В статье авторы предлагают готовый и апробированный в ДОУ проект по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике», где сам огород оформлен в виде спортивного стадиона.
Ключевые слова: проект, дошкольники, огород, овощи.
Актуальность
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи, что необходимо для их роста, чем они полезны и как за ними нужно ухаживать.
Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на подоконнике». Наблюдения за изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за ними. У ребёнка развивается поисково-познавательная деятельность, желание сделать что-то самостоятельно. Этот проект ориентирован на формирование первоначальных практических навыков природопользования.
Паспорт проекта
Название проекта |
«Огород на подоконнике» |
Адресация проекта |
Предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста и их родителями. |
Участники проекта |
Воспитанники разновозрастной группы и их родители, воспитатели, учитель-логопед. |
Вид проекта |
Экологический |
Сроки реализации |
Среднесрочный (март-апрель). |
Ресурсы проекта |
Земля, семена растений, ёмкости для высадки, инструменты для ухода за растениями, музыкальная колонка, фоторамка. |
Цель проекта |
Создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период. |
Задачи проекта |
•Расширять и углублять представления детей об огородных растениях, об их строении и условиях необходимых для их роста. •Развивать творческую и познавательно-исследовательскую активность детей. •Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности. •Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. • Вызывать желание ухаживать за растениями, чувство ответственности при уходе за огородными растениями. • Расширять словарный запас дошкольников, грамматический строй, связную речь. |
Этапы реализации проекта |
I ЭТАП — подготовительный (3–4 неделя марта). II ЭТАП — практический (4 недели). III ЭТАП — итоговый. IV ЭТАП — презентационный. |
Ожидаемые результаты |
1. Создан огород на подоконнике.
3. У детей группы сформируются знания о строении растений и их росте в комнатных условиях. 4. У воспитанников сформируется уважительное отношения к труду. |
План-график мероприятий
1 этап— подготовительный.
Месяц |
Педагоги |
С воспитанниками |
С родителями |
3,4 недели марта |
1.Составление перспективного плана реализации проекта. 2.Формулировка целей и задач проекта. 3.Подбор худ. литературы: стихов и загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, рассказов и сказок об овощах. 4. Подбор раскрасок картин и иллюстраций по теме проекта. 5. Подбор дидактических игр по теме проекта. 6. Изготовление «Дневника наблюдений за ростом растений», табличек-указателей с названиями растений. 7. Изготовление ёмкостей для посадки. |
Мониторинг (определение степень знаний детей о овощных культурах). |
1. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению. 2. Помощь в приобретении посадочного материала, земли на мини-грядки. |
2 этап— практический.
Месяц |
Педагоги |
С воспитанниками |
С родителями |
апрель |
1. Создание книжек-малышек с загадками, стихами, скороговорками об овощах. 2.Создание декоративных элементов для огорода на подоконнике. 3.Подбор фото для создания интерактивного меню Здоровячка. 4.Наполнение «Кладовой Здоровячков». |
1.Наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. 2.Регулярно ухаживали за посадками; обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы. 3.Фиксировали результаты в «Дневнике наблюдения за ростом растений». 4. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки, скороговорки. 5. Пальчиковые игры по теме проекта. 6. Рассматривание иллюстраций. 7. Беседы «Что такое огород и что на нём растёт?», «Вредная и полезная пища». 8. Рассматривание муляжей овощей, их сравнение с реальными овощами. 9. Лепка овощей из пластилина. 10. Проведение дидактических игр: «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки»… 11. Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра-хоровод «Кабачок». 12.Театрализован-ная сказка «Репка». |
1.Совместное создание декоративных элементов для огорода на подоконнике. 2.Реализация мини-проекта в домашних условиях. 3. Выполнение совместно с детьми творческих работ (рисунки, поделки). |
3 этап — заключительный.
Месяц |
Педагоги |
С воспитанниками |
С родителями |
4 неделя апреля |
1.Оформление мини- выставки «Наш урожай» из рисунков, поделок, аппликаций. 2.Создание фотоальбома «Наш огород на подоконнике». |
Итоговая беседа: анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. |
1.Фотоотчёт. 2. Выставка творческих работ. |
4 этап — презентационный.
Месяц |
Педагоги |
С воспитанниками |
С родителями |
1 неделя мая |
Презентация «Огорода на подоконнике» на конкурсе ДОУ. | ||
Оценка результатов иотчётность
Презентация на конкурсе ДОУ «Огород на подоконнике» (Апрель 2019) — I место и на конкурсе «Лучший экспонат» проводимый в рамках Сибирского научно-образовательного форума и специализированной выставки «Образование и карьера» (Февраль 2020).
Рис. 1