Проект «В саду горит костер рябины красной» в средней группе детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сопова, Т. А. Проект «В саду горит костер рябины красной» в средней группе детского сада / Т. А. Сопова, С. А. Ильмушкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14202/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Ключевые слова: проект, рябина, рябинник, объект исследования, плоды рябины, экспериментальная деятельность.

Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна.

Вильгельм Гумбольдт

Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладывается фундамент патриотического воспитания. Ведь именно сейчас важно приобщать ребенка к любви к природе, родному краю.

Патриотические чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, о родном крае. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей, и прежде всего для формирования патриотических компетенций. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Это одна из важнейших задач работы педагога.

В своей работе с детьми мы постоянно используем примеры из сказок. Без сказки не проходит ни один день. И наша работа над проектом началась благодаря сказке.

Как-то вечером детям прочитали сказку А. Лопатина «Волшебная рябинка». Под большим впечатлением дети стали обсуждать услышанное. Ребята сделали для себя неожиданное открытие — на участке нашего детского сада тоже недавно росло такое уникальное дерево. Но рябина выглядела плачевно: ствол был сильно искривлен, рябина росла в тени карагача и ветками тянулась к свету. И как-то после грозы, после сильного ветра рябина сломалась. Услышав, какое это, оказывается, было интересное дерево, дети решили как можно больше узнать про рябину и посадить её на участке.

Вот тут-то и встала проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые умения, которые еще предстоит приобрести. Вместе с детьми и родителями мы решили организовать проект «В саду горит костер рябины красной».

Цель: формирование у детей представлений о рябине.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о рябине: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
  2. Активизировать и обогащать словарь детей при описании рябины и вкуса ягод, диалоговой речи, заучивание пословиц и стихов по теме.
  3. Познакомить с аппликацией в технике «скатывания», рисование кисти рябины ватными палочками; развивать чувства цвета, формы, композиции.
  4. Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в её сохранении.
  5. Вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своём городе, посадив дерево.

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети узнают о рябине, обогатится их сенсорный опыт.
  2. У детей обогатится словарь, совершенствуется связная речь.
  3. Произойдёт обогащение развивающей предметно -познавательной среды группы новыми пособиями.
  4. Будут сформировано уважительное отношение детей друг к другу в процессе совместной деятельности.

Проблема: большинство современных детей, редко общается с природой. Деревья окружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Среди них красивое дерево — рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, деревья — живые организмы или нет?
  2. Какие деревья растут около нашего детского сада?
  3. Чем рябина отличаются от других деревьев? Какую пользу приносит рябина?
  4. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?
  5. Какие растения листьями похожи на рябину? У каких растений схожи названия с рябиной?

В ходе работы над проектом мы вместе с детьми и родителями узнали много нового о рябине, познакомились со сказками, загадками, песнями, стихами, поговорками, пословицами, народными приметами, провели праздничные развлечения, собрали наглядный материал, гербарий и т. д.

I этап— подготовительный.

  1. Постановка проблемы.
  2. Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы, стихи, песни.
  3. Подбор познавательной, научной литературы.
  4. Подбор материально-технического оснащения для опытов и экспериментов.
  5. Создание фотоальбомов.
  6. Показ презентаций о рябине.
  7. Просмотр видеофильмов о природе.

II этап— основной этап.

  1. Беседы «В гостях у рябины», «О народных традициях, рассказ о русском народном празднике «Рябинник»; «Улицы нашего города», «Как деревья готовятся к зиме», «Лекарственные свойства рябины», «Почему Сентябрь называют рябинником».
  2. НОД «Составление с детьми описательных рассказов о рябине». Составление с детьми сравнительных рассказов о рябине и о любом другом дереве по выбору ребенка (например, березе).
  3. Заучивание стихотворений о рябине: «Рябиновая гроздь» Е. Наумовой, «Осень» О. Рязановой.
  4. Чтение стихотворений: «Зеленый друг» С. Завьялов, «Зарумянились рябинки» К. Найденов, «Что там за ягода алеет?» Н. Шумов и другие.
  5. Чтение и обсуждение рассказов М.Пришвин «Разговор деревьев», «Осенние листики».
  6. Экспериментальная деятельность.

В процессе экспериментальной деятельности мы создаем условия, для формирования у детей умения смотреть на объект исследования с разных сторон.

