Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре»
Авторы: Ботвинко Юлия Васильевна, Грецкая Юлия Петровна, Кривальцевич Ирина Фадеевна, Минкина Татьяна Анатольевна, Петрова Зоя Вильямовна, Рыжих Ирина Викторовна, Стома Марина Николаевна, Супрун Светлана Владимировна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 29.11.2020
Статья просмотрена: 5888 раз
Библиографическое описание:
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре» / Ю. В. Ботвинко, Ю. П. Грецкая, И. Ф. Кривальцевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5784/ (дата обращения: 22.11.2024).
Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны — не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие.
К. Д. Ушинский
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» ориентирован на основные направления в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Данный проект реализован в три этапа.
На подготовительном этапе сформированы цель и задачи, определены направления, объекты и методы, проведена предварительная работа с детьми и родителями.
Второй этап — основной. На этом этапе реализованы мероприятия, которые включают взаимодействие педагогов, детей и родителей. Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами, особенностями русского народного костюма. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализовано в рамках проекта через различные формы: беседы, НОД, развлечения, направлено на ознакомление и обобщение знаний детей о семье, Родине, значимых событиях в жизни русского народа.
Третий этап — обобщающий, направлен на закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировку выводов. Составленный план работы в данном направлении освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную реализацию проекта в условиях ДОО. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Такая система работы позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого русского народа, развить в них чувство гордости за свою Родину, воспитывать любовь к своей семье, людям, уважение к обществу.
Проект основан на следующих принципах: создания условий для стимулирования интересов детей; выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве; мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы; учет индивидуальных и возрастных особенностей; системность; взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Тип проекта: среднесрочный, познавательный, коллективный Участники проекта: педагоги ДОО, воспитанники раннего и младшего дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации: январь 2020-май 2020
Результатами реализации проекта являются:
− пополнение предметно-развивающей среды;
− создание условий для приобщения детей к русской народной культуре;
− пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
− расширение кругозора детей через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
− сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре.
Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки нравственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Цель проекта — создание условий для ознакомления детей с традициями и обычаями русского народа, укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Цель проекта достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- Создать предметно-пространственную развивающую среду;
- Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ;
«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания:
− формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России
− формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.
Кроме того, 2020 год является годом, когда наша страна отмечает 75-летие победы в Великой Отечественной Войне, это важная дата в истории нашей Родины и считаем целесообразным формировать знания о событиях и чувстве гордости за героизм соотечественников с младшего дошкольного возраста.
Выводы
− Сформирована предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.
− Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках;
− Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Практическая значимость результатов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, для этого в группах оформлены уголки, воспроизводящие атмосферу русского народного быта. В уголке появилась красивая сказочная печь с предметами народного быта, глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь, которую можно потрогать, поиграть и окунуться в быт наших предков. Воссозданная атмосфера бытового уклада русского народа, способствует пробуждению в душе ребенка любознательности, позволяет ощутить себя частью русского народа.
Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество. Использование фольклорных форм, таких, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей, воспитывают любовь к родному краю и закладываются первые представления о культуре русского народа.
Художественное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента. Народное декоративное искусство позволило развить у детей интерес, их художественное восприятие, содействует дальнейшему развитию их эстетических переживаний и суждений.
В системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью являются русские народные игры. Любимые игры у детей: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка серенький сидит». и т. д. В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этим играм.
Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под музыкальное сопровождение дети учатся музыкально — ритмическим движениям, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка». Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Знакомство детей с традициями и обрядами начиналось с кукольного и пальчикового театра, «уголок ряженья», где дети сами выбирают костюм, платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки. Принимая участие в праздниках, как Рождество, встреча Весны, Пасха, дети узнали о традициях и обрядах русского народа. На Пасху детям нравится обмениваться игрушечными раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони». «Рождественские колядки» понятны детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим, а потом ходить по группам, петь и принимать угощения.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Народная музыка во всей красоте показывает звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей начинаем с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единение интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
По формированию представлений о своей семье, своем роде. В рамках данной работы была оформлены стенгазеты «Как я провел новогодние праздники», «Семейное древо» и презентация «Мой прадед — герой». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Работу с родителями старались внести не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляли консультации, организовывали совместные творческие конкурсы, день открытых дверей. Взаимодействие с родителями было направлено на привлечение к участию:
− выставки рисунков, поделок, фотовыставки, проводимых в детском саду,
− на совместных мероприятиях — своим примером показывали детям отношение к социальной стороне жизни детского сада, делились своими традициями.
