Экологический проект на тему «Огород на подоконнике»
Автор: Толпегина Елена Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 13.10.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Толпегина, Е. В. Экологический проект на тему «Огород на подоконнике» / Е. В. Толпегина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9484/ (дата обращения: 17.12.2024).
Название проекта: «Огород на подоконнике»
Актуальность, постановка проблемы, обоснование значимости проекта:
Огород на подоконнике — один из элементов предметно- пространственной развивающей среды, которая способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Ранее в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе, но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет.
Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Воспитание любви к природе -основная задача взрослых, поддерживать и развивать интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально- волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно- ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создания в группе огорода на подоконнике.
Задачи проекта:
— уточнять и расширять знания детей о культурных растениях
— продолжать знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, помидор, огурец, кабачок, цветы)
— обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги в почве для роста растений
— формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях
— способствовать развитию творческих способностей
— развивать познавательные способности детей, наблюдательность, чувство ответственности за благополучное состояние растений
— воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Тип проекта: Экологический
Продолжительность проекта: Долгосрочный (3 месяца)
Участники проекта: Воспитатель, воспитанники средней группы, родители (законные представители).
Описание реализации проекта: Занятия проводятся 2 раз в месяц по вторникам, во второй половине дня (продолжительность 20 минут).
Методы деятельности:
- познание — экспериментирование;
- социализация — театрализованное развлечение, поведение в коллективе;
- коммуникация — общение;
- художественный труд — создание изделий из бумаги и природного материала;
- рисование;
- аппликация — декорирование.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
Словесный метод: рассказ педагога и рассказы детей , разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово.
Наглядный метод: показ личный, показ иллюстраций, просмотр видеозаписей.
Слуховой метод: слушание рассказов о природе.
Практический метод: совместная и самостоятельная деятельность, игра, творческие домашние задания, импровизации,
Приёмы:
Наглядно-зрительные : иллюстрации, видео.
Наглядно-слуховые : восприятие музыки, чтение художественной литературы.
Игровые: загадки, физкультминутки
Формы деятельности: Изготовление игр и игровых пособий, анкетирование и консультации родителей, игровые занятия, спортивные развлечения, творческие выставки, совместная деятельность с родителями.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
— беседа с родителями
- определение цели и задач проекта
- сбор информационного материала
- приобретение посадочного материала
- создание условий для организации работы в «Огороде на подоконнике»
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной
- интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
- выраженная потребность в заботе о представителях растительного мира;
- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Содержание (календарно-тематическое планирование):
1. март
— «Грунт для рассады»
— «Различные семена растений»
— Чтение О. Савельева «А пойду-ка в огород»
— «Веточка березы в группе ожила»
Цель: формировать представление детей о свойствах почвы и грунта; формировать представление о необходимости воды для роста растений; формировать умение рассматривать семена различных культур, сравнивать, умение соотносить их с растением; опыт с проращиванием листочков березы.
Необходимые материалы:
Грунт (почва), вода, семена различных культур, веточка березы, картинки по теме, худ.литература
2. март
— Посадка овощных культур, цветов
— «Загадки про овощи и фрукты»
— Д/и «Что растет у нас на грядках»
— Чтение стихотворения Т. Лаврова «Мама с бабушкой на даче»
Цель: уточнять и расширять представления детей об овощных культурах, пользе овощей для человека; воспитывать интерес к труду
Необходимые материалы:
Грунт(почва), вода, семена овощных культур, цветов, лук севок, картинки по теме, худ. литература, д/и
3. апрель
— Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
— Консультация «Польза овощей»
— «Лейка, пульверизатор, инструменты огородника»
— Совместный с детьми уход за рассадой, рассматривание всходов, полив, рыхление
Цель: закреплять знания детей о съедобных частях овощных культур; формировать представление детей об уходе за растениями и необходимом оборудования для его реализации; воспитывать интерес к труду.
Необходимые материалы:
Худ. литература, рассада, лейка, пульверизатор, ведро ,грабельки, картинки по теме
4. апрель
— Д/и «Что сначала, что потом»
— Лепка «Урожай»
— Сюжетно-ролевая игра «Овощной рынок»
— Папка-передвижка «Витамины с огорода»
— Изготовление травянчиков своими руками (задание на дом, работа с родителями)
Цель: Закреплять знания детей об овощных культурах, о пользе овощей для организма и здоровья; развивать связную речь, творческие способности;
Необходимые материалы:
Худ. литература, воздушный пластилин, Д/и, Картинки по теме, папка- передвижка.
5. май
— Чтение стихотворения Г. Алдониной «Я люблю свой огород»
— Рисование «Редис»
— Д/и «Найди лишнее»
— Пальчиковая гимнастика «Компот»
Цель: развивать мелкую моторику, аккуратность, внимание
Необходимые материалы:
Худ. литература, цветная бумага, клей, кисти, Д/и
6. май
— Сюжетно-ролевая игра «Повар готовит полезный обед»
— М/п игра «Огород у нас в порядке»
— Оформление фотовыставки «Наши огородники»
— Высадка цветов на клумбах участка
Цель: формировать умение объединятся в игре, совместном творчестве; подведение итоговых результатов работы в огороде.
Необходимые материалы:
Худ. литература, картинки по теме, рассада, альбом для фотографий
3.Заключительный
- Анализ проведенной деятельности по проекту, выводы.
- Отчетная выставка детского творчества, оформление фотоальбома по проекту, создание мультфильма.
Прогнозируемые результаты (перечень конечной продукции): Дети получат представления о том, что растения живые, им нужен уход
- С помощью исследовательской работы дети выявят многообразие и разнообразие посевного материала
- Научатся вести дневника наблюдений за растениями на окне
- Создадут в группе огород на окне
- Дети увлекутся практической деятельностью по выращиванию растений на окне
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от увиденных результатов
Перечень разработок по теме проекта: Конспекты занятий, дидактические игры, игровые наборы, методические пособия, фото и видеоматериалы, презентация проекта.
Обоснование устойчивости результатов проекта: Особое внимание в проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Литература:
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-2-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2024
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991
- Попов Е. Б. Сад и огород на подоконнике: Комнатные растениеводство, 5-е изд., доп. и перераб./Ил. П. Жиличкина.– М.: Дет.лит.,2003