Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологии и системы качества — естественно.
Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетов современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры.
Между тем в последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей.
Читающие родители — образец для подражания. Но в настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин ее влияние на формирование ребенка-читателя затруднено. Этому процессу способствует отсутствие должного внимания к процессу развития читательского интереса ребенка со стороны отца и матери.
Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии.
Через художественную литературу мы знакомим ребенка с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает моральный и нравственный кризис.
В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей [2, п. 2.6. ФГОС ДО].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство и общество выдвинули требования к приобщению учащихся к художественной литературе, но на практике полностью ввести их невозможно, так как:
− ребенок не проявляет интереса к художественной литературе;
− ребенок небрежно относится к книге;
− нет системы в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
− равнодушное отношение со стороны родителей к процессу приобщения дошкольников к художественной литературе.
Данная проблема требует незамедлительного поиска её решения, так как художественная литература — это основа на пути к знаниям.
В нашем детском саду большое внимание уделяется проектной деятельности, которая, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы, ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также немаловажной деталью является то, что именно метод проектной деятельности даёт детям возможность самостоятельно приобретать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.
Из опыта работы воспитателей МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара:
Паспорт проекта «В мире сказки»
- Название проекта: «В мире сказки».
- Вид проекта: познавательно — творческий.
- Разработчик проекта: Ефремова Наталья Александровна, Муханкина Юлия Викторовна, Пуларгина Анжелика Сергеевна, Сурикова Олеся Витальевна
- Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.
- Продолжительность проекта: 3 месяца
- Проблема: Отсутствие интереса к чтению художественной литературе.
- Цель проекта: приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание будущего читателя.
- Основные задачи:
− познакомить детей с многообразием различных литературных жанров (сказками, рассказами, стихами), фольклорными произведениями (считалки, потешки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы и т. д.)
− воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
− развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас.
− вовлекать детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образом строем и сюжетом сказки;
− развивать память, воображение, внимание;
− формировать эмоциональный отклик на литературные произведения.
- Формы работы по проекту:
С детьми:
− чтение и рассматривание художественной литературы;
− проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;
− инсценировка сказок с детьми;
− проведение НОД;
− самостоятельная изобразительная деятельности по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликации).
С родителями:
− ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;
− привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ
- Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
1. Познавательные
− дошкольник знаком с произведениями детской литературы;
− дети имеют представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
− сформирован познавательный интерес дошкольников;
− обогащён словарный запас дошкольников;
− дети достаточно хорошо владеют устной речью.
2. Коммуникативные
− у ребёнка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе;
− у дошкольников сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
− каждый ребёнок вовлечён в творческую деятельность.
3. Регулятивные
ребёнок понимает, что книги надо беречь.
Личностные:
дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
у дошкольников сформировано эмоциональное отношение к литературным произведениям;
дети эмоционально развиты, умеют сопереживать, любознательны.
11. Результат, продукт проектной деятельности: изготовление настольного кукольного театра, рисунки, поделки, работы по аппликации.
12 . Перспективы развития:
− знакомство дошкольников с различными произведениями художественной литературы и фольклора;
− приобщение дошкольников к художественной литературе;
− обогащение «читательского опыта» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки)
− расширение детского кругозора;
− повышение родительской компетентности в вопросах приобщения детей к художественной литературе;
Форма презентации:
Этап |
Формы работы (с наименованием) |
Задачи |
Срок реализации |
Время в режиме |
Место проведения |
1 этап |
Подготовительный — Провести опрос детей «По страницам сказок»; —анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»; —определение темы, цель, содержания проекта; — Подобрать источники информации —Поставить определённые задачи. —Определить сроки проекта. |
Поиск материалов по данной теме проекта Подбор художественной литературы. Подбор иллюстративного материала по теме проекта. Разучивание стихов о животных, о героях сказок. Подбор информационного материала в уголок родителей. Разработка конспектов познавательно –речевых и творческих знаний. Подбор настольно- печатных игр, пальчиковых игр, дидактических игр, фигурки героев сказок. |
2 недели |
В ходе режимных моментов. |
Группа |
2этап |
Практическая деятельность — беседы «Какие сказки я знаю»; знакомство с русскими народными сказками («Теремок», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя») — рассматривание иллюстраций к сказкам; —организация и проведение занятий по лепке: «Лепка героев сказок» —рассматривание иллюстраций к сказкам; —организация и проведение занятий по лепке «Угощение для зверят», «Бревнышки для теремка», «Лесные и садовые яблоки»; —организация и проведение занятий по рисованию –нетрадиционное рисование — «Дерево дружбы» (кляксография); декоративное рисование» Укрась рукавичку», «Красивая скалочка для лисички»; —драматизация русских народных сказок по желанию детей; —Конструирование: «Кровати для трех медведей, «Теремок для зверят», «Домик для курочки Рябы». —Музыкальная деятельность: Заучивание песен из сказок —Игровая деятельность: «Исправь ошибку». Цель: формировать умение восстанавливать последовательно события по картинкам наст.печ.игра «Сказочное лото», «Сказка за сказкой»,п.и. «Сказочная карусель» «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» —Заучивание фольклорных произведений (пословицы, заклички, считалки, скороговорки и т. д.) |
Познакомить с разнообразием сказок —Формировать умение оценивать поступки сказочных героев — Развивать память, воображение, внимание. —Воспитывать любовь к художественной литературе. — Воспитывать желание слушать и запоминать сказки —Воспитывать чувство сопереживания, доброты — Формировать навыки аккуратного обращения с книгой. Поддерживать интерес к драматизации любимых сказок. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивать морально-нравственные качества дошкольников Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. |
3 месяца |
В ходе режимных моментов. НОД |
Группа |
3 этап |
Работа с родителями |
-консультация «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»; —наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»; — проведение родительского собрания с использованием ИКТ технологий: «Семейное чтение детям»; — конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». Совместное творчество с детьми: изготовление «книжек-малышек» по любимым сказкам. |
3 месяца |
||
4 этап |
Заключительный Итоги проекта |
Изготовление настольного кукольного театра, Выставка рисунков; Выставка «книжек-малышек» |
Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектной деятельности в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности наших педагогов.
Отмечены положительные результаты. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился. Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники стали анализировать текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению. Дети стали более активно принимать участие в играх — драматизациях основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.
Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.
Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители.
Дошкольники стали более эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее.
Дети стали более бережно относиться к книгам.
В заключении хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа.
Литература:
- Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. — М.: Изд. Литера, 2012.
- Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова //Дошкольная педагогика. — 2012. — № 3.
- Обносова Х. А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. — Май 2015. — № 5.
- Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ 5-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 95 с.
- Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 78 с.
- Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
- Закон РФ об образовании.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- http://www.mon.gov.ru — cайт Министерства образования и науки РФ.
- http://samregion.edu.ru — cайт Министерства образования и науки Самарской области.