Для родителей воспитанников мы составляем памятки, буклеты, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших.
Стоит отметить, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного города. Вместе с детьми принимали участие в оформлении прогулочного участка. Стали чаще уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям.
Большая роль в нравственно-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. Коллектив педагогов дошкольного отделения «Горностай» ежегодно ставит перед собой одной из важнейших задач развитие и углубление патриотических чувств детей и взрослых.
Календарный план реализации проекта
1 младшая группа раннего возраста
Сроки проведения |
Форма работы |
Мероприятия |
Январь |
||
2–3 неделя |
Беседа «Чудесные зимние каникулы с семьей». Цель: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Рассматривание иллюстраций новогодних книг, чтение стихов и сказок. Пальчиковая игра «Моя семья» |
Развлечение «До свидания, Елочка» Цель: приобщать детей к праздничной культуре, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх вызвать у детей чувство радости. Доставить детям удовольствие от повторения знакомых стихов, песенок, танцев, хороводов, которые разучивали к новогоднему празднику. Консультация для родителей «Семья и семейные ценности». |
4 неделя |
Беседа «Моя семья большая» Цель: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. |
Совместная деятельность детей и родителей, оформление семейного коллажа «Семейное древо». |
Февраль |
||
1–2 неделя |
Беседа «Пойду в армию служить чтоб свой дом защитить». Цель: познакомить детей с городом, в котором он живет, дать первоначальное представление о «Дне Защитника Отечества» — воспитывать у детей желание заботиться о старшем поколении дедушке, папе, любить и уважать их. Воспитывать любовь к Родине. |
Оформление уголка патриотического воспитания. Просмотр сказки «Теремок» спектакль детей младшей группы для детейраннего возраста «Старшие младшим» |
3–4 неделя |
Беседа «Русская народная культура» Цель: знакомство с родной культурой, игрушками народных мастеров, с народными музыкальными инструментами, с народно прикладным искусством. |
Консультация для родителей «Как играть с матрешкой» |
Март |
||
1–2 неделя |
Беседа «Весенний праздник- 8 Марта». Цель: дать детям представления детям о весне и весенних явлениях — прилетели птицы, ярко светит солнце, появляются весенние цветы; рассказать о весеннем празднике «8 Марта». |
Развлечение «Мамин праздник!» Цель: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх, вызвать у детей чувство радости Изготовление подарков для мам и бабушек «Весенние цветы». |
3–4 неделя |
Беседа «Быт русского народа» Цель: дать элементарные представления о русской избе, вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька), обогатить словарь детей новыми словами. |
Развлечение «Встреча весны» Цель: создание праздничного настроения у детей и родителей с приходом нового времени года. Приобщать детей к русской истории. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры. |
Апрель |
||
1–2 неделя |
Знакомство с народным фольклором и хороводными играми. Цель: приобщать детей к истокам русской культуры, знакомить с народными играми, воспитывать интерес к фольклору. |
Оформление картотеки. |
3–4 неделя |
Театрализованная деятельность. Знакомить с настольным театром; учить внимательно следить за сюжетом. |
Оформление уголка декоративно-прикладного творчества. Семейный театр: театр кукол «Весна в лесу» по мотивам русских народных сказок (родители). |
Май |
||
1–2 неделя |
Беседа «День Победы». Цель: познакомить детей с праздником «День Победы», рассказать элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Рассматривание иллюстраций: флаг, военная техника, вечный огонь. |
Поделки и рисунки. Сбор информации и изготовление книги «Мой прадед — герой» |
3–4 неделя |
Беседа «Народные промыслы». Цель: дать первоначальные представления о русских ремеслах и промыслах, развивать эстетическое восприятие и вкус, воспитывать любовь к народной игрушке матрешке. |
Консультация для родителей «Как играть с матрешкой». Семейный театр: драматический спектакль «Просто так» по мотивам одноименного мультфильма (дети — активные участники спектакля) |
Календарный план реализации проекта
2 младшая группа
Сроки проведения |
Форма работы |
Продукты проектной деятельности. |
Январь |
||
2 неделя |
Беседа с детьми на тему «Новогодние каникулы моей семье». Цель: Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьей. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. |
Оформление стенгазеты «Как я провел новогодние праздники» (дети + родители). Консультация для родителей «В дом входит доброта». |
3 неделя |
Беседа с детьми на тему «Рождество Христово». Цель: познакомить детей с праздником Рождество Христово; дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово; воспитывать интерес к народным праздникам. Развивать словарь детей за счёт слов: Рождество Христово, рождественская история, Вифлеем, рождественская звезда, младенец, мудрецы. |
Развлечение «Рождественские колядки». Цель: Знакомить дошкольников с русскими народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Воспитывать желание соблюдать народные традиции. Разучивание колядок. |
4 неделя |
