Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 05.09.2017

Статья просмотрена: 2067 раз

Библиографическое описание:

Мишакина, Е. А. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Мишакина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2697/ (дата обращения: 16.12.2024).



Приобщать ребят к радости творчества должны, разумеется, мы, взрослые друзья детства и юности...

Анатолий Алексин

Постановка проблемы:

Семья, детский сад, школа — фундамент воспитания, их продуктивное взаимодействие ведет к успешному развитию наших детей. За последние годы система образования претерпела большие изменения, как и семейные ценности и отношение к семье в целом. Наблюдается резкое снижение уровня полноценного эмоционального общения детей и родителей, происходит обеднение эмоциональной сферы детей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение гаджетами. Это привело к переосмыслению подходов к взаимодействию детского сада и семьи, его форм и содержания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы (ФГОС ДО ч.1, п.9; ч.3, п.3.2.5, п/п 5).

Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью сказок более эффективно решается при объединении усилий нескольких специалистов дошкольного учреждения.

Актуальность проекта:

«Яркий мир волшебных персонажей» — это интересная игровая деятельность, направленная на активизацию словарного запаса, развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы. Исходя из представлений о современных родителях, как о людях готовых к получению новых знаний, выбирается такая форма работы, которая соответствует следующим основным требованиям — оригинальность, востребованность, интерактивность. В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, помогает разрешить детские конфликты, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. И не случайно учителя-логопеды используют сказки, обеспечивая комплексный подход в развитии ребенка.

Возможности сказки, настолько велики, что позволяют предлагать метод сказкотерапии по развитию связной речи детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этому нужно обучать специально.

Цель:

‒ Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.

Задачи:

‒ Способствовать формированию грамматического строя языка, языкового чутья, внимания, интонационной выразительности речи.

‒ Научить детей продолжать и завершать сказки, пересказывать, составлять по аналогии и по плану, разыгрывать сценки, сочинять новые.

‒ Совершенствовать звуковую сторону речи, связную речь. Формировать плавность, ритмичность и точность движений

‒ Развивать коммуникативный и социальный опыт дошкольников.

‒ Приобщать детей к истокам народной культуры.

‒ Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в процессе коррекции нарушений речи и развития ВПФ.

Предполагаемый результат:

Развитие связной монологической и диалогической речи детей, активизация и пополнение словарного запаса.

Развитие умения принимать поставленную задачу, действовать по правилам, проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Развитие умения отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями, правильно произносить слова, использовать средства интонационной выразительности в процессе общения.

Формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других.

Развитие крупной и мелкой моторики рук.

Совершенствование работы с семьей.

Знакомство со сказкой строится по следующему алгоритму:

‒ слушаем / обсуждаем

‒ смотрим / обсуждаем

‒ рисуем (рисование, аппликация, по технике оригами и т. д.) / обсуждаем

‒ рассказываем / пересказываем//заучиваем

‒ показываем (театрализованная деятельность)

‒ обсуждаем

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой — заинтересовать, организовать внимание и наблюдательность детей, подготовить к восприятию нового материала, включить в совместную деятельность с взрослыми, не мешая своим поведением другим. Пропедевтическая работа включает в себя: отгадывание загадок о персонажах сказок, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, показ презентации.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме. Необходимо обязательное сопровождение наглядным и игровым материалом.

Этапы реализации проекта.

I этап — Организационный. Выбор темы проекта.

Сбор информации

II этап — Основной. Выполнение проекта.

Постановка и автоматизация звуков речи, развитие фонематического слуха, игры и задания на формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи.

III этап — Заключительный. Подведение итогов.

Тематическое планирование.

Месяц

Театрализованная деятельность

Название сказки

Мероприятия

Участники

Октябрь

«Колобок»

1. Просмотр мультфильма «Колобок». Обсуждение. Распределение ролей.

2. Рисование/аппликация по сюжету сказки.

3. Репетиции

4. Инсценирование сказки

Педагоги, дети.

«Теремок»

1. Просмотр мультфильма «Теремок». Обсуждение. Распределение ролей.

2. Конструирование. Пальчиковый театр.

3. Инсценирование сказки

Педагоги, дети, родители.

Ноябрь

«Крылатый, мохнатый да масленый»

1. Чтение сказки или просмотр мультфильма «Крылатый, мохнатый да масленый ". Обсуждение. Распределение ролей.

2. Аппликация по сказке,

рисование веревочкой.

3.Изготовление атрибутов с помощью родителей.

4. Инсценирование сказки

Педагоги, дети, родители.

Декабрь

«Заюшкина избушка»

1. Чтение сказки. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка ".

2. Рисование/ аппликация/ раскрашивание. Д/и.

3. Изготовление атрибутов с помощью родителей.

4. Инсценирование сказки

Педагоги, дети, родители.

Январь

«Под грибом» (В. Сутеев).

1. Просмотр мультфильма «Под грибом».

2. Рисование веревочкой по сказке «Под грибом».

3.Изготовление атрибутов.

4. Дидактические игры:

5. Инсценирование сказки

Педагоги, дети, родители.

Февраль

«Бычок смоляной бочок»

1. Прослушивание аудиозаписи, чтение сказки «Бычок смоляной бочок».

2. Изготовление атрибутов.

3. Создание раскладушки.

4. Инсценирование сказки

Педагоги, дети, родители.

Март

«Кот, петух и лиса»

1. Просмотр мультфильма «Кот, петух и лиса». Придумывание загадок о героях сказки.

2. Лепка по сказке раскрашивание.

3. Создание раскладушки

4. Инсценирование сказки

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители.

Апрель

«Муха-Цокотуха»

1. Просмотр мультфильма «Под грибом». Распределение ролей.

2. Рисование по технологии «сухой кистью».

3. Дидактические игры.

4.. Изготовление атрибутов.

5. Инсценирование сказки

Педагоги, дети, родители.

Май

Фрагмент из сказки «Муха — Цокотуха»

1.Обсуждение и написание сценария выпускного вечера с включением фрагмента театрализованного выступления по сказке «Муха-Цокотуха».

2. Праздничное выступление.

Педагоги, дети, Музыкальный руководитель,

родители.

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ в интегрированных занятиях с включением музыкальной деятельности, изобразительной, проектной деятельности, конструирования, чтения художественной литературы.

Заключение.

Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. Благодаря сказкотерапии, дети научились преодолевать барьеры в общении, лучше чувствовать друг друга, дружить, находить выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Данный вид деятельности помог сблизить не только родителей с детьми (общие интересы), но и педагогов с родителями. Немного сказки, немного чуда и вы уже видите перед собой счастливого и нравственно здорового малыша.

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 232с. — (Коррекционная педагогика).
  2. Дошкольное воспитание. Журнал № 5 за 2015г. «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности»/ М.Жилкина, Т. Суханова.
  3. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста / Безрукова О. А., Приходько О. Г., Служакова О. И., Челей Н. С. — М.: Русская Речь, 2012–100с.
  4. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО» ПРЕСС», 2015–240 с.
  5. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-3-е изд. испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013–336 с.
  6. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет/авт.сост. е.А.Румянцева.-Волгоград: Учитель, 2015.-159с.
  7. Филиппова Л. В., Филиппов Ю. В., Кольцова И. М. Сказка как источник творчества детей/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд. ВЛАДОС, 2001 -288с.
Основные термины (генерируются автоматически): инсценирование сказки, просмотр мультфильма, ребенок, связная речь, педагог, распределение ролей, родитель, сказка, изготовление атрибутов, чтение сказки.

Похожие статьи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Похожие статьи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Задать вопрос