Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Мишакина Екатерина Андреевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 05.09.2017
Статья просмотрена: 2067 раз
Библиографическое описание:
Мишакина, Е. А. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Мишакина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2697/ (дата обращения: 16.12.2024).
Приобщать ребят к радости творчества должны, разумеется, мы, взрослые друзья детства и юности...
Анатолий Алексин
Постановка проблемы:
Семья, детский сад, школа — фундамент воспитания, их продуктивное взаимодействие ведет к успешному развитию наших детей. За последние годы система образования претерпела большие изменения, как и семейные ценности и отношение к семье в целом. Наблюдается резкое снижение уровня полноценного эмоционального общения детей и родителей, происходит обеднение эмоциональной сферы детей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение гаджетами. Это привело к переосмыслению подходов к взаимодействию детского сада и семьи, его форм и содержания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы (ФГОС ДО ч.1, п.9; ч.3, п.3.2.5, п/п 5).
Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью сказок более эффективно решается при объединении усилий нескольких специалистов дошкольного учреждения.
Актуальность проекта:
«Яркий мир волшебных персонажей» — это интересная игровая деятельность, направленная на активизацию словарного запаса, развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы. Исходя из представлений о современных родителях, как о людях готовых к получению новых знаний, выбирается такая форма работы, которая соответствует следующим основным требованиям — оригинальность, востребованность, интерактивность. В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, помогает разрешить детские конфликты, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. И не случайно учителя-логопеды используют сказки, обеспечивая комплексный подход в развитии ребенка.
Возможности сказки, настолько велики, что позволяют предлагать метод сказкотерапии по развитию связной речи детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этому нужно обучать специально.
Цель:
‒ Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.
Задачи:
‒ Способствовать формированию грамматического строя языка, языкового чутья, внимания, интонационной выразительности речи.
‒ Научить детей продолжать и завершать сказки, пересказывать, составлять по аналогии и по плану, разыгрывать сценки, сочинять новые.
‒ Совершенствовать звуковую сторону речи, связную речь. Формировать плавность, ритмичность и точность движений
‒ Развивать коммуникативный и социальный опыт дошкольников.
‒ Приобщать детей к истокам народной культуры.
‒ Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в процессе коррекции нарушений речи и развития ВПФ.
Предполагаемый результат:
Развитие связной монологической и диалогической речи детей, активизация и пополнение словарного запаса.
Развитие умения принимать поставленную задачу, действовать по правилам, проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Развитие умения отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями, правильно произносить слова, использовать средства интонационной выразительности в процессе общения.
Формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других.
Развитие крупной и мелкой моторики рук.
Совершенствование работы с семьей.
Знакомство со сказкой строится по следующему алгоритму:
‒ слушаем / обсуждаем
‒ смотрим / обсуждаем
‒ рисуем (рисование, аппликация, по технике оригами и т. д.) / обсуждаем
‒ рассказываем / пересказываем//заучиваем
‒ показываем (театрализованная деятельность)
‒ обсуждаем
Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой — заинтересовать, организовать внимание и наблюдательность детей, подготовить к восприятию нового материала, включить в совместную деятельность с взрослыми, не мешая своим поведением другим. Пропедевтическая работа включает в себя: отгадывание загадок о персонажах сказок, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, показ презентации.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме. Необходимо обязательное сопровождение наглядным и игровым материалом.
Этапы реализации проекта.
I этап — Организационный. Выбор темы проекта.
Сбор информации
II этап — Основной. Выполнение проекта.
Постановка и автоматизация звуков речи, развитие фонематического слуха, игры и задания на формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи.
III этап — Заключительный. Подведение итогов.
Тематическое планирование.
Месяц |
Театрализованная деятельность |
||
Название сказки |
Мероприятия |
Участники |
|
Октябрь |
«Колобок» |
1. Просмотр мультфильма «Колобок». Обсуждение. Распределение ролей. 2. Рисование/аппликация по сюжету сказки. 3. Репетиции 4. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети. |
«Теремок» |
1. Просмотр мультфильма «Теремок». Обсуждение. Распределение ролей. 2. Конструирование. Пальчиковый театр. 3. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети, родители. |
|
Ноябрь |
«Крылатый, мохнатый да масленый» |
1. Чтение сказки или просмотр мультфильма «Крылатый, мохнатый да масленый ". Обсуждение. Распределение ролей. 2. Аппликация по сказке, рисование веревочкой. 3.Изготовление атрибутов с помощью родителей. 4. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети, родители. |
Декабрь |
«Заюшкина избушка» |
1. Чтение сказки. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка ". 2. Рисование/ аппликация/ раскрашивание. Д/и. 3. Изготовление атрибутов с помощью родителей. 4. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети, родители. |
Январь |
«Под грибом» (В. Сутеев). |
1. Просмотр мультфильма «Под грибом». 2. Рисование веревочкой по сказке «Под грибом». 3.Изготовление атрибутов. 4. Дидактические игры: 5. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети, родители. |
Февраль |
«Бычок смоляной бочок» |
1. Прослушивание аудиозаписи, чтение сказки «Бычок смоляной бочок». 2. Изготовление атрибутов. 3. Создание раскладушки. 4. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети, родители. |
Март |
«Кот, петух и лиса» |
1. Просмотр мультфильма «Кот, петух и лиса». Придумывание загадок о героях сказки. 2. Лепка по сказке раскрашивание. 3. Создание раскладушки 4. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители. |
Апрель |
«Муха-Цокотуха» |
1. Просмотр мультфильма «Под грибом». Распределение ролей. 2. Рисование по технологии «сухой кистью». 3. Дидактические игры. 4.. Изготовление атрибутов. 5. Инсценирование сказки |
Педагоги, дети, родители. |
Май |
Фрагмент из сказки «Муха — Цокотуха» |
1.Обсуждение и написание сценария выпускного вечера с включением фрагмента театрализованного выступления по сказке «Муха-Цокотуха». 2. Праздничное выступление. |
Педагоги, дети, Музыкальный руководитель, родители. |
Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ в интегрированных занятиях с включением музыкальной деятельности, изобразительной, проектной деятельности, конструирования, чтения художественной литературы.
Заключение.
Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. Благодаря сказкотерапии, дети научились преодолевать барьеры в общении, лучше чувствовать друг друга, дружить, находить выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Данный вид деятельности помог сблизить не только родителей с детьми (общие интересы), но и педагогов с родителями. Немного сказки, немного чуда и вы уже видите перед собой счастливого и нравственно здорового малыша.
Литература:
- Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 232с. — (Коррекционная педагогика).
- Дошкольное воспитание. Журнал № 5 за 2015г. «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности»/ М.Жилкина, Т. Суханова.
- Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста / Безрукова О. А., Приходько О. Г., Служакова О. И., Челей Н. С. — М.: Русская Речь, 2012–100с.
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО» ПРЕСС», 2015–240 с.
- От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-3-е изд. испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013–336 с.
- Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет/авт.сост. е.А.Румянцева.-Волгоград: Учитель, 2015.-159с.
- Филиппова Л. В., Филиппов Ю. В., Кольцова И. М. Сказка как источник творчества детей/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд. ВЛАДОС, 2001 -288с.