Беседа с детьми на тему «Я люблю свой детский сад». Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства к детскому саду. Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к труду взрослых, доброе отношение друг к другу. Развивать речь детей, кругозор, развивать мышление, память, воображение. |
Составление картотеки «Русские народные игры». Консультация «Научите детей дружить». Картотека «Развитие речи ребёнка: чистоговорки, скороговорки» |
Февраль |
||
1 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Мой город — Новосибирск». Цель: формировать представления о родном городе. |
Подбор иллюстраций фотографий, книг о родном городе. Оформление уголка патриотического воспитания. |
2 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Права ребенка» |
Инсценировка сказки «Теремок» -дети младшей группы для детей раннего возраста «Старшие младшим». |
3 неделя. |
Беседа с детьми на тему «День защитника отечества». Цель: дать первоначальное представление о «Дне Защитника Отечества» — воспитывать у детей желание заботиться о старшем поколении дедушке, папе, любить и уважать. Воспитывать любовь к Родине, к российской армии, уважение к российскому солдату. |
Спортивное развлечение «Бравые ребята». Изготовление подарков для пап «Самолет». |
4 неделя. |
Беседа с детьми о празднике «Масленичная неделя» Цели: Знакомить детей с традициями русского народа: Дать представление о празднике «Масленица» (проводы зимы, игры, встреча весны, выпечка блинов). |
Консультация «Маматерапия». |
Март |
||
1 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Мамы дорогие, мамы золотые». Цель: воспитание любви и уважения к своей маме. |
Развлечение «Мамин праздник!» Цель: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх, вызвать у детей чувство радости |
2 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Что такое книга?» Цель: знакомство с книгой как с источником знаний. |
Выставка книжек-малышек (дети+ родители). |
3 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Русские народные сказки» Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. |
Составление картотеки с потешками Консультация для родителей «Зачем детям сказки?». |
4 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Русская народная игрушка (игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки — свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д)» Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, во что играли наши бабушки и дедушки. |
Развлечение «Встреча весны». Цель: создание праздничного настроения у детей и родителей с приходом нового времени года. Приобщать детей к русской истории. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры. |
Апрель. |
||
1 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, бубен. |
Музыкально-дидактическая игра «Шумовой оркестр» |
2 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Русский народный костюм». Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. |
Подбор иллюстраций национальных костюмов. |
3 неделя. |
Знакомство с русским народным фольклором, подвижными, хороводными играми. Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; формировать любовь к устному народному творчеству; воспитывать интерес к фольклору. Способствовать развитию памяти, связной речи. |
Русские народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди», «Салки». Выступление «Семейного театра» с театр кукол «Весна в лесу» по мотивам русских народных сказок (родители). |
4 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Моя родина Россия». Цель: Рассказать детям о государственных символах России: флаг -символическом значении цвета, гимн, герб. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать чувство любви к своей Родине — России. |
Консультация для родителей «Как знакомить детей дошкольного возраста с праздником день Победы». |
Май. |
||
1 неделя. |
Беседа с детьми на тему «День победы». Цель: Познакомить детей с праздником « День Победы » и вызвать чувства гордости за свою страну. Рассказать элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Воспитывать гордость и уважение к прадедушкам. |
Оформление книги памяти «Мой прадед -герой». Цель: рассказать маленьким детям, что их семья — это множество людей. Познакомить с прадедами рассказать, в доступной форме о героизме людей в годы войны. |
2 неделя. |
Рассматривание орденов, памятников, военной техники, формы. |
Составление картотеки «Наша армия родная», «Военная техника». |
3 неделя. |
Заучивание стихов, слушание военных песен. |
Консультация «Роль семьи в возрождении народных традиций». |
4 неделя. |
Беседа с детьми на тему «Как прекрасен этот мир». Цель: учить детей видеть вокруг себя красоту родной природы. Отметить ожившую природу, распустившиеся деревья, цветы на клумбах, послушать поющих птиц, понаблюдать за насекомыми. |
Выступление «Семейного театра» с драматическим спектаклем «Просто так» по мотивам одноименного мультфильма (дети — активные участники спектакля) |
Литература:
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.
- Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.
- Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое детство», 1999–208с.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.
- Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков.,1996.-127с.