Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности
Авторы: Копейкина Евгения Анатольевна, Русановская Татьяна Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 02.10.2020
Статья просмотрена: 133 раза
Библиографическое описание:
Копейкина, Е. А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности / Е. А. Копейкина, Т. В. Русановская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5563/ (дата обращения: 17.12.2024).
В соответствии с ФГОС ДО одним из важнейших навыков социально-коммуникативного развития личности дошкольника является способность сопереживать, сочувствовать, понимать состояние других людей.
Слово эмпатия происходит от греческого — empatheia, что означает сопереживание. Эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченера для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека [2]. Важной стороной эмпатии является способность понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей сказок, произведений и героев мультфильмов.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений, так как сама по себе эмоциональная сфера не развивается, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи, ее необходимо развивать. У них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Поэтому, развитие
эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного с тяжелыми нарушениями речи [5]. Так как у детей нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, уровень развития мимики и пантомимики недостаточен, дети испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут понимать состояние других людей, «читать» эмоциональное состояние собеседника. Поэтому так важно развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи мы выбрали театрализованную деятельность. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека [1]. Играющие в своей театрализованной деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность [3].
Возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии дошкольников заключается в том, что:
– это игровая деятельность, связана со способностью ребенка тонко (воспринимать) чувствовать эмоциональное состояние персонажа, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпайтийная деятельность);
– в театрализованной деятельности игровой образ, его содержание, требуют от ребенка не только внешнее перевоплощение, но и эмоциональное переживание, вхождение в содержание исполняемой роли;
– подготовка детьми спектакля побуждает их к активной работе: от сочувствия до сопереживания и содействия, вызывает подражательность любимым героям, их поведению, что оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка;
– театрализованная деятельность это системный процесс (ознакомление с будущим спектаклем, анализ сюжета и поступков героев, пробы себя в выбранной роли, разучивании ее, самостоятельным воплощением образа героя). Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию;
– каждый этап в театрализованной деятельности, сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль, быть его полноценными участниками. Возможности всегда реализуются в определенных условиях [4].
Работа в нашей группе по театрализованной деятельности проводится систематично. Мы активно используем потешки, игры-загадки, стихи, и диалоги, коммуникативные игры. Учим детей владеть выразительными средствами, передавать образ персонажа, мимикой, жестами, движениями, эмоциями. За последние два года мы с детьми поставили следующие спектакли: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Как купчиха постничала», «Теремок», «Где же солнышко живёт?».
Таким образом, проводимая работа по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи показала:
– дети стали более общительными, уверенными в себе, освоили невербальные средства общения, научились преодолевать робость и стеснительность;
– стали более эмоциональные, научились выражать свои чувства;
– у детей значительно улучшилась память, качество произношения, выразительность речи.
В процессе театрализованной деятельности, помимо всех психических процессов, происходит развитие эмоций, воли, характера. Она позволяет детям пережить те чувства, которые должны испытывать изображаемые ими персонажи: симпатию, сочувствие, уважение и т.п., то есть дошкольник учиться сопереживать овладевает умением проявлять свое отношение и у него увеличивается эмпатическая способность.
Литература:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — С.109.
- Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 26-35.
- Гайворонская Т.А. // Детский сад от «А» до «Я». — 2008. — № 4. — С. 51-61.
- Запорожец А. Роль игры в воспитании детей методическое пособие. — М.: Просвещение, 1976. — С. 96.
- Петрушена Н.В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического гинеза / Логопед.- 2013- № 3.- С.10-13.