Проект «Экологическая тропинка в дошкольном отделении»
Авторы: Бурцева Светлана Евгеньевна, Смирнова Татьяна Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 08.10.2018
Статья просмотрена: 207 раз
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Проект «Экологическая тропинка в дошкольном отделении» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3596/ (дата обращения: 15.11.2024).
Основная идея иактуальность:
Нашему дошкольному отделению уже более 50 лет, и когда-то посаженные разнообразные деревья и кустарники очень разрослись, создавая благоприятную среду для создания экологической тропинки. Каждую весну мы с детьми старшего дошкольного возраста выращиваем и высаживаем большое количество однолетников и многолетников. Есть на территории и огород, за которым ухаживают дети, альпийская горка, много цветников с различными растениями, участки, покрытые мхом, солнечные и теневые участки. Во время прогулок мы с детьми наблюдали и рассматривали эти объекты, так незаметно сложился определенный маршрут, который дети нарисовали на листе ватмана. Так в нашем дошкольном учреждении появилась своя экологическая тропинка. Вскоре дети сами стали рассказывать малышам об объектах на нашей тропинке, это очень важно, так как усвоение экологических понятий происходит быстрее и легче, если дети видят и взаимодействуют с ними, а тем более, когда об этом рассказывают старшие ребята.
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей и формирования системы экологических знаний и представлений в процессе создания экологической тропы.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять у детей знания об объектах и процессах окружающей нас природы.
- Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
- Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
- Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
- Развивать внимание и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
- Воспитывать экологическую культуру поведения детей.
Ресурсное обеспечение:
Лопаты, грабли, совочки, лейки, пластиковые таблички и бирочки, перманентный маркер. Ватман, цветные карандаши. Микроскоп, лупы. принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, контейнеры для рассады, цветочные горшки, пластиковые бутылки, флюгер.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся самостоятельно обследовать территорию дошкольного учреждения, выделять наиболее интересные объекты, составлять картосхемы тропинки с нанесением маршрута, создавать новые объекты, проводить экскурсии.
Методы исредства реализации:
Образовательные области |
Совместная деятельность детей ивоспитателей |
Совместная деятельность детей иродителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа с детьми: «Что такое экология?» Беседа с детьми: «Какие бывают деревья?» Беседа с детьми «Чем кустарники отличаются от деревьев?» Беседа с детьми «Что такое лес, луг, болото, водоем и кто там живет» Игры «Деревья большие и маленькие…», Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?). |
Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Семейные прогулки в парке, лесу на речке» |
Рассматривание в книжном уголке Наборов открыток «Русский лес» «Цветы» «Насекомые» «Птицы» «Животные леса» Совместная сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». «Прогулка в парке» |
Познавательное развитие |
НООД «Знакомство детей с понятием «растение», его частями (корень, стебель, листья, цветы)». «Знакомство детей с хвойными и лиственными деревьями» «Птицы перелетные и зимующие» «Кого называют насекомыми» «Кто такие рептилии» «Что такое — среда обитания» «Знакомство с лупой и микроскопом», «Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве» «Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями разных растений» Посещение зимнего сада в здании старшей школы. |
Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Посещение главного ботанического сада РАН им.Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи. Государственный Дарвиновский музей. Научно- исследовательский Зоологический музей им. Ломоносова. |
Дидактические игры «Цветочное домино», «С чьей ветки — детка», «Деревья летом и зимой», «Кто, где живет?» Разрезные картинки «Сложи и назови цветок». «Сложи и назови дерево» |
Речевое развитие |
НООД «Ознакомление детей с стихотворениями Ю. Мориц, З.Александровой, Е.Благининой, Г.Виеру, О.Высоцкой, Л.Квитко, И Токмаковой о растениях, животных, насекомых, о природе» |
