Проектная деятельность на платформе детского сада с вовлечением родителей в образовательный процесс (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проектная деятельность на платформе детского сада с вовлечением родителей в образовательный процесс (из опыта работы) / О. В. Травкина, Е. А. Гончарова, М. С. Деркач [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 331-334. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120141/ (дата обращения: 17.12.2024).



Деятельность является ключевым элементом в жизни каждого ребенка, так как она является фундаментом его темпом роста и развития. Самостоятельность, инициативность и творческое начало являются главными факторами, определяющими путь его прогресса в современном мире. Без активности невозможно освоение знаний, формирование этических устоев или участие в каких-либо действиях. Однако, перед началом активности всегда стоит мотивация. Это именно желание узнать мир вокруг является фундаментом для освоения методов и средств познания в целом.

С момента появления на свет, малыш оказывается в центре природы и творения человека, которые его влекут к изучению, ведь внутри него сидит любопытство. При встрече с чем-то новым и необычным, ребенок не может удержаться от желания дотронуться, исследовать. Неизвестное становится притягательным стимулом для его познания. Когда ребенок ежедневно выходит на прогулку или на площадку детского сада, где кажется, все уже изучено — деревья, кусты, веранда, горка, песочница — интерес к освоению новых знаний начинает угасать.

В детском саду обучение детей происходит на определенной территории, отведенной для одной группы. Такой ограниченный участок помогает воспитателю обеспечить безопасность детей во время прогулок. Однако недостаток природных объектов на этой площади требует от педагога использовать разные методы, чтобы стимулировать интерес детей к изучению и исследованию. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание оптимальных условий для развития детей с учетом их возраста, индивидуальных особенностей, а также поддержка их инициативы и активности в познавательной деятельности.

Прогулки — это время, когда малыши могут погрузиться в мир природы в его первозданной красе. В хорошую погоду, дети проводят на улице до четырех часов в день, наслаждаясь свежим воздухом.

Активность является ключевым элементом детской жизни, являющимся неотъемлемым фактором их роста и развития. Однако любое действие начинается с внутреннего стимула. С момента появления на свет, малыш оказывается в центре природы и создания человека, которые неизбежно вызывают его желание узнать больше, подпитываемое врожденным любопытством. Встречая с новостью или незнакомым предметом, ребенок не может удержаться от желания дотронуться, испытать его на ощупь, разобраться в его свойствах. Каждый день на прогулке или в детском саду малыш кажется знает все на своем месте: деревья, кусты, веранда, горку, песочницу... Все это уже исследовано, и интерес к новому угасает. Чтобы возродить жажду познания в ребенке, можно использовать игру, создавая игровую проблему, где ребенок помогает литературному персонажу или просто животному, растению.

В процессе обучения педагоги использовали уникальные черты каждого ребенка, чтобы разработать и внедрить игровой метод изучения мира, известный как «эко-загадка». Эти задания были направлены на развитие поискового и проблемного мышления у детей.

Дошкольники, достигшие среднего возраста, уже обладали определенным уровнем знаний в области естествознания, что послужило основой для разработки серии заданий, которые ребята выполняли во время прогулок.

Перед началом прогулки в раздевалке появлялся стенд, стилизованный под почтовый ящик с застежками, куда педагоги незаметно для детей вкладывали портрет или рисунок персонажа, который прислал эко-загадку. Ребята должны были разгадать её во время прогулки. Формат эко-загадок варьировался в зависимости от изучаемого материала и всегда был логическим продолжением предыдущих занятий, направленных на осмысление окружающего мира и на практическое применение наблюдений за природой, предусмотренных учебной программой.

