Проект по приобщению дошкольников к чтению «Мешок историй»
Автор: Елагина Ирина Ивановна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 27.08.2019
Статья просмотрена: 583 раза
Библиографическое описание:
Елагина, И. И. Проект по приобщению дошкольников к чтению «Мешок историй» / И. И. Елагина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4397/ (дата обращения: 16.11.2024).
Чтение — это привычка, которой не учат, а которой заражаются.
Д. С. Лихачев
Актуальность. Детская русская литература — неотъемлемая часть общей русской литературы, которая является той связующей нитью, что соединяет поколения, передает эстафету духовных поисков и идеалов народа. Глубинные ее традиции следует искать, прежде всего, в труде тех больших русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной, темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.
Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому она занимает важное место в жизни ребенка. В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами малыша. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают маленькому человеку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Детская литература независимо от жанра учит дошкольника любить свой дом, близких, дорожить словом, чтить святые для Отечества имена, уважать человеческое достоинство в себе и в других.
Но в настоящее время, детское восприятие переживает небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какой — либо воспитательной ценности, затрагивающей поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующий умственных усилий для восприятия. Понятно, что такой низкий уровень никак не способствует формированию ценностей подрастающего поколения. Поэтому насущной необходимостью в культурно-просветительской, педагогической практике сегодня является опора на лучшие образцы русской детской литературы, передающей все богатство и разнообразие мира.
Чтобы вернуть ребенка к книге, заинтересовать его, воспитать вдумчивого читателя, необходима помощь родителей. Именно близкие взрослые люди своим собственным примером могут привить дошкольнику потребность в чтении. Совместное чтение, разговор о прочитанном, развивающие игры по произведениям не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. А если читать книги любимых детских русских писателей, на которых выросли мамы и папы, то, я думаю, сам процесс чтения, познавательная совместная деятельность будет намного продуктивнее и значимей для всех членов семьи.
Именно поэтому целью моего проекта является приобщение семей дошкольников к чтению путем создания индивидуальных «мешков историй» по любимым с детства произведениям родителей воспитанников и использования их для совместного чтения, игр, продуктивной деятельности в кругу семьи.
Задачи:
− выявить любимые произведения детских русских писателей родителей воспитанников и найти книги с этими произведениями;
− сшить полотняные мешки для пополнения их нужным инвентарем;
− привлечь родителей к участию в проекте, объяснив его значимость;
− пропагандировать широкие возможности организации семейного досуга на основе детской литературы и привлекать родителей к их использованию;
− помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства развития личности дошкольника;
− составить викторину по произведениям, участвующим в проекте;
− создать коллаж из рисунков дошкольников по понравившимся прочитанным рассказам, стихам и сказкам русских детских писателей;
− способствовать развитию навыков осмысленного чтения, обсуждения художественного произведения;
− сформировать интерес к произведениям детских русских писателей в условиях многонационального родительского состава группы.
Методы проекта: анкетирование, сбор информации и инструментария, анализ произведений.
Участники проекта: дошкольники, родители, педагог группы семейного воспитания.
Содержание проекта
1. Подготовительный этап
С помощью составленной мною анкеты «Интерес к чтению» было выявлено, что читают детские произведения детям почти во всех семьях, обычно это делают мамы перед сном, на прогулке, когда есть свободное время. Интересно, что, как правило, родители читают детям свои любимые детские книги русских писателей: К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, В Драгунского, А.Гайдара, В. Сутеева, С. Маршака, В. Бианки, Л. Толстого и других. Но вот пересказывают, обсуждают прочитанное только в двух семьях, в остальных довольствуются показом ребенку ярких иллюстраций в книге или дошкольник сам листает страницы и рассматривает картинки. Детская библиотека есть в доме у всех воспитанников, в основном она содержит стихи, сказки и книги познавательного содержания. Но у каждой семьи обязательно есть книги с любимыми с детства произведениями мам и пап, у некоторых даже сохранились издания прошлых лет. Результаты анкетирования для удобства обработки и анализа изобразила с помощью диаграмм.
Вот какие любимые произведения русских писателей были в детстве у взрослых членов семей воспитанников, и с которыми они бы хотели познакомить других дошкольников: Л. Толстой «Акула», В. Бианки «Первая охота», В. Осеева «Волшебное слово», С. Михалков «Услужливый», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Сутеев «Яблоко», К. Чуковский «Доктор Айболит», В. Ильина «Чик-чик ножницами», В. Драгунский «Заколдованная буква», В. Даль «Война грибов с ягодами».
