Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Митенкова, Т. В. Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Митенкова, Е. В. Чипиль, С. Т. Пырьева, И. В. Балобаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92272/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, наблюдаем постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу — 75–80 % от всех детей 4–6 лет — сегодня составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии, поэтому более значимыми и приоритетными являются оздоровительная и коррекционная направленности деятельности ДОУ. Педагоги комплексно используют различные методики, среди которых важное место занимают нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Их применение даёт положительные результаты и в речевом развитии ребёнка-дошкольника.

Напомним, что речь теснейшим образом взаимосвязана с другими сторонами психического развития ребенка (Левина Р. Е.). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируются с прямым участием речи (Выготский Л. С., Лурия А. Р. и др.). Также нам известно, что хорошо развитая речь ребенка — это залог его успешного обучения в школе, усвоение программных требований. Поэтому педагоги дошкольного образования в своей работе стараются использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является самомассаж.

Что такое самомассаж? Самомассаж — это все виды массажа на самом себе. Выполнять его нужно самостоятельно. Если самомассаж выполнять систематически, то улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Для развития речевой функции дошкольников, их оздоровления нами разработан комплекс упражнений самомассажа, который успешно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: Су-Джок терапию, аурикулотерапию, упражнения для развития пальцевой моторики, дыхательные упражнения из оздоровительной системы японского ученого К. Ниши.

Су-Джок терапия — это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах («су» — кисть, «джок» — стопа)» [2, с. 14]. И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению автора системы Су Джок, профессора Сеульского Национального Университета Пак Чже Ву, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Аурикулотерапия — массаж ушных раковин — помогает развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности ребенка. Массаж около 200 биологически активных точек, которые находятся на ушных раковинах, быстро мобилизует силы организма, в результате чего можно моментально поднять общий тонус нервной системы, снять утомление. Массировать необходимо оба уха — поочередно одной рукой или одновременно двумя руками.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений знают, что у многих воспитанников плохо развиты двигательные функции рук и отсутствует оформленная техника движений. Поэтому, работая над формированием и совершенствованием тонкой моторики пальцев рук дошкольников, мы развиваем детскую речь, интеллект, а также позволяем снять напряжение, даем возможность расслабиться [4, с. 29].

Интересна система упражнений для самомассажа пальцев и ладонных поверхностей, разработанная японским ученым Йосиро Цуцуми:

— массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»;

— массаж грецкими орехами;

— массаж шестигранными карандашами.

Самомассаж всегда начинаем с упражнений над дыханием. Одним из нетрадиционных методов здоровьесбережения детей дошкольного возраста является работа над правильным дыханием — комплекс дыхательных упражнений, созданных японским ученым, профессором Кацудзо Ниши.

К. Ниши утверждает: «чтобы научиться дышать правильно, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания» [3, с. 15]. Научившись контролировать дыхание, мы получим в свои руки контроль над здоровьем организма.

При выполнении комплекса упражнений с воспитанниками необходимо учитывать, что самомассаж необходимо выполнять ежедневно, чтобы достичь положительных результатов. Для выполнения упражнений необходимо всего 7–10 минут.

Начинаем выполнять упражнения!

  1. Садимся удобно, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Закрываем глаза и выполняем несколько глубоких вдохов и выдохов. Дышать тихо и спокойно!
  2. Выполняем дыхательное упражнение «Добрый мишка» (из системы профессора К. Ниши).
  3. Перед началом массажа растираем ладони так, чтобы они стали горячими.
  4. Большим и указательным пальцами рук растираем уши (10–15 растираний для каждого уха).
  5. Затем воздействуем на ушные раковины ладонями. Ладони двигаются вверх и вниз. Движение ладоней вниз сгибает ушные раковины, движение вверх — возвращает их в обычное положение. Выполняем не менее 10–15 растираний каждого уха.
  6. Проводим массаж глаз. Закрываем глаза. Тремя пальцами каждой руки легко нажимаем на верхние веки в течение 1–2 секунд, затем снимаем пальцы с век. Повторяем 5 раз.
  7. Массируем брови. Глаза закрыты. Работаем тыльными сторонами двух фаланг больших пальцев рук. Массируем от переносицы к вискам и обратно. Выполняем массаж с небольшим нажимом. Выполняем по 10–15 проходов от переносицы к вискам и обратно.
  8. Помассируем лицо. Массируем лицо обеими ладонями, захватывая щеки, лоб и виски. Движения такие, как при умывании. «Умываемся» не менее 10–15 раз.
  9. Массируем поглаживанием волосистую часть головы. Левой или правой ладонью ведем ото лба к затылку и обратно, 10–15 раз.
  10. Далее — массаж пальцев и ладонных поверхностей шестигранными карандашами. Прокатываем их между ладонями, перемещаем между пальчиками. Детям это очень нравится.
  11. Массаж грецкими орехами. Перебираем и вращаем их пальцами, катаем между ладонями.
  12. Заканчиваем наш комплекс, выполняя массаж стоп. Дети встают со стульчиков, «превращаются» в косолапых мишек или проворных белочек и под стихотворное сопровождение выполняют различные упражнения для стоп и пальчиков ног на массажных ковриках.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Фоном при проведении самомассажа служат музыкальные произведения Шостаковича Д. Д., Чайковского П. И. и других композиторов.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и других педагогов — это не только улучшение речевой функции дошкольников [5, с. 48]. По результатам мониторинга медицинских работников нашего ДОУ наблюдается снижение процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний и пропусков по болезни дошкольников, улучшение эмоционально-психологического состояния ребятишек. В результате здоровьесберегающих мероприятий, проводимых по профилактике и оздоровлению детей, наши воспитанники более успешно осваивают образовательные программы, усваивают программные требования, а чуть позже — хорошо адаптируются к школьным условиям.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  2. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1987.
  3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М.: Академия, 2001.
  4. Ниши К. Энергетическое дыхание. — СПб.: Крылов, 2009.
  5. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. — Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Курьянова, О. М. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с одарёнными детьми / О. М. Курьянова. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-v-rabote-s-odaryonnimi-detmi-2415313.html (дата обращения: 28.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ладонь, массаж, педагог, ребенок, речевая функция дошкольников, рука, самомассаж, стопа, упражнение.


Похожие статьи

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Похожие статьи

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе

Задать вопрос