Проект по речевому развитию «В царстве-государстве» (вторая младшая группа)
Авторы: Кузнецова Татьяна Владимировна, Роо Елена Олеговна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 25.11.2021
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Т. В. Проект по речевому развитию «В царстве-государстве» (вторая младшая группа) / Т. В. Кузнецова, Е. О. Роо. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6835/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей является одной из актуальных проблем педагогики. Повышенное внимание к развитию личности ребенка связано с возможностью обновления и качественного улучшения его речевого развития.
Поэтому речевые показатели и черты личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с дошкольниками. Сказка — это благодатный и незаменимый источник воспитания для ребенка. Дошкольный возраст — это возраст сказки. Именно в этом возрасте у ребенка проявляется сильная тяга ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка хорошо подобрана, если она рассказана естественно и в то же время выразительно, вы можете быть уверены, что она найдет чутких, внимательных слушателей у детей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Цель проекта: формирование интереса у детей дошкольного возраста к устному народному творчеству; создание условия для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Исходя из цели, мы определили задачи.
Задачи проекта:
1) познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
2) привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
3) развивать речь, воображение, мышление;
4) повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного речевого воспитания:
Принципы работы :
Основополагающим принципом является принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциал каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, позитивных отношений между детьми. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип ясности — это «золотое правило дидактики» — основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-активного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Принцип интеграции — приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью заключается в осознании того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами жизненный урок.
Принцип осознанности подразумевает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принципом поиска ассоциаций являются вопросы «провокаторов», с помощью которых учитель учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает воображение ребенка.
Принцип контрастного сравнения — предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро — зло, хорошо — плохо.
В нашей работе руководствуемся планом работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»; «Использование нетрадиционной техники рисования»; основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Паспорт проекта «В царстве-государстве»
Название |
«В царстве-государстве» |
Руководитель проекта |
Воспитатели: второй младшей группы «Акварельки» |
Интеграция образовательных областей |
«Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие». |
Возраст воспитанников |
Дети второй младшей группы 3–4 года |
Состав группы |
Воспитанники второй младшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. |
Тип проекта |
Познавательно-речевой |
Вид проекта |
групповой |
Срок реализации проекта |
Долгосрочный |
Проблема |
Дети знают мало русских народных сказок. Приобщение детей к традиционному русскому фольклору. |
Цель проекта |
Формировать интерес у детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству; создание условия для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу. |
Задачи проекта |
— познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках; — привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; — развивать речь, воображение, мышление; — повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. |
Методы |
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический; — наглядный метод : рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом); — словесный метод : чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок; — практические методы : организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры. |
Предполагаемые продукты |
— итоговое мероприятие выставка рисунков «В гостях у сказки» ; — презентация проекта «В царстве — государстве»; |
Этапы работы над проектом |
1 этап: Подготовительный — опрос детей «По страницам сказок»; — анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»; — определение темы, целей, задач, содержания проекта; — прогнозирование результатов; — обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 2 этап: Основной — взаимодействие педагогов, детей и родителей 3 этап: Заключительный — итоговое мероприятие выставка рисунков «В гостях у сказки » |
Предполагаемые результаты |
Дети : — познакомить с фольклором русского народа; — способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок; — развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок; — развивать образное мышление, фантазию, творческие способности; — совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми. Родители : — создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; — развивать личностные качества ребёнка посредством сказки; — заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. |
Контрольно-измерительные материалы |
Уровень сформированности знаний детей по теме проекта можно определить с помощьювикторины «Что мы знаем о сказках?» |
Материалы |
— настольный театр; — пальчиковый театр; — теневой театр; — костюмы персонажей сказок; — раскраски по мотивам сказок; — настольные игры; — дидактические игры; — книги; — сюжетные картинки; |
Заключение
Хотя сказка прошла сквозь века, она по-прежнему интересна. Ребенок, который с детства слушал сказки, вырастает со здоровой душой. Повествуя о жизни народа, народные сказки запечатлевают взаимоотношения людей, высмеивают пороки общества, вступаются за угнетенных и обездоленных, выражают мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом. Каждая сказка увлекательна, интересна по-своему и, несомненно, доставит удовольствие читателю. Сказка — это великое произведение. Это делает человека добрее, отзывчивее и милосерднее. Это помогает взбодриться, привносит чудо в повседневную жизнь. Она раскрашивает мир в яркие цвета радуги. В наших суровых серых буднях вам нужен яркий луч надежды, освещающий мир своим мягким светом, как ласковое солнце, согревающее нас. Этот луч становится сказкой. Не пренебрегайте сказкой, забудьте о творениях великих писателей в этом жанре. В конце концов, сказка — это национальное достояние, которое не должно исчезнуть. Сказка — это великая духовная культура народа, которую мы собираем по крупицам, и через сказку нам открывается тысячелетняя история народа... Сказки погружают нас в воображаемый мир, где все возможно, но, как правило, этот мир является лишь символическим отражением реальности. Другими словами, сказка — это правда жизни...