Проект «В царстве огурцов и синьора Помидора»
Авторы: Мартынова Татьяна Юрьевна, Кузнецова Наталия Анатольевна, Иванова Татьяна Андреевна, Ильина Эльвира Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 28.11.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Мартынова, Т. Ю. Проект «В царстве огурцов и синьора Помидора» / Т. Ю. Мартынова, Н. А. Кузнецова, Т. А. Иванова, Э. Н. Ильина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 20-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9614/ (дата обращения: 16.12.2024).
Введение
Весна, лето — лучшее время года для знакомства с природой. Каждый день несет изменения в состоянии природы, каждое такое изменение полно радости и неожиданности. Взрослый человек обязательно отметит появление первой травы, первых весенних цветов, что же говорить о детях, этих неутомимых «почемучках», исследователях всего нового?
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств.
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач: физических, нравственных, эстетических и т. д. Одной из главных задач воспитания на данный момент является становление экологического воспитания дошкольников.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования дети получают конкретные познавательные навыки: учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической
деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей.
Актуальность проекта.
2024 год в Чувашии объявлен Годом экологической культуры и бережного природопользования. Указ об этом подписал глава республики Олег Николаев в целях сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и формирования у граждан экологической культуры.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
В целях реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой, воспитании у них интереса и бережного отношения к природе на территории детского сада имеется огород: теплица и грядки, которые являются живой лабораторией и источником познания природы. Их наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.
Огород в детском саду:
– это возможность видеть результаты своей работы и самое главное достижение детского труда — сбор урожая,
– это совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива,
– это труд на свежем воздухе способствующий сохранению и укреплению здоровья ребят, оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей,
– расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников — о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания, устанавливается зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними.
Огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.
Большинство современных детей редко общаются с природой. А основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Не во всех семьях, наших воспитанников, есть дачные участки. Часто дети имеют представление об экзотических фруктах, и не знают, как произрастают овощи в нашей местности, затрудняются рассказать о том, как попадают к ним на стол овощи. В процессе проведения утреннего круга дети задали вопрос: «Для чего нужна теплица?» многие не смогли ответить на этот вопрос. Поэтому мы решили исследовать возможность использования теплицы для выращивания помидоров и огурцов, а также сравнить процесс выращивания овощных культур в теплице с выращиванием в открытом грунте через проектную деятельность «В царстве огурцов и синьора-Помидора»
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека и получения урожая.
Проблема: какие условия необходимы для лучшего роста и развития овощных культур и получения урожая в сравнении процесса выращивания овощных культур в теплице с выращиванием в открытом грунте
Цель: Создание условий, стимулирующих интерес к познавательной и исследовательской деятельности, для формирования у детей элементарных знаний о выращивании овощей.
Задачи:
- Развивать у воспитанников познавательный интерес к процессу выращивания овощных культур.
- Развивать наблюдательность — умение замечать изменения в росте овощных культур, связывать их с условиями, сравнивать процесс выращивания овощных культур в теплице с выращиванием в открытом грунте, делать выводы, фиксировать полученный результат.
- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Формировать трудовые умения и навыками по уходу за овощными культурами.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Ожидаемые результаты:
- Появится у воспитанников познавательный интерес к процессу выращивания овощных культур.
- Научатся замечать изменения в росте овощных культур, связывать их с условиями, в которых они находятся (тепличные условия и открытый грунт — грядка), делать выводы, фиксировать полученный результат.
- Сформируется у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Овладеют трудовыми умениями и навыками по уходу за овощными культурами (рыхлить, поливать, полоть, подвязывать).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Сформируется умение чувство ответственности за участие в общем деле.
- Получение конечного результата — сбор урожая.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный с 25 марта по апрель 5 апреля 2024г. |
|||||
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные |
|||
1. |
Знакомство родителей с идеей проекта. |
воспитатель |
|||
2. |
Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об огородных культурах. |
Родители, воспитатель |
|||
3. |
Подбор консультаций для родителей. |
ст. воспитатель, воспитатель |
|||
4. |
Разработка плана проекта. |
||||
5. |
Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о томате, и огурце. |
Родители, воспитатель |
|||
6. |
Подготовка грунта в теплице, инвентаря для высадки семян и рассады помидоров и огурцов. Привлечение к участию родителей воспитанников. |
Родители, воспитатель |
|||
7. |
Обсуждение перечня высаживаемых культур |
Воспитатель, дети |
|||
8. |
Подготовка посадочного материала семена огурцов и помидоров. |
Родители, воспитатель |
|||
2 этап основной с 5 апреля по 31 августа 2024г. |
|||||
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные |
|||
1. |
Рассматривание и изучение посадочного материала — семена огурцов и помидоров. |
Воспитатели, дети |
|||
2. |
Знакомство с теплицей и открытой грядкой на огороде как местом посадки. |
Воспитатели, дети |
|||
3. |
Беседы: «Что нужно растениям для роста, Об условиях роста растений», «Об овощах», «О строении растений», «Как появились томаты?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Почему помидор красный или желтый?». |
Ст. воспитатель, воспитатели, дети |
|||
4 |
Занятия: 1.Раскрашивание «Помидор и огурцов»; (нетрадиционной техникой рисования). 2. Аппликация (коллективная работа) «Огуречная и помидорная грядка» |
Воспитатели, дети |
|||
4. |
1.Загадывание загадок об овощных культурах. 2.Чтение «Чипполино» Д. Родари 3.Н. Носов «Огородники». 4.Пословицы и поговорки об овощах. |
Воспитатели, дети |
|||
5. |
Совместная деятельность: наблюдение за посадкой огурца |
Воспитатели, дети |
|||
6. |
Совместная деятельность: посев семян «Пикировка растения», посадкой рассады томата и огурцов. |
Воспитатели, дети |
|||
Игры: «Что сначала, что потом?» (Алгоритм роста помидор и огурцов), «Что нужно для салата», «Какие блюда состоят из овощей», «Посадили огурец, вырос славный молодец», «Сравни на вкус» |
Воспитатели, дети |
||||
7. |
Совместная деятельность: наблюдение и уход за посаженными культурами (полив, рыхление по мере необходимости) |
Воспитатели, дети |
|||
8. |
Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за созреванием плодов. |
Воспитатели, дети |
|||
9. |
Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при совместной работе с детьми. |
Ст.воспитатель, воспитатели, дети |
|||
10. |
Консультация для родителей «Рацион ребенка. О пользе овощей» |
Воспитатель, родители |
|||
11. |
Сбор урожая томатов в теплице — сравнение разных сортов огурцов и помидор по величине, цвету, форме, поверхности. |
Воспитатели, дети |
|||
3 этап заключительный с 1 сентября по 31 сентября 2024г.. |
|||||
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные |
|||
1. |
Проведение экологического праздника. |
Воспитатель, родители, дети |
|||
2. |
Составление фото альбома |
Воспитатель, родители, дети |
|||
3. |
Представление опыта работы педагогам детского сада |
Ст.воспитатель, воспитатель |
|||
4 |
Конкурс поделок «Чудо- овощ» |
Родители, дети |
|||
Отчет по реализации начала основного этапа проекта
– Посадка семян помидоров для рассады
– Зарисовка этапа роста семян
Уход за рассадой в мини-теплице:
Высадка рассады помидоров Уход за всходами огурцов в открытый грунт:
Уход за высаженными помидорами в открытом грунте и теплице:
Подвязка помидор и огурцов в открытом грунте и теплице:
Литература:
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития, 2013.
- Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М., 2012.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд.-М.: Мозаика — Синтез, 2006.