Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муханкина, Ю. В. Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе / Ю. В. Муханкина, Н. А. Ефремова, А. С. Пуларгина, О. В. Сурикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 192-196. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77320/ (дата обращения: 16.01.2025).



Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологии и системы качества — естественно.

Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетов современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры.

Между тем в последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей.

Читающие родители — образец для подражания. Но в настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин ее влияние на формирование ребенка-читателя затруднено. Этому процессу способствует отсутствие должного внимания к процессу развития читательского интереса ребенка со стороны отца и матери.

Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии.

Через художественную литературу мы знакомим ребенка с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает моральный и нравственный кризис.

В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей [2, п. 2.6. ФГОС ДО].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство и общество выдвинули требования к приобщению учащихся к художественной литературе, но на практике полностью ввести их невозможно, так как:

− ребенок не проявляет интереса к художественной литературе;

− ребенок небрежно относится к книге;

− нет системы в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

− равнодушное отношение со стороны родителей к процессу приобщения дошкольников к художественной литературе.

Данная проблема требует незамедлительного поиска её решения, так как художественная литература — это основа на пути к знаниям.

В нашем детском саду большое внимание уделяется проектной деятельности, которая, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы, ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также немаловажной деталью является то, что именно метод проектной деятельности даёт детям возможность самостоятельно приобретать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.

Из опыта работы воспитателей МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара:

Паспорт проекта «В мире сказки»

  1. Название проекта: «В мире сказки».
  2. Вид проекта: познавательно — творческий.
  3. Разработчик проекта: Ефремова Наталья Александровна, Муханкина Юлия Викторовна, Пуларгина Анжелика Сергеевна, Сурикова Олеся Витальевна
  4. Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.
  5. Продолжительность проекта: 3 месяца
  6. Проблема: Отсутствие интереса к чтению художественной литературе.
  7. Цель проекта: приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание будущего читателя.
  8. Основные задачи:

познакомить детей с многообразием различных литературных жанров (сказками, рассказами, стихами), фольклорными произведениями (считалки, потешки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы и т. д.)

воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

− развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас.

− вовлекать детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образом строем и сюжетом сказки;

− развивать память, воображение, внимание;

− формировать эмоциональный отклик на литературные произведения.

  1. Формы работы по проекту:

С детьми:

− чтение и рассматривание художественной литературы;

− проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;

− инсценировка сказок с детьми;

− проведение НОД;

− самостоятельная изобразительная деятельности по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликации).

С родителями:

− ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;

− привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ

  1. Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

1. Познавательные

− дошкольник знаком с произведениями детской литературы;

− дети имеют представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;

− сформирован познавательный интерес дошкольников;

− обогащён словарный запас дошкольников;

− дети достаточно хорошо владеют устной речью.

2. Коммуникативные

− у ребёнка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе;

− у дошкольников сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

− каждый ребёнок вовлечён в творческую деятельность.

3. Регулятивные

 ребёнок понимает, что книги надо беречь.

Личностные:

 дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;

 у дошкольников сформировано эмоциональное отношение к литературным произведениям;

 дети эмоционально развиты, умеют сопереживать, любознательны.

11. Результат, продукт проектной деятельности: изготовление настольного кукольного театра, рисунки, поделки, работы по аппликации.

12 . Перспективы развития:

знакомство дошкольников с различными произведениями художественной литературы и фольклора;

− приобщение дошкольников к художественной литературе;

− обогащение «читательского опыта» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки)

− расширение детского кругозора;

− повышение родительской компетентности в вопросах приобщения детей к художественной литературе;

Форма презентации:

Этап

Формы работы (с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Время в режиме

Место

проведения

1 этап

Подготовительный

Провести опрос детей «По страницам сказок»;

—анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;

—определение темы, цель, содержания проекта;

— Подобрать источники информации

—Поставить определённые задачи.

—Определить сроки проекта.

Поиск материалов по данной теме проекта

Подбор художественной литературы.

Подбор иллюстративного материала по теме проекта.

Разучивание стихов о животных, о героях сказок.

Подбор информационного материала в уголок родителей.

Разработка конспектов познавательно –речевых и творческих знаний.

Подбор настольно- печатных игр, пальчиковых игр, дидактических игр, фигурки героев сказок.

2 недели

В ходе режимных моментов.

Группа

2этап

Практическая деятельность

беседы «Какие сказки я знаю»;

знакомство с русскими народными сказками («Теремок», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя») — рассматривание иллюстраций к сказкам;

—организация и проведение занятий по лепке: «Лепка героев сказок»

—рассматривание иллюстраций к сказкам;

—организация и проведение занятий по лепке «Угощение для зверят», «Бревнышки для теремка», «Лесные и садовые яблоки»;

—организация и проведение занятий по рисованию –нетрадиционное рисование — «Дерево дружбы» (кляксография); декоративное рисование» Укрась рукавичку», «Красивая скалочка для лисички»;

—драматизация русских народных сказок по желанию детей;

—Конструирование: «Кровати для трех медведей, «Теремок для зверят», «Домик для курочки Рябы».

—Музыкальная деятельность:

Заучивание песен из сказок

—Игровая деятельность: «Исправь ошибку». Цель: формировать умение восстанавливать последовательно события по картинкам

наст.печ.игра «Сказочное лото», «Сказка за сказкой»,п.и. «Сказочная карусель» «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»

—Заучивание фольклорных произведений (пословицы, заклички, считалки, скороговорки и т. д.)

Познакомить с разнообразием сказок

—Формировать умение оценивать поступки сказочных героев

— Развивать память, воображение, внимание.

—Воспитывать любовь к художественной литературе.

— Воспитывать желание слушать и запоминать сказки

—Воспитывать чувство сопереживания, доброты

— Формировать навыки аккуратного обращения с книгой.

Поддерживать интерес к драматизации любимых сказок.

Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивать морально-нравственные качества дошкольников

Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

3 месяца

В ходе режимных моментов.

НОД

Группа

3 этап

Работа с родителями

-консультация «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»;

—наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;

— проведение родительского собрания с использованием ИКТ технологий: «Семейное чтение детям»;

— конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Совместное творчество с детьми: изготовление «книжек-малышек» по любимым сказкам.

3 месяца

4 этап

Заключительный

Итоги проекта

Изготовление настольного кукольного театра, Выставка рисунков;

Выставка «книжек-малышек»

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектной деятельности в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности наших педагогов.

Отмечены положительные результаты. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился. Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники стали анализировать текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению. Дети стали более активно принимать участие в играх — драматизациях основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.

Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители.

Дошкольники стали более эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее.

Дети стали более бережно относиться к книгам.

В заключении хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа.

Литература:

  1. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. — М.: Изд. Литера, 2012.
  2. Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова //Дошкольная педагогика. — 2012. — № 3.
  3. Обносова Х. А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. — Май 2015. — № 5.
  4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ 5-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 95 с.
  6. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 78 с.
  7. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  8. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  9. Закон РФ об образовании.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  12. http://www.mon.gov.ru — cайт Министерства образования и науки РФ.
  13. http://samregion.edu.ru — cайт Министерства образования и науки Самарской области.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, проектная деятельность, сказка, книга, приобщение дошкольников, проведение занятий, произведение, ребенок стали, Детский сад.


Задать вопрос