Проект «Экологическая тропинка в дошкольном отделении» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.10.2018

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Экологическая тропинка в дошкольном отделении» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3596/ (дата обращения: 15.11.2024).



Основная идея иактуальность:

Нашему дошкольному отделению уже более 50 лет, и когда-то посаженные разнообразные деревья и кустарники очень разрослись, создавая благоприятную среду для создания экологической тропинки. Каждую весну мы с детьми старшего дошкольного возраста выращиваем и высаживаем большое количество однолетников и многолетников. Есть на территории и огород, за которым ухаживают дети, альпийская горка, много цветников с различными растениями, участки, покрытые мхом, солнечные и теневые участки. Во время прогулок мы с детьми наблюдали и рассматривали эти объекты, так незаметно сложился определенный маршрут, который дети нарисовали на листе ватмана. Так в нашем дошкольном учреждении появилась своя экологическая тропинка. Вскоре дети сами стали рассказывать малышам об объектах на нашей тропинке, это очень важно, так как усвоение экологических понятий происходит быстрее и легче, если дети видят и взаимодействуют с ними, а тем более, когда об этом рассказывают старшие ребята.

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей и формирования системы экологических знаний и представлений в процессе создания экологической тропы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять у детей знания об объектах и процессах окружающей нас природы.
  2. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
  3. Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
  2. Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
  3. Развивать внимание и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
  3. Воспитывать экологическую культуру поведения детей.

Ресурсное обеспечение:

Лопаты, грабли, совочки, лейки, пластиковые таблички и бирочки, перманентный маркер. Ватман, цветные карандаши. Микроскоп, лупы. принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, контейнеры для рассады, цветочные горшки, пластиковые бутылки, флюгер.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся самостоятельно обследовать территорию дошкольного учреждения, выделять наиболее интересные объекты, составлять картосхемы тропинки с нанесением маршрута, создавать новые объекты, проводить экскурсии.

Методы исредства реализации:

Образовательные области

Совместная деятельность детей ивоспитателей

Совместная деятельность детей иродителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми: «Что такое экология?»

Беседа с детьми: «Какие бывают деревья?»

Беседа с детьми «Чем кустарники отличаются от деревьев?»

Беседа с детьми «Что такое лес, луг, болото, водоем и кто там живет»

Игры «Деревья большие и маленькие…»,

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Семейные прогулки в парке, лесу на речке»

Рассматривание в книжном уголке

Наборов открыток «Русский лес» «Цветы»

«Насекомые»

«Птицы»

«Животные леса»

Совместная сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». «Прогулка в парке»

Познавательное развитие

НООД

«Знакомство детей с понятием «растение», его частями (корень, стебель, листья, цветы)».

«Знакомство детей с хвойными и лиственными деревьями»

«Птицы перелетные и зимующие»

«Кого называют насекомыми»

«Кто такие рептилии»

«Что такое — среда обитания»

«Знакомство

с лупой и микроскопом», «Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве»

«Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями разных растений»

Посещение зимнего сада в здании старшей школы.

Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ

«Аптекарский огород».

Посещение главного ботанического сада РАН им.Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи.

Государственный Дарвиновский музей.

Научно- исследовательский Зоологический музей им. Ломоносова.

Дидактические игры «Цветочное домино», «С чьей ветки — детка»,

«Деревья летом и зимой», «Кто, где живет?»

Разрезные картинки

«Сложи и назови цветок».

«Сложи и назови дерево»

Речевое развитие

  1. Чтение детям книг В. Танасичук “Удивительная прогулка” (экология в картинках), М. Издательский центр детской книги. 1991г. “Экологические сказки” для детей, родителей и педагогов. Сост. Л. П. Молодцова Мн.: ”Асар” 1998

НООД

«Ознакомление детей с стихотворениями Ю. Мориц, З.Александровой, Е.Благининой, Г.Виеру, О.Высоцкой, Л.Квитко, И Токмаковой о растениях, животных, насекомых, о природе»

Домашнее задание: «Домашнее чтение произведений Пришвина, Сладкова»

Придумать дома с родителями проект клумбы для дошкольного отделения и рассказать о нем другим детям в группе.

Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Деревья, кустарники, цветы, луг, лес, поле, водоем».

Художественно-эстетическое развитие

НООД

Рисование: «Мое любимое растение»

«Мы гуляем в парке, лесу»

«Наша клумба»

«Лес зимой и летом»

«Кто живет в пруду?»

