Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Калинкина Елена Александровна, Устиненко Светлана Октябриновна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 27.12.2021
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Калинкина, Е. А. Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Калинкина, С. О. Устиненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6952/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум».
К. Г. Юнг
Важнейшей задачей ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление здоровья детей . Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как в дошкольные учреждения все больше и больше поступает детей с различными речевыми нарушениями.
Речь — важнейшая функция психики, ведущее средство общения, которое сопровождает все виды детской деятельности. Поэтому, нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, развитие речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях и здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшения здоровья детей.
В связи с данной проблемой, в системе коррекционных технологий и внедрения инноваций в образовательный процесс дошкольного образования, мы решили внедрить метод песочной терапии в свою работу по развитию речи у таких детей. Этот метод построен на теории Карла Юнга, известного швейцарского психолога, который в своей теории дает утверждение, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине души каждого человека.
Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на познавательное и речевое развитие ребёнка.
Как говорил Ушинский: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка — это куча песка ».
Для организации этого вида деятельности необходимы: световой стол с подсветкой и бортиками, морской или белый песок, фигурки — миниатюры, наборы тематических картинок, шарики «марблс» (плоские), трубочки, расчески, линейки, совок и щетка, для создания затемнения — жалюзи на окне. А ещё можно самим сделать разные символы, картотеки игр с песком, чтобы дети могли самостоятельно заниматься пескотерапией, проявляя свою фантазию.
Действие песочной терапии комплексное:
Во-первых, при игре с песком развиваются нервные окончания ладоней, подушечки пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов, которые отвечают за познание, воспоминания, речь и анализ.
Во-вторых, песок — сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния ребенка.
В-третьих, систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.
Как и в любых играх, в играх с песком тоже есть правила безопасной игры за песочным столом, которые обязательно нужно проговаривать детям: нельзя кидаться песком, нельзя высыпать песок из песочного стола, нельзя брать песок в рот и обсыпать других, играть за столом только сухими руками.
Для игры в песок можно использовать разные предметы относительно лексических тем. Это и фигурки людей, животные, дома, продукты питания, растения, различный природный материал (камешки, ракушки, перышки и другое), транспорт, другие аксессуары.
Игры могут быть: проекционными, в которых ребенок ассоциирует себя с одной фигуркой и строит свой собственный мир; коррекционными, в которых ребенок может создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, то есть ребенок должен проиллюстрировать на песке свои страхи, а потом смело избавиться от них; семейными, когда одновременно мир строят и ребенок, и члены его семьи.
Используя символы, предметные картинки мы подобрали серию речевых игр и оформили картотеку игр и символов по разделам.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания, например:
«Что под песком?»: картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение — рисунок 1.
Рис.1. Что под песком?
«Помоги зайцу замести следы»: в песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
«Секрет»: в песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить «секрет».
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:
«Пальцы отдыхают»: положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
«Кулачки»: погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
«Необыкновенные следы»: с опорой на символы.
«Жучки — паучки»: ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых. Символ: жук и паук;
«Ползут змейки»: ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой как показано на рисунке 2. Символ: Змейка
Рис.2. Змейка
Игры на совершенствование грамматического строя речи:
«Кто где?»: игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Дети расставляют мелкие игрушки по песочному полю и по очереди рассказывают об их местоположении относительно других, как показано на рисунке 3.
Рис.3. Кто где?
«Сильный мотор»: произносить звук « р» , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – катить маленькую машинку, произнося одновременно звук Р; рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
Игры на развитие связной речи:
«Найди буквы и назови»: заранее в песок прячем пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу»;
«Назови слово»: ребёнок достаёт спрятанную взрослым букву и называет слово, начинающееся на этот звук;
«Прочитай слово» — взрослый пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
Игры с песком, сочетая с другими видами коррекционной работы, позволяют осуществлять интеграцию в процессе развития и обучения. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей возрастает интерес к занятиям; активизируется словарный запас; развивается зрительная память и мелкая моторика; улучшается эмоциональное состояние детей в общем.
Таким образом, можно сделать вывод, что песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников и сохранения и укрепления здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать успешной личностью.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: ТЦ «Язык», 2001. — 146 с.
- Шакирова Е. В. Рисуем на песке. СПб.: ООО Издательство «Детство — Пресс», 2019. — 48с.
- Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сфере детей дошкольного возраста. — СПб.:2009. — 80 с.