Значение и своеобразие театрализованной деятельности в развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 855 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, Ю. В. Значение и своеобразие театрализованной деятельности в развитии дошкольников / Ю. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 692-693. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36363/ (дата обращения: 19.12.2024).



В детском саду, в воспитании дошкольников, в основном, осуществляется личностно — ориентированный подход, с помощью которого, педагоги развивают в детях индивидуальность, помогают им осознать себя как личность. Но, неповторимой индивидуальности, если ребёнок захочет раскрыть в себе больше возможностей, мало. Необходимы такие качества, как активность, коммуникабельность, талант. Возникает вопрос: в чём же осуществить воспитание и развитие ребёнка?

Игра — вот что имеет большое значение в жизни детей. Игра издавна служила средством воспитания и обучения. А творческая игра это настоящее поле чудес для развития и творчества детей. Малыш должен принять роль на себя, понять, каков его персонаж, почему он действует именно так, а не иначе, представить его настроение, чувство, то есть полностью проникнуть в его внутренний мир.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решать многие педагогические задачи, стоящие перед современными педагогами: развитие речи, интеллектуальности, художественно — эстетического воспитания. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Театрализованной игре дано «завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. Эта универсальная способность возбуждать человеческие чувства, безусловно, делает ее единственной в своем роде», — пишет М. Вуарен и продолжает далее: «Вследствие своего необычайного разнообразия игры являют собой наиболее емкую сферу для проявления всех чувств и эмоций, которые способен испытать человек» [3,с.132].

Работая над спектаклем, над своей ролью, дети учатся сопереживать события, сочувствовать персонажам. У них развивается эмпатия — способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.

Как отмечает Б. М. Теплов: «чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» [4, с. 165]. А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Нельзя забывать и о значении театрализованной деятельности в патриотическом воспитании. Через театрализованную деятельность дети знакомятся с народной культурой и бытом, с костюмами людей русской национальности, народной музыкой. Дети получают представления о сельском рубленом доме, расписном тереме, горнице, предметами старины. Средствами народных сказок, афоризмов, пословиц, поговорок, инсценировок расширяется круг приобщения к устному народному творчеству.

Театрализованная деятельность помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. От красивых костюмов, декорации, музыки дети получают эстетическое удовольствие, всё это порождает в них желание создавать и творить.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети вовлекаются в активную речевую работу. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Заучивая роль, дошкольник развивает память, а во время управления куклами происходит развитие мелкой моторики рук.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Важно всячески поощрять исполнительское творчество, развивать у ребенка способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.

Театрализованная деятельность — это мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений. В театрализованной деятельности каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Таким образом, театрализованной деятельности принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Театрализованная деятельность нужна, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., Просвещение. 1991.127с.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: Сфера 2003. 128с.
  3. Вуарен Н. Что такое игра?// Культура — 1982. — № 4. 49с.
  4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.:ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  5. Теплов Б. М. Психология. — М.: 1951.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, жизнь детей, окружающий мир.


Похожие статьи

Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Похожие статьи

Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Задать вопрос