Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»
Авторы: Чекунова Наталья Владимировна, Баркалова Ольга Александровна, Григорьева Наталья Николаевна, Гунькина Маргарита Ивановна, Кузнецова Елена Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 02.02.2019
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста» / Н. В. Чекунова, О. А. Баркалова, Н. Н. Григорьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3869/ (дата обращения: 16.12.2024).
Паспорт педагогического образовательного проекта «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»
Название проекта |
«Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста» |
Основная идея проекта |
Создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с литературными жанрами, в том числе литературой воплощенной в музыке. |
Методологическая основа проекта |
Методологическая основа проекта опирается на следующие теории: коллективного творческого дела (И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро), работы педагогов, посвященные проблемам нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский). |
Используемые педагогические технологии (указать какие) |
1. Технология проектной деятельности. 2. Технология сотрудничества. 3. Личностно-ориентированная технология. |
Взаимодействие своспитанниками (укажите основные формы участия воспитанников впроекте) |
1. Разучивание музыкального репертуара отражающего литературных героев, в том числе включение в режимные моменты в разделе «Слушание музыки». 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Подготовка и проведение мероприятий проводимых в МБДОУ с включением работы студии «Литературная гостиная». |
Взаимодействие сродителями (укажите основные формы участия родителей впроекте) |
Участие родителей в проекте в качестве гостей, помощников. |
Представление творческой группы |
Музыкальные руководители, воспитатели, администрация МБДОУ. |
Описание проекта
2.1 Обоснование необходимости проекта.
Актуальность:
Музыкально-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к миру литературы не ограничено какой-либо одной сферой действительности — оно касается всего, что освоил человек.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия является музыка. Влияние музыки на формирование личности ребенка очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям. В наше время важно воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к русской литературе, посредством знакомства с лучшими образцами мировой литературы, отраженной в музыке, развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии.
Сроки реализации проекта — один учебный год.
Создание проекта представляется актуальной задачей, она направлена на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, через музыкальные образы познавать прекрасный мир литературы и поэзии.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста».
2.2 Цель проекта:
Формирование у дошкольников знаний и представлений о литературы, через литературные образы в музыке.
Реализация творческих способностей детей и всестороннее развитие личности дошкольников.
Задачи проекта:
создавать положительный эмоциональный фон и условия для творческой деятельности детей, способствующих всестороннему развитию личности ребёнка дошкольного возраста;
‒ обогащать и активизировать словарный запас детей;
‒ развивать умение общаться со взрослым, отвечать на вопросы по знакомому материалу, вести диалог;
‒ познакомить детей с литературными образами, воплощенными в музыке.
Тип проекта: педагогический, образовательный.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный. Методическая работа над проектом. Проведение собрания творческой группы по организации проекта.
- Реализационный.
Подготовка к проведению мероприятий проекта. Информированное родителей о мероприятиях проекта, участие родителей в качестве гостей, помощников.
- Результативный. Проведение мероприятий проекта. Участие в конкурсе чтецов. Организация мероприятий в студии «Литературная гостиная».
2.4 Ожидаемые результаты:
Дети:
Сформированы нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.
Формируется знания о литературных образах, воплощенных в музыке.
Педагоги:
Повышение профессионального уровня.
Примерное перспективное планирование врамках педагогического образовательного проекта «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста» |
||
Месяц |
Форма организации деятельности |
Репертуар |
Сентябрь |
Слушание музыки, беседа |
Встречи в студии «Литературная гостиная». Тема: «А. С. Пушкин для детей» |
Октябрь |
Слушание музыки, пение, игры |
Студия «Литературная гостиная». Посиделки в «Русской избе». Тема: «Русское народное творчество». |
Ноябрь |
Слушание музыки, чтение стихов, беседа |
Встречи в студии «Литературная гостиная». Тема: «Осень в литературе русских писателей» |
Декабрь |
Слушание музыки, чтение стихов, беседа |
Студия «Литературная гостиная». Посиделки в «Русской избе». Тема: «Начало зимы и зимних праздников в литературе для дошкольников» |
Январь |
Слушание музыки, чтение стихов, беседа |
Встречи в студии «Литературная гостиная». Тема: «Сказочные образы в сочинениях Н. А. Римского-Корсакова»» |
Февраль |
Слушание музыки, чтение стихов, беседа |
Встречи в студии «Литературная гостиная». Тема: «Героические образы в сочинениях Н. А. Римского-Корсакова» |
Март |
Слушание музыки, чтение стихов, беседа, концерт |
Студия «Литературная гостиная». Посиделки в «Русской избе». Тема: «Весна идет» |
Апрель |
Слушание музыки, чтение стихов, беседа, пение |
Студия «Литературная гостиная». Посиделки в «Русской избе». Тема: «Русский музыкальный фольклор (весенние праздники) (загадки, прибаутки, потешки)». |
Май |
Слушание музыки, чтение стихов, беседа, пение |
Встречи в студии «Литературная гостиная». Тема: «Знакомство с Воронежскими традициями (фольклор, литература, песни)» |
Литература:
- Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988.
- Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ». — 2006
- Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Народные песни Воронежской области / под ред. С. Г. Лазутина. — Воронеж, 1974.с
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.