Проект по приобщению детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению «Читаем вместе» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 12.01.2022

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Голушко, М. В. Проект по приобщению детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению «Читаем вместе» / М. В. Голушко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6984/ (дата обращения: 16.11.2024).



Паспорт проекта

Название проекта : «Читаем вместе»

Вид проекта : творческий

Участники : Адриана, воспитанница группы раннего возраста ДОУ

Денис, ученик 4 класса, старший брат Адрианы

Елена Александровна, мама Адрианы и Дениса

Разработчик проекта : Голушко Марина Валентиновна

Длительность : март — апрель

Проблемное поле : утеряно понимание важности совместного семейного чтения детских книг, как спонтанного условия эмоционального сближения всех членов семьи, духовно-нравственного развития детей.

Цель проекта: приобщение детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению.

Задачи: способствовать повышению родительской компетенции в области детского чтения;

поддерживать и развивать интерес родителей и других членов семьи к неформальным занятиям с детьми с использованием детской художественной литературы и фольклора;

способствовать эмоционально окрашенному чтению, восприятию детской художественной литературы и фольклора в комфортной домашней обстановке;

развивать у детей мотивацию к восприятию художественной литературы в контакте с родителями и другими членами семьи,

способствовать развитию творческого потенциала детей с раннего возраста.

Ожидаемые результаты : повышение интереса детей и родителей к чтению

художественной литературы и фольклора в кругу семьи; введение и закрепление традиции.

Предполагаемая социальная значимость: возрождение традиции семейного чтения;популяризация семейного чтения, способствующего эмоциональному контакту и духовной близости детей и родителей.

Актуальность проекта

Известно, что совместное чтение в кругу семьи способствует развитию речи, внимания, памяти, воображения, накоплению жизненного и нравственного опыта.

Во время чтения происходит формирование таких качеств, как усидчивость, прилежность, умение размышлять о прочитанном. Для этого важно взрослым интересоваться, узнавать, насколько ребенок понял, о чем говорится в книге, запомнил ключевые моменты, и сопровождать чтение рассматриванием иллюстраций, обсуждением запомнившихся и понравившихся моментов.

Помочь родителям и детям приобрести эту полезную привычку могут педагоги ДОУ, порекомендовав соответствующие возрасту произведения, предложив план беседы по прочитанному и, в целом, обратив внимание на данную проблему.

В рамках реализации проекта «Читаем вместе» были проведены беседы с родителями воспитанников второй группы раннего возраста на тему: «Читаем с мамой». Собеседование показало, что в настоящее время не во всех семьях уделяется достаточное время совместному чтению и, к сожалению, не всегда пользуется популярностью.

Данный проект направлен на популяризацию семейного чтения среди родителей и детей, а также на приобщение всех членов семьи к чтению.

Реализация проекта предполагает:

Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями): собеседование, консультации, рекомендации, вовлечение в творческую продуктивную деятельность.

Взаимодействие родителей с детьми в семье: спонтанное чтение, учет интересов, запланированное чтение, творческая продуктивная деятельность, введение традиций.

Взаимодействие родителей с детьми как помощников — партнеров — наблюдателей.

Взаимодействие детей в семье, как активных участников процесса чтения: свободная театрализация, игровые эпизоды, включение чтения — восприятия в самостоятельную и совместную деятельность.

Этапы работы над проектом

Срок: март — апрель

Вид деятельности

в ДОУ

Задачи

Вид деятельности

в семье

Задачи

Подготовительный этап

Беседа с родителями на тему «Какие книжки нравятся Вашим детям»

Планирование

- Вызвать внимание и интерес к чтению детской художественной литературы с детьми в домашней обстановке

— Обратить внимание родителей на возрастные особенности детей.

— Вызвать устойчивый интерес к предпочтениям детей.

— Обратить внимание родителей на эмоциональное и духовное сближение родителей и детей в процессе совместного чтения.

— Разработать планирование по взаимодействию с родителями и детьми.

— Учесть возрастные особенности детей раннего возраста; возможности и предпочтительные интересы ребенка, семьи.

Совместное чтение книг для детей.

Рассматривание иллюстраций.

Выявление предпочтений.

Примерные вопросы детям:

— Про кого эта сказка?

— Кого встретил Колобок?

— Что сделала Лисичка?

— Кто посадил репку?

— Что случилось с зайчиком?

— Кто зайчику помог?

и др.