Когда сообщение доносилось от представителя фауны, оно принимало форму отпечатков его лап, а от представителя флоры — форму листьев. У детей было несколько эко-загадок, которые они решали по очереди: после того как они разгадали или выполнили одну задачу, им предстояло решить следующую. К примеру, на одном из листьев деревьев они нашли загадку: «На ветке сидит старик — лесовичок. Кто его найдет, тот будет самым умным». Когда малыши вышли на свой прогулочный маршрут, они нашли игрушечного лесовичка с изображением березы в руке. После разговора с воспитателем они поняли, что им нужно посчитать, сколько берез растёт на их участке (укрепление навыка счёта). На самой последней березе, которую они сосчитали, висела лента. После того как дети выполнили все задания, педагог поговорила с ними о березках. Неожиданно для детей воспитатель достала из кармана ещё одну красную ленту и предложила устроить хороводную игру «Веселая карусель».

Зимой малыши дошкольного возраста стали участниками интересного загадочного игрового процесса: они пытались разгадать послание от маленькой птички — воробья. В его тексте говорилось: «Коричневый малыш по снегу бегает, весело чирикает, друзей ожидает». Внезапно оказавшись на улице, малыши не нашли воробьев, которые пытались найти, но обнаружили две кормушки, которые нужно было установить. А для того, чтобы найти корм для птиц, который скрыла хитрая белочка, им пришлось осмотреть весь прилегающий участок. После прогулки дети с удовольствием наблюдали за стаей воробьев через окно, которые наслаждались угощением, оставленным ими. Ежедневные наблюдения за природой или погодными явлениями становились игровыми ситуациями: «Заблудившаяся снежинка» (в мае), «Солнце и гроза», «Ветряные игрушки» и другие. Даже дети дошкольного возраста уже могли устанавливать связь между погодой и животным миром («Часовые цветы», «Веселые облака и сердитые тучки» и т. д.).

Для реализации задуманного плана организации экскурсий с включением поисково-проблемных задач педагоги обогатили образовательное пространство группы и территории элементами и оборудованием для проведения наблюдений и экспериментов. Каждая игровая поисково-проблемная задача «Эко-загадайка» была внесена в специальную карточку с указанием месяца и предполагаемой даты проведения.

Со временем задания становились сложнее: детям предлагалось разделиться на группы, каждая из которых получала свою задачу. Например, найти на территории что-то круглое, что-то пушистое, что-то серо-коричневое и так далее. Чем более загадочной и неопределенной была задача, тем больше вариантов ответов приходило в голову дошкольникам. Но находя что-то, дети превращали это в что-то полезное для животных, растений или людей. Например, создавали коллекцию, кормили птиц зимой собранными семенами, использовали природный материал для поделок или композиций. Экологическая составляющая всех собранных материалов всегда соблюдалась и пропагандировалась не только среди детей, но и взрослых: не ломать ветки, не срывать листья, цветы, не собирать насекомых и так далее.

Дети с нетерпением и волнением ждали новостей от своих необычных друзей. В старших группах педагоги не всегда показывали портреты создателей экологических загадок, предлагая ребятам угадать их по следам и форме посланий.

С возрастом сложность заданий возрастала: ребятам предлагалось разделиться на небольшие группы, и каждой группе предоставлялась своя уникальная задача. Например, собирать коллекцию семян, которые потом нужно было подать птицам на зиму, или создавать из природных материалов различные игрушки и композиции. Правила поведения в природе дошкольники выработали сами, благодаря многочисленным наблюдениям и выполненным ими задачам. Малыши проявляют особый интерес к насекомым и паукам: одни из них любят собирать их в ладошку или коробку, в то время как другие боятся их и стараются их избегать или уничтожать.

Малыши должны воспитываться в духе любви и почтения к окружающей среде, а не в страхе перед непознанным. В этом контексте, во время теплого сезона, учителя организовывали обучающие мероприятия, посвященные насекомым, таким как муравьи, пчёлы, пауки и божьи коровки. Малыши, вооруженные лупами, исследовали этих маленьких обитателей нашей среды и затем, проявляя настоящий научный интерес, создавали зарисовки своих находок в личных дневниках, например, изображая муравья. Поздним вечером, уходя домой, дети брали с собой свои «Дневники муравья», чтобы вместе с родителями добавлять в них новые интересные факты, рисунки или фотографии.

