Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок
Автор: Белова Елена Анатольевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 23.11.2021
Статья просмотрена: 136 раз
Библиографическое описание:
Белова, Е. А. Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6818/ (дата обращения: 24.12.2024).
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
Вид проекта: Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.
Возраст детей : 4–5 лет
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?
Цель проекта : воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи :
- Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
- Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
- Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре.
- Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
- Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
- Воспитывать любовь к родному языку. Обогащать словарный запас ( изба, печка, горшок, самовар и т. д.)
- Повышать грамотность родителей в вопросах приобщения детей к русской народной культуре.
Предполагаемый результат:
– развитие интереса к русской культуре, народным сказкам;
– развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
– совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
– содействие творческому развитию детей;
– развитие эмоциональной отзывчивости;
– гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Этапы проекта:
1этап:
Выявили проблему.
Определили тему и цель проекта.
2 этап: разработка проекта
Провели опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках.
Наметили задачи.
Определили сроки проекта, его участников.
Составили перспективный план работы.
Подобрали необходимую литературу, методы и приемы работы.
3 этап : выполнение (реализация) проекта
– Изготовление ширмы «Русская изба — Теремок», атрибутов, декорации.
– Дидактические игры и упражнения («Собери любимую сказку», «Из какой сказки предмет», «Три медведя», лото, пазлы «Курочка Ряба», «Маша и медведь» разрезные картинки и др.) .
– Медиатека по русским сказкам(СД-диски, аудиокассеты для слушания и мультимедийные презентации с иллюстрациями к сказкам).
– Выставка рисунков «Любимый герой русской народной сказки» (совместное творчество родителей и детей)
– Конспекты ООД ( «Сарафан для лисы» по мотивам дымковской росписи , «Вылепи, какое хочешь, сказочное животное»).
– Игровая деятельность
– Художественное слово (загадки, пословицы и поговорки).
– Чтение художественной литературы.
– Беседы
– Психогимнастика (авторы М. Чистякова и Е. А. Алябьева).
– Библиотека для семейного чтения
– Альбомы: «Иллюстрации художника Евгения Рачева к русским народным сказкам», «Предметы старинного русского быта».
– Картотека русских народных игр.
– Различные виды театра по мотивам русских народных сказок (театр ложек, пальчиковый, театр на фланелеграфе, настольный театр
– Шапочки — маски (для сказок и подвижных игр).
Работа с родителями :
– Анкетирование
– Консультации («Приобщение к истории, традициям и культуре России»,
– Папки — передвижки (Игры наших бабушек и дедушек», «Как устроить домашний театр для детей»)
– Индивидуальные беседы
– Выставка рисунков «Любимый герой русской народной сказки» (совместное творчество родителей и детей)
– Библиотечка семейного чтения.
4 этап: презентация проекта
– Презентация проекта на педсовете.
– Выставка рисунков детей и их родителей на тему «Любимый герой русской народной сказки».
– Показ сказки «Теремок» детям младшей группы.
– Показ видеофильма сказки «Теремок» родителям.
5 этап : перспективы на будущее:
Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность, используя новые сказки.