Проект по приобщению детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению «Читаем вместе»
Автор: Голушко Марина Валентиновна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 12.01.2022
Статья просмотрена: 224 раза
Библиографическое описание:
Голушко, М. В. Проект по приобщению детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению «Читаем вместе» / М. В. Голушко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6984/ (дата обращения: 16.11.2024).
Паспорт проекта
Название проекта : «Читаем вместе»
Вид проекта : творческий
Участники : Адриана, воспитанница группы раннего возраста ДОУ
Денис, ученик 4 класса, старший брат Адрианы
Елена Александровна, мама Адрианы и Дениса
Разработчик проекта : Голушко Марина Валентиновна
Длительность : март — апрель
Проблемное поле : утеряно понимание важности совместного семейного чтения детских книг, как спонтанного условия эмоционального сближения всех членов семьи, духовно-нравственного развития детей.
Цель проекта: приобщение детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению.
Задачи: способствовать повышению родительской компетенции в области детского чтения;
поддерживать и развивать интерес родителей и других членов семьи к неформальным занятиям с детьми с использованием детской художественной литературы и фольклора;
способствовать эмоционально окрашенному чтению, восприятию детской художественной литературы и фольклора в комфортной домашней обстановке;
развивать у детей мотивацию к восприятию художественной литературы в контакте с родителями и другими членами семьи,
способствовать развитию творческого потенциала детей с раннего возраста.
Ожидаемые результаты : повышение интереса детей и родителей к чтению
художественной литературы и фольклора в кругу семьи; введение и закрепление традиции.
Предполагаемая социальная значимость: возрождение традиции семейного чтения;популяризация семейного чтения, способствующего эмоциональному контакту и духовной близости детей и родителей.
Актуальность проекта
Известно, что совместное чтение в кругу семьи способствует развитию речи, внимания, памяти, воображения, накоплению жизненного и нравственного опыта.
Во время чтения происходит формирование таких качеств, как усидчивость, прилежность, умение размышлять о прочитанном. Для этого важно взрослым интересоваться, узнавать, насколько ребенок понял, о чем говорится в книге, запомнил ключевые моменты, и сопровождать чтение рассматриванием иллюстраций, обсуждением запомнившихся и понравившихся моментов.
Помочь родителям и детям приобрести эту полезную привычку могут педагоги ДОУ, порекомендовав соответствующие возрасту произведения, предложив план беседы по прочитанному и, в целом, обратив внимание на данную проблему.
В рамках реализации проекта «Читаем вместе» были проведены беседы с родителями воспитанников второй группы раннего возраста на тему: «Читаем с мамой». Собеседование показало, что в настоящее время не во всех семьях уделяется достаточное время совместному чтению и, к сожалению, не всегда пользуется популярностью.
Данный проект направлен на популяризацию семейного чтения среди родителей и детей, а также на приобщение всех членов семьи к чтению.
Реализация проекта предполагает:
Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями): собеседование, консультации, рекомендации, вовлечение в творческую продуктивную деятельность.
Взаимодействие родителей с детьми в семье: спонтанное чтение, учет интересов, запланированное чтение, творческая продуктивная деятельность, введение традиций.
Взаимодействие родителей с детьми как помощников — партнеров — наблюдателей.
Взаимодействие детей в семье, как активных участников процесса чтения: свободная театрализация, игровые эпизоды, включение чтения — восприятия в самостоятельную и совместную деятельность.