«Рисунок карты — схемы экологической тропинки»

Лепка: «Пластилиновая картина -лес»,

«Насекомые»

Апликация: «Цветы», «Альпийская горка»

Прикладное творчество «Изготовление цветов из ткани и лент для игры «Цветочный магазин»

Домашнее задание: нарисовать рисунки «Клумба в дошкольном учреждении»

«Альпинарий у нас на даче»

«Морские обитатели»

«Кто живет в лесу?»

Рисование, лепка,

аппликация в свободное время.

В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников о природе.

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке: «Елочки — пенечки», «Листовая мозаика»,

«Цветы и ветерки», «Морская фигура», русская народная игра «Первоцвет»

Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты «Соберем урожай» «Справ по реке»).

Подвижные игры в свободное время по выбору детей.

Этапы реализации

сроки

Виды деятельности

цель

исполнители

подготовительный

Сентябрь-октябрь

Изучение с детьми энциклопедий: «Кто где живет» (М. РОСМЭН) «Дикая жизнь в городе»(М. РОСМЭН) «Красная книга России».(М.РОСМЭН) «Удивительные растения» (М.РОСМЭН) А.А Плешаков «От земли до неба» Атлас — определитель. (М. Просвещение)

Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями

Беседы и наблюдения с детьми с детьми во время прогулок.

Изучение материалов учебно — методического набора «Юные экологи Москвы». Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

Расширение у детей знаний об объектах и процессах окружающей природы.

Воспитатели, дети, родители.

основной

Ноябрь -февраль

Выбор сказочного персонажа — хозяина тропинки. У нас это — ежик Топтыжка.

Составление картосхемы тропинки и нанесение маршрута и всех ее объектов.

Рисование табличек для объектов и закрепление их на тропинке.

Придумывание знаков, запрещающих и разрешающих те или иные действия в природе.

Составление альбома с фотографиями и описанием объектов для детей других групп.(Паспорт тропинки)

Изготовление кормушек для птиц и закрепление их на объекте «Птичье дерево».

Посев семян однолетников и многолетников для высадки весной на рабатках и в цветниках. Посев семенами растений для «Аптекарского огорода», для «Сказочного альпинария».

Научить детей составлять картосхемы, рисовать знаки. Научить детей самостоятельно проводить экскурсии по экологической тропинке.

Воспитатели, дети, родители.

заключительный

Март — апрель

Проведение экскурсий по экологической тропе для детей других групп.

Создание новых объектов, таких как «Аптекарский огород», «Сказочный альпинарий».

Высаживание рассады на рабатки и клумбы.

Презентация экологической тропы для родителей и сотрудников образовательного комплекса.

Украсить территорию детского сада красивыми цветами.

Научить создавать новые объекты на тропинке.

Познакомить детей других групп с экологической тропой и объектами находящимися на ней.

Дети

воспитатели

Итоговые мероприятия:

Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в Гимназии № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.

Рефлексия:

Дети научились самостоятельно обследовать территорию дошкольного учреждения, выделять наиболее интересные объекты, составлять картосхемы тропинки с нанесением маршрута, создавать новые объекты, проводить экскурсии.

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Плешаков А. А. «От земли до неба. Атлас-определитель» М. «Просвещение» 2017.
  3. Ботаникум. Энциклопедия. Кейтли Скотт, Кети Уиллис СПб.: «Machaon» 2016.
  4. Шорыгина Т. А. «Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных» М.: «Сфера» 2017.
  5. Вологдина Н., Малофеева Н., Травина И., «Живая природа» Детская энциклопедия. М.: «Росмэн» 2014.
  6. Королевское общество садоводов. «Размножение растений». Под ред. Алан Тугуд. СПб.: «Астрель» 2005.
  7. Энциклопедия «Кто где живет» М.: Росмэн-Пресс, 2018г.
  8. Энциклопедия «Дикая жизнь в городе» М.: Росмэн-Пресс, 2017г.
  9. Скалдина О. В. «Красная книга России» М.: Росмэн-Пресс, 2014г.
  10. Ирина Травина «Удивительные растения» М.: Росмэн-Пресс, 2015г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное учреждение, экологическая тропа, экологическая тропинка, книжный уголок, нанесение маршрута, домашнее задание, дошкольное отделение, свободное время, солнечный свет.
Задать вопрос