не говоря уже о том, чтобы поговорить по душам, вместе пойти в кино, театр, парк.
Отчуждение родителей от детей начинается с самого раннего возраста. Детям не поют колыбельных песен, не рассказывают сказки, не читают книг. Ребенок уже с ясельного возраста становится потребителем навязчивой и агрессивной телерекламы. Часто остается один на один с телевизором или в манеже, подвергается наказаниям, смысл которых он понять не может: вчера бросил мягкую игрушку — и ничего, а сегодня нашлепали за то, что бросил фарфоровую чашку. Тяжелое последствие родительского отчуждения — депривация, приводящая к детским неврозам.
Существуют две крайности в отношении родителей к школе: семья полностью полагается на авторитет школы, считая, что педагоги всегда правы, а ребенок всегда виноват, и другая крайность, когда семья не доверяет школе, беря на себя слишком много ответственности в вопросах образования своего ребенка. Истина, как обычно, находится между этими подходами. Конечно, педагоги — люди, которые могут ошибаться, но родители не могут заменить школу с ее систематичностью знаний и общением сверстников в процессе обучения.
Достаточно часто исследователи выделяют три воспитательных подхода родителей, сочетание которых варьируется в зависимости от их установок, тщеславия и темперамента. Первый подход связан со стремлением всесторонне развивать ребенка в домашних условиях. Второй подход заключается в активном побуждении воли ребенка к занятиям, третий — в снятии психического напряжения от огорчений школьной жизни.
Однако наступает подростковый возраст, и семья и школа встречают мощного конкурента во влиянии на ребенка — общество сверстников, которое начинает занимать доминирующее положение. В подростковом и юношеском возрасте наблюдается наибольшая автономия от семьи, и родители должны знать это, и понимать, что крушения их авторитета нет (если авторитет, конечно, был), просто таковы особенности возраста. Еще Дж. Локк в свое время писал, что в определенном возрасте молодые люди делают прыжки в сторону, и самое лучшее, что взрослые могут сделать, — устроить так, чтобы прыжки и отклонения происходили на их собственных глазах [1, с. 123].
В подростковый период учебный коллектив тоже не занимает доминирующего положения, как в предыдущем периоде онтогенезе. Доминирует, начиная с подросткового возраста, группа сверстников, общество равных, группа свободного общения. Стремление к группированию со сверстниками носит объективный характер: группа реализует потребность юного человека принадлежать к сообществу, с которым он соотносит свои взгляды, ценностные ориентации, даже оставаясь в одиночестве или в обществе взрослых. Он и себя старается оценить так, будто друзья его видят и сохраняют с ним психологическую общность. Такая группа является для подростка и юноши каналом информации о себе и о жизни, которую они не могут получить от взрослых ни в семье, ни в школе. Поэтому референтная группа сверстников — незаменимый и совершенно необходимый фактор социализации. Какой я? Что я могу? Какие мои пределы влияния на людей? Задавая эти вопросы, подросток узнает о себе; каков он в ситуации, когда за его спиной не стоят родители и педагоги.
В то же время организованные и педагогически регулируемые объединения подростков в школе и учреждениях дополнительного образования формируют у них те ценности и тот опыт отношений и общения, который они приносят в общество сверстников.
Нередко взрослые недооценивают роль групп неформального общения в развитии и жизненном самоопределении детей, всячески оберегают их от «улицы», полагая, что именно оттуда их дети усваивают все плохое. В тоже время в неформальные группы ребята приносят то, что ими получено в семье, школе, из средств массовой информации, в учреждениях дополнительного образования. Следовательно, корень всех проявлений, и положительных, и негативных, находится, скорее всего, там. Человек, которого в подростковые годы всячески оберегали от неформального общения в группе, повзрослев, испытывает трудности и дискомфорт в общении с товарищами и сослуживцами. Уменьшение у нынешних подростков объема неформального общения происходит вследствие объективных причин, таких как повышения криминогенности в обществе и как следствие — снижение уровня безопасности каждого; развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр и Интернета, позволяющих в одиночку играть, слушать музыку, смотреть фильмы, получать информацию и общаться с партнерами на далеком расстоянии. Родителям, заботящимся о будущем своих детей, нецелесообразно добавлять к названным объективным причинам еще и субъективные. Если в семье нормальные, доверительные отношения, родителям не приходится бояться свободного общения своего ребенка. Оно, безусловно, будет более раскованным, чем дома и в школе, но гуманистические ценности, исповедуемые в семье, не позволят подростку перейти ту грань, за которой его поведение становится безнравственным, циничным или, более того, преступным.
Таким образом, и школе, и семье надо видеть в обществе сверстников проявление объективной психологической реакции подросткового возраста — группирования со сверстниками — и искать пути возвышения потребностей юных в подлинном товариществе, дружбе, заботе. Эти поиски и, надо полагать, находки — одно из средств педагогизации среды, которая, в частности, заключается, в развитии эмпатии (умения вчувствоваться в другого человека, сопереживать) и аффилиации (потребности заводить дружбу и любить, а в педагогическом смысле — откликаться на ожидания окружающих, соответствовать им). Чем больше будет существовать таких эмоциональных связей и привязанностей между детьми, отдельными семьями и педагогами, тем больше будет оснований для укрепления взаимного доверия, возникновения совместной деятельности школы и семьи, содержанием которой становится формирование представления о своей генеалогии, участие в заботах школы и отдельных товарищей по классу, воспитание бережливости, заботливости, практической сметки, развитие хозяйственной деловитости, эмпатии, толерантности.
На наш взгляд, необходимо формирование главного стрежня, который определяет последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста, упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
Необходимо уделять особое внимание воспитанию волевых качеств и чувству собственного достоинства. Нравственно-волевые качества необходимы для того, чтобы человек умел отстоять свою позицию, сохранить свое «я», самореализоваться. Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное воздействие на старшеклассников в процессе формирования правовой культуры.
С этой целью организуются:
- методические семинары при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
- повышение роли родительских комитетов в жизни школы, усиление связи родителей и учителей;
- создание попечительских родительских организаций при образовательной организации;
- приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;
- посещение педагогов детей на дому;
- помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с обучающимися со стороны педагогов, социального педагога, психолога.
Таким образом, формирование правовой культуры старшеклассников — это интегративный процесс, происходящий в тесном единстве всех институтов воспитания и образования.
Литература:
1. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3 / Дж. Локк.– М.: Мысль, 1988.– 668 с.
2. Сорокин П. А. То, о чем забывается / П. А. Сорокин // Социология революции. — М.: РОССПЭН. — 704 с.
3. Шубина О. Б. Правовая культура как элемент культуры общества: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ольга Борисовна Шубина. — СПб., 2002. — 176 с.