Следующим подготовительным шагом к реализации проекта явилось изготовление полотняных мешков, в которые смогут войти не только книги, но различные игрушки, атрибуты, игры, печатные материалы, а также инструменты для выполнения продуктивной деятельности, сопутствующие произведениям.
2. Основной этап
И вот начинается путешествие «мешков историй»!
Каждая семья кладет в полотняный мешок выбранную любимую книжку (обязательно иллюстрированную!), содержащую произведение детского русского писателя, любимое мамой или папой с детства, и обменивается с другой семьей группы. Прочитав в семейном кругу полученное произведение, члены семьи дополняют «мешок историй» необходимым на их взгляд инвентарем, с целью сделать эту книгу интересней для прочтения или запоминания её сюжета дошкольниками, а также для того чтобы семейное чтение было не только интересным, но и доставляло удовольствие всем членам семьи. Так, в «мешках» вместе с художественной книгой оказываются мягкие игрушки, реквизиты героев произведений, персонажи из кукольного, пальчикового, магнитного театров, научно-популярные книги по теме, компакт-диски с записью произведений, речевые игры, ребусы, загадки, стихи, материалы для выполнения поделок, а также игры по произведениям, либо с персонажами книг, либо по теме рассказа.
Действительно, игрушки «мешка историй» — это, как правило, главные герои художественного произведения, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды, то есть все то, что помогает «оживить» книгу. Кроме того, использование при прочтении произведения игрушек поможет ребенку не только представить образы героев книги, развить понимание прочитанного, но и активизировать речь, пополнить словарный запас при использовании этих кукол для обыгрывания сюжетов книг.
Вложенные в «мешок» ребусы, загадки, кроссворды, научно-популярные книги дополняет ее познавательными фактами и будут способствовать развитию логического мышления, поисковой деятельности и стремления преодолевать возникающие препятствия. Компакт-диск — это запись текста художественной книги, которую ребенок может прослушать несколько раз. Известно, что многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Речевые игры, стихи, интересные факты о героях или о инструментах также связаны с содержанием художественной книги и служат для развития слухового восприятия, звукослоговой структуры слова и словарного запаса дошкольников.
Развивающие настольные игры не только расширяют знания дошкольников по теме выбранного произведения, развивают моторику, внимание, смекалку, сообразительность, но и стимулируют интерес к чтению книги, а также объединяют маленький семейный коллектив. А инструменты для выполнения продуктивной деятельности, вложенные в «мешок историй», способствуют формированию творческого мышления, умения ребенка отражать прочитанное, развивают фантазию, воображение и эстетическое восприятие.
«Мешок историй», на мой взгляд, помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей.
После того как «мешки историй» «прошли» по всем семьям воспитанников группы, они оказались полностью заполненными различными атрибутами, помогающими иллюстрировать содержание книги, развивающими познания дошкольников о персонажах книги, играми с героями книги и инструментами для продуктивной деятельности для создания героев или сюжетов произведения.
3. Заключительный этап
В результате реализации проекта дошкольники узнали, какие любимые произведения детских русских писателей читали в детстве их родителям и даже познакомились с книжками изданий прошлых лет, сравнив их с современными книгами. Совместно с семьями воспитанников были собраны «мешки историй» по каждому из рассказов, содержащие иллюстрированную художественную книгу, аудио- запись произведения и дополнительные материалы, игры по её содержанию.
Мы с ребятами сделали коллаж «Мешок историй», составленный из рисунков героев, понравившихся рассказов, и придумали игру-викторину для родителей по прочитанным книгам.
В группе был проведен совместный вечер с родителями и детьми, на котором была представлена викторина, выполненная в форме презентации, наш «Мешок историй», а также весело и бурно обсуждалась реализация проекта. Родители и дети рассказывали: как решали, что положить в мешок; как проводили вечер; что понравилось; что хотелось бы изменить и даже предложили свои способы активизации чтения в кругу семьи.
Но самое главное, совместное чтение, на мой взгляд, сблизило детей и взрослых и наполнило содержанием редкие минуты семейного духовного общения.
Я надеюсь, что эта модель будет использована не только в семьях, но и в дошкольных учреждениях как эффективный инструмент привития ребенку любви к чтению и формирования духовной культуры личности.