Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Белова, Е. А. Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6818/ (дата обращения: 24.12.2024).



Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский

Вид проекта: Долгосрочный, познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

Возраст детей : 4–5 лет

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?

Цель проекта : воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи :

  1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
  2. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
  3. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре.
  4. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
  5. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  6. Воспитывать любовь к родному языку. Обогащать словарный запас ( изба, печка, горшок, самовар и т. д.)
  7. Повышать грамотность родителей в вопросах приобщения детей к русской народной культуре.

Предполагаемый результат:

– развитие интереса к русской культуре, народным сказкам;

– развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

– совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

– содействие творческому развитию детей;

– развитие эмоциональной отзывчивости;

– гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Этапы проекта:

1этап:

Выявили проблему.

Определили тему и цель проекта.

2 этап: разработка проекта

Провели опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках.

Наметили задачи.

Определили сроки проекта, его участников.

Составили перспективный план работы.

Подобрали необходимую литературу, методы и приемы работы.

3 этап : выполнение (реализация) проекта

– Изготовление ширмы «Русская изба — Теремок», атрибутов, декорации.

– Дидактические игры и упражнения («Собери любимую сказку», «Из какой сказки предмет», «Три медведя», лото, пазлы «Курочка Ряба», «Маша и медведь» разрезные картинки и др.) .

– Медиатека по русским сказкам(СД-диски, аудиокассеты для слушания и мультимедийные презентации с иллюстрациями к сказкам).

– Выставка рисунков «Любимый герой русской народной сказки» (совместное творчество родителей и детей)

– Конспекты ООД ( «Сарафан для лисы» по мотивам дымковской росписи , «Вылепи, какое хочешь, сказочное животное»).

– Игровая деятельность

– Художественное слово (загадки, пословицы и поговорки).

– Чтение художественной литературы.

– Беседы

– Психогимнастика (авторы М. Чистякова и Е. А. Алябьева).

– Библиотека для семейного чтения

– Альбомы: «Иллюстрации художника Евгения Рачева к русским народным сказкам», «Предметы старинного русского быта».

– Картотека русских народных игр.

– Различные виды театра по мотивам русских народных сказок (театр ложек, пальчиковый, театр на фланелеграфе, настольный театр

– Шапочки — маски (для сказок и подвижных игр).

Работа с родителями :

– Анкетирование

– Консультации («Приобщение к истории, традициям и культуре России»,

Папки — передвижки (Игры наших бабушек и дедушек», «Как устроить домашний театр для детей»)

– Индивидуальные беседы

Выставка рисунков «Любимый герой русской народной сказки» (совместное творчество родителей и детей)

– Библиотечка семейного чтения.

4 этап: презентация проекта

– Презентация проекта на педсовете.

Выставка рисунков детей и их родителей на тему «Любимый герой русской народной сказки».

– Показ сказки «Теремок» детям младшей группы.

– Показ видеофильма сказки «Теремок» родителям.

C:\Users\Администратор\Desktop\педсовет\фото\IMG_20180216_095034_HDR.jpg

5 этап : перспективы на будущее:

Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность, используя новые сказки.

Задать вопрос