Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Устинова Светлана Викторовна, Грименко Елена Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 12.03.2015
Статья просмотрена: 879 раз
Библиографическое описание:
Устинова, С. В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / С. В. Устинова, Е. А. Грименко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7543/ (дата обращения: 16.12.2024).
Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы
В. А. Сухомлинский
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» — эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляете неотъемлемую часть.
Здоровье — одна из главных ценностей нашей жизни, а воспитание здорового ребенка — одна из важнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. При гиподинамии возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: нарушение регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия тоже нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразится на развитии организма ребенка. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависят от двигательной активности. Поэтому мы, педагоги заботимся об организации детской двигательной активности, ее разнообразии, а также выполнения основных задач и требований к ее содержанию.
Первое место в двигательном режиме детей занимает непосредственно образовательная деятельность по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам, развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта, формированию потребности двигаться. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм, способствуют повышению иммунитета.
При проведении досугов, праздников, спортивных развлечений дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
Ежедневно с детьми делаем утреннюю гимнастику, состоящую из разных видов ходьбы и бега, различных видов общеразвивающих упражнений, которые укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног. Основная цель гимнастики после сна — поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Заканчивается гимнастика упражнениями на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
С целью предупреждения утомления на занятиях, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводим физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательные упражнения. Пальчиковая гимнастики проводится ежедневно, так как у детей с речевыми проблемами плохо развита мелкая моторика.
Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.
Мелкая моторика — согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами, а именно с платочками, зубными щетками, прищепками, счетными палочками, с бусами, с резинками для волос, с пробками, также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Упражнения, необходимые для правильного звукопроизношения, для тренировки органов артикуляции — это артикуляционная гимнастика. Тренируясь ежедневно, логопед быстрее «ставит» правильное звукопроизношение, помогает преодолеть уже сложившиеся нарушения в речи.
Для укрепления здоровья детей применяем «музыкотерапию». Мелодии используются на занятиях, во время приема пищи, перед сном, во время игровой деятельности. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки «шелеста листьев», «шума моря» и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету «Волшебство природы».
Релаксация — это один из приёмов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Воспитание и лечение сказкой имеет психологический, терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает к речевому контакту. Дети учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые, придумывают новые образы, тем самым увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребёнка становится богаче, интереснее. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Коррекция поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка, как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит к терапевтическому эффекту.
Изучаем правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения и игра.
Большое значение для укрепления здоровья детей имеют дыхательные упражнения. Данная гимнастика повышает общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы, развивается дыхательная мускулатура, улучшается кровообращение в легких, в сердечно-сосудистой системе. Такие занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, через час после приема пищи. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Это достигается произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш), сочетанием звуков (ах, ух, ох). Все упражнения выполняются в игровой форме.
В беседах используем такие дидактические игры, как «Структура человеческого тела», «Спорт — это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Пять дел перед сном», «Бережем уши» и т. д.
Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.
Воспитательная работа с дошкольниками по здоровьесбережению является профилактическим видом деятельности. Профилактика в широком смысле слова представляет собой вид деятельности по предупреждению возможного неблагополучия в физическом, психическом и социальном развитии детей, по созданию условий, способствующих воспроизводству ресурса созидательной энергии, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, поведенческих норм, основ организации разумного образа жизни, адаптации к социокультурному окружению.
Данный подход по использованию различных технологий в здоровьесберегающей деятельности формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Литература:
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства — Дошкольное воспитание — 2004г., № 1 — С 114–117
2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие — М.: Линка-ПРЕСС, 2000.
3. Юматова Д. Б. Методическое пособие к программе по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма детей. I-III. — М.:ГУ «Центр «Семья», 2004–2005.
4. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Методист.- 2005. № 4 С. 61–65.
5. Юматова Д. Б. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками. Дошкольная педагогика. 2010г. — с. 8–12.