Проект «Посадка ягодной полянки на экологической тропе с использованием гидрогеля» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 29.06.2019

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Посадка ягодной полянки на экологической тропе с использованием гидрогеля» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4316/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основная идея иактуальность:

Нашему дошкольному отделению уже более 50 лет, и когда-то посаженные разнообразные деревья и кустарники, очень разрослись, создавая благоприятную среду для разработки экологической тропинки. Каждую весну мы с детьми выращиваем и высаживаем большое количество однолетников и многолетников. Есть на территории и огород, за которым ухаживают дети, альпийская горка, много цветников с различными растениями, участки, покрытые мхом, солнечные и теневые участки. Во время прогулок мы с детьми наблюдали и рассматривали эти объекты, так незаметно сложился определенный маршрут, который дети нарисовали на листе ватмана. Так в нашем дошкольном учреждении появилась своя экологическая тропинка. Однако мы с детьми не остановились на достигнутом, а стали продолжать создавать новые объекты или как дети их называют «остановки». В прошлом учебном году мы высадили хвойные деревья: пихты, сосны, ели, тис, можжевельники, создав новую «остановку». Подбирали разные виды хвойных растений, чтобы была возможность сравнивать их.

В этом учебном году, приехав после летних каникул, дети попросили посадить ягодную полянку. Мы с детьми обсудили, какие ягоды они знают, и какие ягодные кустики они хотели бы посадить. С кустиками смородины, жимолости, малины, крыжовника, земляники, было все просто, саженцы нам привезли родители, и мы их посадили. Но как посадить клюкву, чернику и бруснику? Они растут на болотистой почве, как сделать так, чтобы саженцы прижились у нас, на участке дошкольного отделения. Эта проблема и дала начало нашему новому проекту.

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей и формирования системы экологических знаний и представлений в процессе создания экологической тропы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять у детей знания об объектах и процессах окружающей нас природы.
  2. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
  3. Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
  2. Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
  3. Развивать внимание и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
  3. Воспитывать экологическую культуру поведения детей.

Ресурсное обеспечение:

Лопаты, грабли, совочки, лейки, пластиковые таблички и бирочки, перманентный маркер. Микроскоп, лупы. принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, контейнеры для рассады, пластиковые контейнеры для опытов. Гидрогель в шариках (грунт для аквариума) разных цветов, гидрогель для посадки растений, разные виды грунта. Отростки традесканции, саженцы клюквы, черники и брусники.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся самостоятельно высаживать саженцы, подбирать наиболее комфортные для них почвы. Познакомятся с гидрогелем, как искусственной почвой для растений. Опытным путем определят, могут ли расти растения без земли, только в искусственной почве.

Методы исредства реализации:

Образовательные области

Совместная деятельность детей ивоспитателей

Совместная деятельность детей иродителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми: «Что такое экология?»

«Что такое экологическая тропа?»

«Какие новые растения дети хотят высадить на экологической тропе, Какие новые «остановки» можно сделать на тропе?»

Беседа с детьми: «Какие бывают деревья?»

Беседа с детьми «Чем кустарники отличаются от деревьев?»

Беседа с детьми:«Какие ягоды они знают и где они растут»

Игры «Деревья большие и маленькие…»,

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Какие ягоды растут на даче и как за ними ухаживать» «А, ну- ка мамочки: «Конкурс самого вкусного варенья»

Рассматривание в книжном уголке

Наборов открыток «Русский лес» «Ягоды»

«Что где растет»

«Растения болот»

Совместная сюжетно-ролевая музыкальная игра «По малинку в лес пойдем».

Познавательное развитие

НООД

«Знакомство детей с понятием «растение», его частями (корень, стебель, листья, цветы)».

«Знакомство детей с ягодными кустарниками, сравнение разных видов кустарников»

«Знакомство с лупой, рассматривание листьев и семян различных ягод», «Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве»

«Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями разных ягодных растений»

Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ

«Аптекарский огород».

Посещение главного ботанического сада РАН им.Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи.

Дидактические игры «Цветочное домино», «С чьей ветки — детка»,

«Кустарники летом и зимой», «Что, где растет?»

Разрезные картинки

«Сложи и назови ягодный кустарник».

Речевое развитие

  1. Чтение детям книг В. Танасичук “Удивительная прогулка” (экология в картинках), М. Издательский центр детской книги. 1991г. “Экологические сказки” для детей, родителей и педагогов. Сост. Л. П. Молодцова Мн.: ”Асар” 1998

НООД

«Ознакомление детей с стихотворениями Ю. Мориц, З.Александровой, Е.Благининой, Г.Виеру, О.Высоцкой, Л.Квитко, И Токмаковой о растениях, ягодах, о природе.

Домашнее задание: «Домашнее чтение произведений Пришвина, Сладкова»

Придумать дома с родителями ягодной полянки для дошкольного отделения и рассказать о нем другим детям в группе.

Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Деревья, кустарники, луг, лес, поле, болото, водоем».

Художественно-эстетическое развитие

НООД

Рисование: «Моя любимая ягодка»

Натюрморт «Корзина с ягодами», «Ягоды в народных росписях Хохломы, Полх-Майдана, Вологодской хохломы»

Лепка: «Пластилиновая картина — лесная земляника», «Ягодки на веточке»

Апликация: «Банки с ягодным вареньем», «Ягодный узор по мотивам Полх- Майдановсих росписей»

Прикладное творчество «Изготовление ягод из шерсти, методом мокрого валяния для игры в магазин»

Домашнее задание: нарисовать рисунки «Как мы собирали урожай на даче»

«Наша ягодная полянка»

Рисование, лепка,

аппликация в свободное время.

В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме.

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке: «Я садовником родился», «Листовая мозаика»,

«Я знаю пять названий ягод», русская народная игра «У медведя во бору»

Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я — спортивная семья (игры и эстафеты «Соберем урожай»

Подвижные игры в свободное время по выбору детей.

Этапы реализации

сроки

Виды деятельности

цель

исполнители

подготовительный

Март — апрель 2017

Сентябрь-октябрь 2018

Изучение с детьми энциклопедий: «Г.А Казина «Ягоды в саду» Аст 2019, А.Титчмарш «Ягода. Иллюстрированный справочник» Петроглиф 2011, И.Исаева «Целебный сад» Газетый мир 2011 Плешаков «От земли до неба» Атлас — определитель. (М. Просвещение)

Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями

Беседы и наблюдения с детьми с детьми во время прогулок.

Изучение материалов учебно — методического набора «Юные экологи Москвы». Детальное обследование территории, подпор места для посадки ягодной полянки. Подготовка почвы. Посадка кустов черной смородины, красной смородины, малины, жимолости, крыжовника.

Высадка рассады.

Расширение у детей знаний об объектах и процессах окружающей природы.

Воспитатели, дети, родители.

основной

Январь- май

2018

Январь-март

2019

Гидрогель нам принесли для аквариума, который есть у нас в группе, он носит декоративную функцию и рыбки в нем искусственные.

Исследование гидрогеля в шариках. Замачивание в воде и наблюдения как маленькие шарики увеличиваются в размерах, впитывая воду. Шарики насыпали в аквариум и запустили пластмассовых рыбок. У детей возник вопрос: «Можно ли посадить в гидрогель растения?» Был проведен эксперимент, в одну баночку с водой поставили отростки традесканции, а в другую насыпали гидрогель, залили водой и тоже поставили отростки традесканции. Отростки укоренились и в воде и в гидрогеле. А в гидрогеле даже зацвели. Так ребята поняли, что для посадки ягод, растущих во влажных условиях необходимо добавлять при посадке гидрогель. Из справочников они узнали, что эти ягоды любят, кислую, торфяную почву.

При посадке саженцев клюквы, черники, брусники и рассады земляники ребята использовали разный грунт: торфяную почву, листовую, хвойный опад, песок и гидрогель.

В 2019 году дети посадили

семена земляники разных сортов в почву уже содержащую гидрогель, это позволили сократить поливы. Это очень важно в летний период, когда дошкольное отделение не работает.

Научить детей самостоятельно ставить пред собой цели и проводить эксперименты, делать выводы. Научить детей самостоятельно искать нужную им информацию.

Воспитатели, дети, родители.

заключительный

Май — сентябрь 2018

Март — апрель 2019

В мае были высажены саженцы клюквы, черники и брусники с использованием гидрогеля.

Растения успешно прижились.

Презентация «ягодной полянки» для родителей и сотрудников образовательного комплекса.

Научить создавать новые объекты на тропинке.

Познакомить детей других групп с новыми объектами, находящимися на экологической тропе

Дети

воспитатели

Итоговые мероприятия:

Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.

Рефлексия:

Дети, узнали, что для успешного выращивания некоторых растений требуется специальная почва. Опытным путем выяснили, что растения могут расти в гидрогеле. Применили на практике гидрогель при посадке ягодной полянки на экологической тропе.

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М. «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Плешаков А. А. «От земли до неба. Атлас — определитель» М. «Просвещение» 2017.
  3. Блейз А. И. Энциклопедия лечебных фруктов и ягод. М. «Олма-Пресс» 1999.
  4. Лопатина А. Скребцова М. «Сказки о ягодах и грибах» М. «Комсомольская правда» 2013.
  5. Концевой М. Г. Ежов Л. А. «Все о ягодах» М. «РИПОЛ классик» 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическая тропа, ягодная полянка, гидрогель, дошкольное отделение, растение, ягода, книжный уголок, отросток традесканции, домашнее задание.
Задать вопрос