- Развивать и поддерживать интерес детей к совместному домашнему чтению.

— Способствовать развитию потребности в семейном чтении.

— Способствовать пополнению словарного запаса детей, активизации речевого общения, развитию познавательного интереса.

— Обращать внимание детей на оформление книг: иллюстрации, рисунки к стихам и сказкам.

— Стимулировать и поддерживать желание детей выражать свое мнение о книгах, сказках, иллюстрациях, рисунках.

Основной этап

Собеседование с мамой на тему «Читаем вместе каждый день»

Собеседование на темы «Читаем с братом»,

«Мы читаем и играем»,

«Что сегодня почитаем?»

Консультации с мамой на темы «Мама — зритель», «Читаем для игрушек»,

«Я игрушки покачаю -игрушкам книжку почитаю»

Собеседование на темы:

«Мы читаем и рисуем»,

«Вместе будем сочинять, вместе будем рисовать»

( дистанционно:

телефон, WhatsApp, электронная почта)

Беседы на темы:

«Наша книга»,

«Наше творчество»

( дистанционно: телефон, WhatsApp, электронная почта)

- Рекомендовать маме Адрианы проводить совместные семейные вечера с книгой, читая и рассматривая иллюстрации.

— Читать книги выразительно, проявлять внимание к эмоциональному отклику Адрианы.

— Обратить внимание на доступность и удобство расположения детской литературы.

— Предложить чаще обращать внимание Адрианы на уголок с детскими книгами.

— Рекомендовать маме привлечь к выразительному и доступному чтению старшего брата Адрианы.

— Рекомендовать маме выступить в роли помощника (партнера -наблюдателя) при выборе книги (сказки) и организации чтения (восприятия, рассматривания иллюстраций).

— Рекомендовать поощрять, стимулировать и поддерживать инициативу детей к совместному чтению (восприятию) книг.

— Предложить Елене Александровне организовать дома выставку детских рисунков на тему «Мы читаем и рисуем»

— Предложить Елене Александровне вместе с детьми создать книгу своими руками:

сочинить текст;

нарисовать иллюстрации.

— Придумать свой вариант творческой деятельности, связанной темой или содержанием с любимыми героями.

Чтение детской художественной литературы, фольклора:

Русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Золотое яичко», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Петушок — золотой гребешок», «Лисичка — сестричка и волк», «Заяц — хваста», «Мужик и медведь», «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и медведь», «Гуси — лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»,

«Смоляной бычок», «Жихарка»

Корней Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Путаница»

Книги по выбору ребенка

Привлечение детей к рисованию на тему: «Наши любимые герои»

Выбор:

— совместное сочинение сказки (стихотворения);

— создание, оформление книги;

— создание и раскрашивание «Сказочного домика»

- Поощрять интерес детей к чтению (восприятию) детской художественной литературы и фольклора.

— Создавать комфортные, условия для развития речевого общения детей с близкими.

— Способствовать пополнению словарного запаса, развитию познавательного интереса.

— Развивать и поддерживать эмоциональную вовлеченность детей в сюжет и содержание книги в процессе чтения.

— Учитывать и расширять детские литературные предпочтения.

— Поощрять интерес и инициативу детей к самостоятельному чтению (восприятию) любимых книг.

— Способствовать инициативе включения детьми книг в игровые эпизоды.

— Обращать внимание детей на оформление книг.

— Проявлять внимание и интерес к эмоциональному отклику детей на понравившиеся книги, сказки.

— Вовлечь детей в совместную творческую деятельность: нарисовать любимых героев книг, сказок, стихов.

Заключительный этап

Беседы на темы:

«Наше творчество»

( дистанционно: телефон, WhatsApp электронная почта)

Предложить Елене Александровне поделиться фотографиями творческого процесса.

Раскрашивание «Сказочного домика»

- Организовать совместную

творческую деятельность:

раскрасить

«Сказочный домик»

Выпустить газету или создать электронную информационную страничку «Читающая семья», презентовать и популяризировать семейный опыт среди родителей ДОУ.

Похожие статьи

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников «Диалог о важном»

Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми»

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг»

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Формирование читательского интереса младших школьников с помощью реализации программы внеклассной работы кружка «КЛюЧ»

Похожие статьи

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников «Диалог о важном»

Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми»

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг»

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Формирование читательского интереса младших школьников с помощью реализации программы внеклассной работы кружка «КЛюЧ»

Задать вопрос