Этапы работы над проектом
Срок: март — апрель
Вид деятельности в ДОУ |
Задачи |
Вид деятельности в семье |
Задачи |
Подготовительный этап |
|||
Беседа с родителями на тему «Какие книжки нравятся Вашим детям» Планирование |
- Вызвать внимание и интерес к чтению детской художественной литературы с детьми в домашней обстановке — Обратить внимание родителей на возрастные особенности детей. — Вызвать устойчивый интерес к предпочтениям детей. — Обратить внимание родителей на эмоциональное и духовное сближение родителей и детей в процессе совместного чтения. — Разработать планирование по взаимодействию с родителями и детьми. — Учесть возрастные особенности детей раннего возраста; возможности и предпочтительные интересы ребенка, семьи. |
Совместное чтение книг для детей. Рассматривание иллюстраций. Выявление предпочтений. Примерные вопросы детям: — Про кого эта сказка? — Кого встретил Колобок? — Что сделала Лисичка? — Кто посадил репку? — Что случилось с зайчиком? — Кто зайчику помог? и др. |
- Развивать и поддерживать интерес детей к совместному домашнему чтению. — Способствовать развитию потребности в семейном чтении. — Способствовать пополнению словарного запаса детей, активизации речевого общения, развитию познавательного интереса. — Обращать внимание детей на оформление книг: иллюстрации, рисунки к стихам и сказкам. — Стимулировать и поддерживать желание детей выражать свое мнение о книгах, сказках, иллюстрациях, рисунках. |
Основной этап |
|||
Собеседование с мамой на тему «Читаем вместе каждый день» Собеседование на темы «Читаем с братом», «Мы читаем и играем», «Что сегодня почитаем?» Консультации с мамой на темы «Мама — зритель», «Читаем для игрушек», «Я игрушки покачаю -игрушкам книжку почитаю» Собеседование на темы: «Мы читаем и рисуем», «Вместе будем сочинять, вместе будем рисовать» ( дистанционно: телефон, WhatsApp, электронная почта) Беседы на темы: «Наша книга», «Наше творчество» ( дистанционно: телефон, WhatsApp, электронная почта) |
- Рекомендовать маме Адрианы проводить совместные семейные вечера с книгой, читая и рассматривая иллюстрации. — Читать книги выразительно, проявлять внимание к эмоциональному отклику Адрианы. — Обратить внимание на доступность и удобство расположения детской литературы. — Предложить чаще обращать внимание Адрианы на уголок с детскими книгами. — Рекомендовать маме привлечь к выразительному и доступному чтению старшего брата Адрианы. — Рекомендовать маме выступить в роли помощника (партнера -наблюдателя) при выборе книги (сказки) и организации чтения (восприятия, рассматривания иллюстраций). — Рекомендовать поощрять, стимулировать и поддерживать инициативу детей к совместному чтению (восприятию) книг. — Предложить Елене Александровне организовать дома выставку детских рисунков на тему «Мы читаем и рисуем» — Предложить Елене Александровне вместе с детьми создать книгу своими руками: сочинить текст; нарисовать иллюстрации. — Придумать свой вариант творческой деятельности, связанной темой или содержанием с любимыми героями. |
Чтение детской художественной литературы, фольклора: Русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Золотое яичко», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Петушок — золотой гребешок», «Лисичка — сестричка и волк», «Заяц — хваста», «Мужик и медведь», «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и медведь», «Гуси — лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Смоляной бычок», «Жихарка» Корней Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Путаница» Книги по выбору ребенка Привлечение детей к рисованию на тему: «Наши любимые герои» Выбор: — совместное сочинение сказки (стихотворения); — создание, оформление книги; — создание и раскрашивание «Сказочного домика» |
- Поощрять интерес детей к чтению (восприятию) детской художественной литературы и фольклора. — Создавать комфортные, условия для развития речевого общения детей с близкими. — Способствовать пополнению словарного запаса, развитию познавательного интереса. — Развивать и поддерживать эмоциональную вовлеченность детей в сюжет и содержание книги в процессе чтения. — Учитывать и расширять детские литературные предпочтения. — Поощрять интерес и инициативу детей к самостоятельному чтению (восприятию) любимых книг. — Способствовать инициативе включения детьми книг в игровые эпизоды. — Обращать внимание детей на оформление книг. — Проявлять внимание и интерес к эмоциональному отклику детей на понравившиеся книги, сказки. — Вовлечь детей в совместную творческую деятельность: нарисовать любимых героев книг, сказок, стихов. |
Заключительный этап |
|||
Беседы на темы: «Наше творчество» ( дистанционно: телефон, WhatsApp электронная почта) |
Предложить Елене Александровне поделиться фотографиями творческого процесса. |
Раскрашивание «Сказочного домика» |
- Организовать совместную творческую деятельность: раскрасить «Сказочный домик» |
Выпустить газету или создать электронную информационную страничку «Читающая семья», презентовать и популяризировать семейный опыт среди родителей ДОУ. |
|||
Похожие статьи
Проект «Учимся безопасности»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.
Похожие статьи
Проект «Учимся безопасности»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.