Домашнее задание: «Домашнее чтение произведений Пришвина, Сладкова» Придумать дома с родителями проект клумбы для дошкольного отделения и рассказать о нем другим детям в группе. |
Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Деревья, кустарники, цветы, луг, лес, поле, водоем». |
Художественно-эстетическое развитие |
НООД Рисование: «Мое любимое растение» «Мы гуляем в парке, лесу» «Наша клумба» «Лес зимой и летом» «Кто живет в пруду?» «Рисунок карты — схемы экологической тропинки» Лепка: «Пластилиновая картина -лес», «Насекомые» Апликация: «Цветы», «Альпийская горка» Прикладное творчество «Изготовление цветов из ткани и лент для игры «Цветочный магазин» |
Домашнее задание: нарисовать рисунки «Клумба в дошкольном учреждении» «Альпинарий у нас на даче» «Морские обитатели» «Кто живет в лесу?» |
Рисование, лепка, аппликация в свободное время. В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников о природе. |
Физическое развитие |
Подвижные игры на прогулке: «Елочки — пенечки», «Листовая мозаика», «Цветы и ветерки», «Морская фигура», русская народная игра «Первоцвет» |
Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты «Соберем урожай» «Справ по реке»). |
Подвижные игры в свободное время по выбору детей. |
Этапы реализации |
сроки |
Виды деятельности |
цель |
исполнители |
подготовительный |
Сентябрь-октябрь |
Изучение с детьми энциклопедий: «Кто где живет» (М. РОСМЭН) «Дикая жизнь в городе»(М. РОСМЭН) «Красная книга России».(М.РОСМЭН) «Удивительные растения» (М.РОСМЭН) А.А Плешаков «От земли до неба» Атлас — определитель. (М. Просвещение) Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями Беседы и наблюдения с детьми с детьми во время прогулок. Изучение материалов учебно — методического набора «Юные экологи Москвы». Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов. |
Расширение у детей знаний об объектах и процессах окружающей природы. |
Воспитатели, дети, родители. |
основной |
Ноябрь -февраль |
Выбор сказочного персонажа — хозяина тропинки. У нас это — ежик Топтыжка. Составление картосхемы тропинки и нанесение маршрута и всех ее объектов. Рисование табличек для объектов и закрепление их на тропинке. Придумывание знаков, запрещающих и разрешающих те или иные действия в природе. Составление альбома с фотографиями и описанием объектов для детей других групп.(Паспорт тропинки) Изготовление кормушек для птиц и закрепление их на объекте «Птичье дерево». Посев семян однолетников и многолетников для высадки весной на рабатках и в цветниках. Посев семенами растений для «Аптекарского огорода», для «Сказочного альпинария». |
Научить детей составлять картосхемы, рисовать знаки. Научить детей самостоятельно проводить экскурсии по экологической тропинке. |
Воспитатели, дети, родители. |
заключительный |
Март — апрель |
Проведение экскурсий по экологической тропе для детей других групп. Создание новых объектов, таких как «Аптекарский огород», «Сказочный альпинарий». Высаживание рассады на рабатки и клумбы. Презентация экологической тропы для родителей и сотрудников образовательного комплекса. |
Украсить территорию детского сада красивыми цветами. Научить создавать новые объекты на тропинке. Познакомить детей других групп с экологической тропой и объектами находящимися на ней. |
Дети воспитатели |
Итоговые мероприятия:
Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в Гимназии № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.
Рефлексия:
Дети научились самостоятельно обследовать территорию дошкольного учреждения, выделять наиболее интересные объекты, составлять картосхемы тропинки с нанесением маршрута, создавать новые объекты, проводить экскурсии.
Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
- Плешаков А. А. «От земли до неба. Атлас-определитель» М. «Просвещение» 2017.
- Ботаникум. Энциклопедия. Кейтли Скотт, Кети Уиллис СПб.: «Machaon» 2016.
- Шорыгина Т. А. «Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных» М.: «Сфера» 2017.
- Вологдина Н., Малофеева Н., Травина И., «Живая природа» Детская энциклопедия. М.: «Росмэн» 2014.
- Королевское общество садоводов. «Размножение растений». Под ред. Алан Тугуд. СПб.: «Астрель» 2005.
- Энциклопедия «Кто где живет» М.: Росмэн-Пресс, 2018г.
- Энциклопедия «Дикая жизнь в городе» М.: Росмэн-Пресс, 2017г.
- Скалдина О. В. «Красная книга России» М.: Росмэн-Пресс, 2014г.
- Ирина Травина «Удивительные растения» М.: Росмэн-Пресс, 2015г.