На огороде также были организованы различные задания для детей, такие как «Помоги огурцам», «Кто мешает моркови расти большой-пребольшой», «Угадай овощ!» и другие интересные мероприятия. Дети старшего дошкольного возраста смогли различить живые существа от неживой природы, определить взаимное влияние друг на друга, а также заметить воздействие человека на окружающий мир. В группе подготовки к школе проблемно-поисковые игры усложнились проведением экспериментов с объектами природы и предметной среды. Например, на стенде в уголке «Загадайка» была изображена пальма. Дети были удивлены: в нашем городе пальмы не растут! Беседа помогла выявить причины такого утверждения детей. На участке дети обнаружили финиковую пальму в горшке, а рядом была картинка рябины. В ходе обсуждения дети пришли к выводу, что лучше всего взять пальму в группу, а рябину лучше всего посадить на участке и заботиться о ней. При помощи родителя одного из детей группы было приобретено растение, которое затем все вместе посадили и ухаживали за ним, ведя дневник наблюдений под названием «Наша рябинка». Комнатная пальма также не осталась без внимания: акция «Наша пальмочка» проводилась параллельно. Каждый месяц результаты наблюдений над «экспериментальными образцами» сравнивались, деревья фотографировались, делались выводы. Эта акция продолжалась весь учебный год и после выпускного утренника заботы о рябинке и пальме были переданы дошкольникам младшей группы.

Во время холодной зимы было сделано фото детей, которые решили попробовать прикоснуться к железной трубе в мороз. После обсуждения трагической ситуации они решили извлечь урок из ошибок других детей. Во время прогулки дети обнаружили замерзшую варежку на холодной веранде. Внутри варежки оказался план с загадочным маршрутом, который привел их к небольшой «лаборатории», где под руководством взрослого они провели серию экспериментов с водой и снегом. По окончании прогулки дети с интересом рассматривали разноцветный снег, который получился в результате.

Подготовка и проведение таких увлекательных прогулок в течение учебного года требовали от педагогов серьезной подготовки, изучения научной литературы и информации из интернета. В помощь им были родители, дедушки и бабушки. Благодаря их участию на территории появилась «эко-лаборатория», включающая в себя метеостанцию и лабораторный класс.

Родители активно участвовали в образовательном процессе через общение, консультации и совместные мероприятия. Как педагоги, так и родители должны обладать глубокими знаниями о мире вокруг нас, чтобы установить общие стандарты в обучении детей. Родителей мотивировали к изучению природы и научных предметов с помощью опросов и тестов, которые помогали им оценить свои знания. В природоведческих тестах были вопросы, на которые взрослые часто давали неправильные ответы: сколько ног у насекомых или пауков, кусают ли пауки, являются ли птицы животными и так далее. В старших группах детского сада дети сами обращались за помощью к родителям, чтобы найти интересующую их информацию.

Педагоги включали родителей в проведение природоведческих игр, конкурсов, акций и праздников, таких как «Осенние посиделки», «Чаепитие у Мухи Цокотухи», «Весенние вытворяшки» и другие. Особенно понравились родителям краткие рекомендации о том, как проводить время на свежем воздухе с детьми, включая игры, увлекательные задания и совместные поделки из природных материалов. Результатом этой работы стали выставки совместных поделок, фотоколлажи и фотоальбомы о природных объектах родного Белгородчины.

Совместные усилия педагогов и родителей в повышении мотивации в области ознакомления окружающего мира способствовали активизации познавательного интереса у дошкольников, развитию интеллекта и фантази

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алешина — М.:Элизе Трейдинг ЦГЛ, 2005. 246 с.
  3. Виноградова, Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е. Л. Виноградова// Психологическая наука и образование — 2004. — № 2. С 43–46
  4. Вострухина Т. В., Кондрыкинская Л. А. Знакомство с окружающим миром детей 5–7 лет / Т. В. Вострухина, Л.А., Кондрыкинская — М.:ТЦ Сфера, 2016. 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, малыш, окружающий мир, педагог, родитель, время прогулки, время прогулок, ключевой элемент, свежий воздух.


Похожие статьи

Задать вопрос