Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Посадка помидоров»
Авторы: Примак Татьяна Геннадьевна, Абдулкаримова Фания Имангиязовна, Гузенко Марина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 19.10.2023
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Примак, Т. Г. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Посадка помидоров» / Т. Г. Примак, Ф. И. Абдулкаримова, М. Н. Гузенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8673/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: развивать знания об овощных культурах и их семенах.
Задачи:
Обучающие:
- Дать детям представления о том, что овощи выращивают из семян, о потребности роста растений в условиях различной среды;
- Формировать интерес к поисковой — исследовательской деятельности.
- Формировать умение сравнивать семена двух культур по форме, цвету, величине, характеру поверхности.
- Закрепить знания об условиях роста рассады (земля, вода, свет, тепло).
Развивающие:
- Содействовать развитию концентрации, распределения внимания; творческого воображения, мелкой моторики;
- Обогащать активный словарь детей по лексической теме «Овощи»
Воспитательны е:
- Воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за рассадой.
Предварительная работа:
- Проведение дидактических игр :
«Придумай загадку», «Где, что растет?», «Дары природы», «Вершки и корешки», «Каждому овощу свою листву».
- проведение беседы:
«Как осень с осенью встречается», «Наш урожай».
- чтение художественной литературы:
«Хозяйка с базара пришла» — Ю. Тувим
«Огурцы» — Н. Носов
«Запасы овощей» — В. Бианки;
- организация наблюдений за овощами в уголке природы, ведение календаря за ростом растения;
- разучивание песенок, стихотворений по данной тематике;
- организация выставки с родителями воспитанников «Дары природы»;
- ознакомление воспитанников с моделями.
Оборудование : Иллюстрации овощей, модели-схемы (свет, вода, игрушки), модели-схемы для роста растений стаканчики с землей, палочки, семена (помидоров, огурцов), цветные карандаши, лист бумаги с трафаретом овощей, костюм «Помидор», помидор «овощ», стаканчики с водой.
Ход занятия:
- Организационный момент.
1. Сюпризный момент.
Воспитатель появляется в костюме «Синьора Помидора».
Здравствуйте, дети.
Отгадайте загадку и узнайте кто я.
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят (помидор)
Синьор Помидор: Правильно, мое имя — помидор. Оно обозначает «золотое яблоко». Приехал я к вам из далекой страны Перу, она находится в Южной Америке т. к. в Америке всегда тепло и не бывает зимы. Выращивали их как декоративные растения из-за красивых плодов. Помидоры применяли как лекарственные растение для заживления ран. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры для еды стала Россия. Цвет и размер плодов помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидор. Помидоры едят свежими. Добавляют в различные блюда, солят и квасят.
- Беседа
Синьор Помидор:
— Дети назовите моих друзей, которые живут в огороде.
— Вы любите салаты кушать?
— Салат из овощей как называется? (овощной)
— Салат из огурцов? (огуречный)
— Из моркови? (морковный)
— Из свеклы? (свекольный)
— Из капусты? (капустный)
— Из картофеля? (картофельный)
— Из помидоров? (помидорный)
— На какие группы можно разделить овощи?
(листовые, корнеплоды, плодовые, бобовые).
— В чем сходство всех этих культур?
(все эти культуры растут в огороде).
— Подумайте в чем их различие?
(корнеплоды, бобовые, листовые — выращивают посевом семян прямо в грунт, а плодовые — выращивают с помощью рассады).
— Почему плодовые культуры выращивают с помощью рассады?
(потому что, если семена плодовых культур посадить в землю они не успеют дать урожай).
Дидактическая игра с моделями «Что необходимо растению для роста?»
Дети выберите необходимую карточку для роста растения.
Цель: закрепление представлений дошкольников о необходимых условиях для роста растений.
Физкульминутка (тихо, громко, медленно, быстро).
Овощи и фрукты часто спорили, кто из них важнее. Стали первыми хвастаться овощи.
Ох-ох-ох — лучше всех горох. Дети соединяют ритмично
большой и указательный пальцы.
Ха-ха-ха — это чепуха! Хлопают в ладоши.
Ор-ор-ор — всех вкуснее помидор. Ударяют кулачками по коленям .
Овь-овь-овь — сладкая морковь. Хлопают ладонями по коленям .
Ла-ла-ла — вкусная свекла. Ритмично сжимают пальцы
в кулаки.
Оп-оп-оп — душистый укроп. Ритмично сжимают и
разжимают пальцы,
подняв руки вверх.
Ук-ук-ук — мы режем лук . Ладонями вперед, назад.
Ли ли-ли ли — помидоры мы нашли.
- Экспериментальная деятельность
Синьор Помидор: Ребята, проходите в мою мини — исследовательскую лабораторию.
1 опыт — Посмотрите, на салфетки лежат семена.
— Какие они?
(круглые, овальные, белые, без запаха, сухие)
— Кто знает семена каких культур у вас на салфетке?
(огурцов — овальные, помидоров — круглые, мелкие)
2 опыт — Ребята, кто знает, где берут семена помидор?
—Дети, для посадки рассады помидор семена берут из плода помидор (воспитатель показывает разрезанный помидор на две части).
—Ребята, давайте проверим какие семена пригодны к посадки, а какие непригодные.
—Для этого я беру семена и отпускаю их воду
(воспитатель показывает детям как опускает семена в воду).
—Посмотрите, что произошло? (семена всплыли, опустились на дно).
—Почему одни семена всплыли, а другие опустились на дно (одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились, на дно пригодны, к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки).
3 опыт — Сегодня мы с вами будем садить семена помидоров, и выращивать рассаду помидор. В стаканчике с землей необходимо сделать углубления, в каждое углубление положить семена, присыпать землей, полить водичкой.
— Приступайте к работе.
Дидактическая игра «Что сначала, а что потом?» (по схемам).
Цель: закрепить представлений детей о последовательности роста семян помидоров.
Практическая деятельность:
Синьор Помидор: Я заколдовал овощи. А вы их постарайтесь угадать и оживить.
— Ребята, расскажите, какие овощи у вас получились.
Итог деятельности: Молодцы, ребята, вы хорошо работали и много узнали сегодня. Что было самым трудным? А самым интересным? Что бы вы хотели узнать об овощах в следующий раз?
Литература:
- https://urok.1sept.ru/articles/586849