Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха
Автор: Салмина Алена Юрьевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 28.11.2022
Статья просмотрена: 716 раз
Библиографическое описание:
Салмина, А. Ю. Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха / А. Ю. Салмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7837/ (дата обращения: 15.11.2024).
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-технических средств не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Информатизация образования открывает воспитателям новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методов, приёмов и технологий, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Информационно-компьютерные технологии способствуют созданию модели обновленной системы дошкольного образования, определении ее целей, задач, форм работы с участниками образовательного процесса.
Применение средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.
Использование современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками с нарушением слуха может считаться одним из возможных, доступных и эффективных средств формирования познавательной активности, развития интеллектуальных способностей и качеств детей. Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями слуха необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала и позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей, решая следующие задачи:
– развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
– обогащение кругозора;
– помощь в освоении социальной роли;
– развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
– формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация, группировка и т. д.);
– организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Педагогическая практика доказывает, что наличие у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха познавательной активности, то есть, стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях, способствует тому, что коррекционно-образовательный процесс проходит эффективнее: лучшему усвоению нового материала, накоплению, расширению знаний и кругозора, появлению устойчивого интереса к занятиям. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых дошкольникам с нарушениями слуха. Интенсивный путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника с нарушениями слуха, и это предполагает изменение самой структуры программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение).
Активизация познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог, с помощью различных методов, приемов, упражнений и ИКТ, создавая условия соревнования, ориентировочно-исследовательского и творческого поиска, самостоятельности.
ИКТ как средство интерактивного обучения дошкольников с нарушениями слуха имеет два преимущества — качественное и количественное.
Качественные преимущества очевидны:
– Яркое, чёткое, аккуратное и цветное изображение на экране намного эффектнее и качественнее.
– Повышается уровень использования наглядности на занятии.
– Предоставляется возможность индивидуализации обучения.
– Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты);
– Знания сохраняются в памяти детей значительно дольше.
– Повышается познавательный интерес, и мотивация детей.
– Создает условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества.
– Улучшается дисциплина.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. В течение 1–3 минут полноэкранное видео приносит больший объем информации, необходимой для изучения конкретного материала.
Ещё одно преимущество информационных технологий в том, что они позволяют довольно быстро создать требуемый объем программного дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, подобрать лексический материал, который при этом будет уточняться, и закрепляться, тем самым реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития.
Специфика работы с детьми со слуховой депривацией, требует использования большого объема наглядного (иллюстративного) и речевого (табличного) материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Компьютерная техника предоставляет большие возможности для соединения речевого материала с наглядным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Педагог может в разных видах деятельности применять функциональные возможности ИКТ для развития дошкольников, используя различные формы, такие как:
– Мультимедийные презентации — позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
– Фото (видео) — экскурсия — даёт возможность, не покидая помещения посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города и даже страны.
– Познавательный видеофильм — можно использовать при проведении НОД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т. д. они служат для систематизации и обобщения знаний.
– Видеозагадки — помогают в тренировке памяти, развитии фантазии, ассоциативного мышления и мышления категориями.
– Комплексы зрительных разминок, утренних зарядок, физминуток — способны отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни, помогают настраивать детей на занятие, вызывают приятные эмоции.
– Развивающие, обучающие мультфильмы — дают возможность в полной мере раскрыть детям творческий потенциал, в интересной форме познавать новый материал.
– Компьютерные развивающие, обучающие программы — стимулируют познавательную активность, развивают самостоятельность, уверенность в собственных силах, помогают расширять кругозор, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, высокую концентрацию внимания.
– Компьютерные развивающие, обучающие игры — можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала.
– Анимированные пазлы — способствуют развитию умения логически мыслить, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца, тренируют воображение, пространственное восприятие, память.
– Тесты для закрепления и проверки знаний — позволяют в форме игры провести проверку знаний, тренируют внимание, развивают память и сообразительность, помогают развивать логическое мышление, учиться рассуждать и делать выводы.
Несомненно, что при конструировании воспитательно-образовательной деятельности использование разнообразных форм ИКТ позволяет сделать занятия интересными, увлекательными, а речевой материал — более доступным для восприятия дошкольников со слуховой депривацией, но следует учитывать требования программы, уровень развития устной речи детей, их индивидуальные психофизические особенности и возможности.
Дети с нарушениями слуха характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия (визуальная, аудиальная), низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями мотивации, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. В связи, с чем при использовании ИКТ следует обратить особое внимание на здоровье дошкольников и соблюдать рекомендованные условия:
– физические и динамические паузы, зарядки для глаз;
– оптимальное время для занятий с применением ИКТ первая половина дня; допустимо во вторую половину дня;
– оптимальные дни недели для занятий с применением ИКТ вторник, среда, четверг; понедельник — допустимый;
– требования к оформлению презентаций (фону, иллюстрациям, речевому материалу (шрифту и орфоэпии), эффектам анимации.
При грамотном использовании технических средств и правильной организации образовательного процесса дошкольников ИКТ могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Таким образом, применение информационных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с нарушениями слуха позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, и стимулировать познавательную активность дошкольников, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения и обеспечивает его успешную социализацию в обществе; систематизировать работу педагога, создают условия для его профессионального саморазвития.
Литература:
1. Говиц Ю. М., Зворыгина Е. В., Поддьяков Н. Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М., 2003.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.