Проект «В царстве огурцов и синьора Помидора» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартынова, Т. Ю. Проект «В царстве огурцов и синьора Помидора» / Т. Ю. Мартынова, Н. А. Кузнецова, Т. А. Иванова, Э. Н. Ильина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 20-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9614/ (дата обращения: 16.12.2024).



Введение

Весна, лето — лучшее время года для знакомства с природой. Каждый день несет изменения в состоянии природы, каждое такое изменение полно радости и неожиданности. Взрослый человек обязательно отметит появление первой травы, первых весенних цветов, что же говорить о детях, этих неутомимых «почемучках», исследователях всего нового?

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств.

Гармоничное развитие ребенка — основа формирования личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач: физических, нравственных, эстетических и т. д. Одной из главных задач воспитания на данный момент является становление экологического воспитания дошкольников.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования дети получают конкретные познавательные навыки: учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической

деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей.

Актуальность проекта.

2024 год в Чувашии объявлен Годом экологической культуры и бережного природопользования. Указ об этом подписал глава республики Олег Николаев в целях сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и формирования у граждан экологической культуры.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

В целях реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой, воспитании у них интереса и бережного отношения к природе на территории детского сада имеется огород: теплица и грядки, которые являются живой лабораторией и источником познания природы. Их наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.

Огород в детском саду:

– это возможность видеть результаты своей работы и самое главное достижение детского труда — сбор урожая,

– это совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива,

– это труд на свежем воздухе способствующий сохранению и укреплению здоровья ребят, оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей,

– расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников — о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания, устанавливается зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними.

Огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Большинство современных детей редко общаются с природой. А основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Не во всех семьях, наших воспитанников, есть дачные участки. Часто дети имеют представление об экзотических фруктах, и не знают, как произрастают овощи в нашей местности, затрудняются рассказать о том, как попадают к ним на стол овощи. В процессе проведения утреннего круга дети задали вопрос: «Для чего нужна теплица?» многие не смогли ответить на этот вопрос. Поэтому мы решили исследовать возможность использования теплицы для выращивания помидоров и огурцов, а также сравнить процесс выращивания овощных культур в теплице с выращиванием в открытом грунте через проектную деятельность «В царстве огурцов и синьора-Помидора»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека и получения урожая.

Проблема: какие условия необходимы для лучшего роста и развития овощных культур и получения урожая в сравнении процесса выращивания овощных культур в теплице с выращиванием в открытом грунте

Цель: Создание условий, стимулирующих интерес к познавательной и исследовательской деятельности, для формирования у детей элементарных знаний о выращивании овощей.

Задачи:

  1. Развивать у воспитанников познавательный интерес к процессу выращивания овощных культур.
  2. Развивать наблюдательность — умение замечать изменения в росте овощных культур, связывать их с условиями, сравнивать процесс выращивания овощных культур в теплице с выращиванием в открытом грунте, делать выводы, фиксировать полученный результат.
  3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
  4. Формировать трудовые умения и навыками по уходу за овощными культурами.
  5. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  6. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

Ожидаемые результаты:

  1. Появится у воспитанников познавательный интерес к процессу выращивания овощных культур.
  2. Научатся замечать изменения в росте овощных культур, связывать их с условиями, в которых они находятся (тепличные условия и открытый грунт — грядка), делать выводы, фиксировать полученный результат.
  3. Сформируется у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
  4. Овладеют трудовыми умениями и навыками по уходу за овощными культурами (рыхлить, поливать, полоть, подвязывать).
  5. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  6. Сформируется умение чувство ответственности за участие в общем деле.
  7. Получение конечного результата — сбор урожая.

Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный с 25 марта по апрель 5 апреля 2024г.

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Знакомство родителей с идеей проекта.

воспитатель

2.

Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об огородных культурах.

Родители, воспитатель

3.

Подбор консультаций для родителей.

ст. воспитатель, воспитатель

4.

Разработка плана проекта.

5.

Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о томате, и огурце.

Родители, воспитатель

6.

Подготовка грунта в теплице, инвентаря для высадки семян и рассады помидоров и огурцов. Привлечение к участию родителей воспитанников.

Родители, воспитатель

7.

Обсуждение перечня высаживаемых культур

Воспитатель, дети

8.

Подготовка посадочного материала семена огурцов и помидоров.

Родители, воспитатель

2 этап основной с 5 апреля по 31 августа 2024г.

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Рассматривание и изучение посадочного материала — семена огурцов и помидоров.

Воспитатели, дети

2.

Знакомство с теплицей и открытой грядкой на огороде как местом посадки.

Воспитатели, дети

3.

Беседы: «Что нужно растениям для роста, Об условиях роста растений», «Об овощах», «О строении растений», «Как появились томаты?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Почему помидор красный или желтый?».

Ст. воспитатель,

воспитатели, дети

4

Занятия:

1.Раскрашивание «Помидор и огурцов»; (нетрадиционной техникой рисования).

2. Аппликация (коллективная работа) «Огуречная и помидорная грядка»

Воспитатели, дети

4.

1.Загадывание загадок об овощных культурах.

2.Чтение «Чипполино» Д. Родари

3.Н. Носов «Огородники».

4.Пословицы и поговорки об овощах.

Воспитатели, дети

5.

Совместная деятельность: наблюдение за посадкой огурца

Воспитатели, дети

6.

Совместная деятельность: посев семян «Пикировка растения», посадкой рассады томата и огурцов.

Воспитатели, дети

Игры: «Что сначала, что потом?» (Алгоритм роста помидор и огурцов), «Что нужно для салата», «Какие блюда состоят из овощей», «Посадили огурец, вырос славный молодец», «Сравни на вкус»

Воспитатели, дети

7.

Совместная деятельность: наблюдение и уход за посаженными культурами (полив, рыхление по мере необходимости)

Воспитатели, дети

8.

Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за созреванием плодов.

Воспитатели, дети

9.

Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при совместной работе с детьми.

Ст.воспитатель, воспитатели, дети

10.

Консультация для родителей «Рацион ребенка. О пользе овощей»

Воспитатель, родители

11.

Сбор урожая томатов в теплице — сравнение разных сортов огурцов и помидор по величине, цвету, форме, поверхности.

Воспитатели, дети

3 этап заключительный с 1 сентября по 31 сентября 2024г..

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Проведение экологического праздника.

Воспитатель, родители, дети

2.

Составление фото альбома

Воспитатель, родители, дети

3.

Представление опыта работы педагогам детского сада

Ст.воспитатель, воспитатель

4

Конкурс поделок «Чудо- овощ»

Родители, дети

Отчет по реализации начала основного этапа проекта

– Посадка семян помидоров для рассады

– Зарисовка этапа роста семян

hd_4 hd_10

Уход за рассадой в мини-теплице:

IMG-20240516-WA0004 IMG-20240516-WA0002

Высадка рассады помидоров Уход за всходами огурцов в открытый грунт:

20240614_131356 20240614_130810

Уход за высаженными помидорами в открытом грунте и теплице:

20240614_130259 D:\Мои документы\20240614_130337.jpg

Подвязка помидор и огурцов в открытом грунте и теплице:

20240614_130404 20240614_130455

20240614_130542 20240614_130624

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития, 2013.
  2. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М., 2012.
  3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд.-М.: Мозаика — Синтез, 2006.
Задать вопрос