6.1. Рассматривание через лупу коры рябины, её строения. Тактильный опыт: «Как пахнет кора рябины?». Обследование коры рябины закрытыми глазами.

Вывод: кора рябины блестящая, коричневая, с темными пятнами, на ощупь чуть шероховатая.

6.2. Рассматривание плодов рябины, сравнение их с семенами рябинника.

Вывод: Плоды рябины находятся внутри мягкости ягоды, они не опадают на землю осенью, а остаются висеть гроздьями на ветке. Плоды рябинника опадают на землю осенью, они не имеют мягкости, покрыты створками.

6.3. Эксперимент: в прозрачный стакан поместить плоды рябины и рябинника, размять. Что произойдет?

Вывод: мякоть рябины стала рыхлой и отделилась от семян. Створки семян рябинника остались такими же.

6.4. Сравнение рябины с рябинником: формы ствола, листьев, цветов.

Вывод: Рябина-дерево (один ствол), рябинник-кустарник (много стеблей), у рябины листья парные, у рябинника не парные, цветы рябины похожи на зонтик, у рябинника на кисть.

6.5. Определение на вкус варенья из рябины, вишни и смородины.

Вывод: Варенье из вишни и смородины сладкое, а из рябины — горько-сладкое.

6.6. Сравнение вкуса компота из рябины и из яблок.

Вывод: Компот из яблок коричневого цвета, на вкус сладкий. Компот из рябины светло-желтый, горький.

  1. Творческая продуктивная деятельность:

7.1. Аппликация «скатыванием» «Гроздь рябины», Коллективная аппликация из природного материала «Осенняя картина».

7.2. Рисование «Кисти ярко-красные» ватными палочками, «Наше дерево — рябина».

7.3. Лепка «Рябинка».

  1. Целевая экскурсия к рябине «Почему на рябине птиц больше, чем на соседних деревьях?», «Найди самый красивый осенний лист». Заготовка красивых листьев для гербария и поделок из природного материала. Сбор плодов рябины.
  2. Дидактические игры: «С кем дружит рябина?», «Что нужно для рябинового компота?», «С какого дерева листок», «Подбери пару», «Что за ягодка?», «Времена года».
  3. Задания на развитие творческого воображения: «О чем шепчут листья рябины», «Кому помогают плоды рябины зимой?» и др.
  4. Посадка рябинки с детьми на участке детского сада. «Трудовой десант» (субботник) с родителями.
  5. Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности: «Кто быстрее до рябинки!», «По мосточку до рябины», «Собери ветку рябины», «Кто больше ягод соберет».

Физкультминутка «Рябинка», пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

  1. Решение проблемной ситуации — «У рябины содрана кора, что может случиться? Как помочь ей можно помочь?»
  2. Составление гербария «Листья деревьев», «Кора деревьев».
  3. Составление совместно с родителями альбома «Красавица рябинка».
  4. Конкурс рисунков «Красавица-рябина».
  5. Создание поделок из природного материала совместно с родителями.

III этап— заключительный.

  1. Демонстрация альбома «Волшебная рябинка».
  2. Викторина «Что мы знаем о рябине».
  3. Праздник «День рождения рябины».
  4. Презентация проекта «В саду горит костер рябины красной».

Результат проекта:

  1. Создание фотоальбома «Волшебная рябинка».
  2. Книжки-малышки «Рябина -лекарь».
  3. Коллективная аппликация «Осенняя картина».
  4. Гербарий «Листья деревьев», гербарий образцов «Коры деревьев».
  5. Схемы-модели проведенных экспериментов.
  6. Выставка поделок из природного материала совместно с родителями.

Природа любого края неповторима, но, воспитывая чувство любви к природе родного края, мы должны давать детям понимание того, что наша «малая Родина» — лишь часть огромной страны, в которой таких уголков множество.

Таким образом, в нашей работе прослеживается основной принцип нравственно-патриотического воспитания: от малого -к большому, от частного -к общему.

Воспитывая любовь к родному краю, мы растим истинных патриотов России!

Литература:

  1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.
  2. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей. Москва: Творческий центр Сфера, 2012г.
  3. Иванова Т. В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», Корифей 2008г.
  4. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://Navigator.firo.ru
Основные термины (генерируются автоматически): рябина, ребенок, дерево, детский сад, плод рябины, природный материал, родной край, природа, экспериментальная деятельность, коллективная аппликация.

Ключевые слова

проект, объект исследования, экспериментальная деятельность, рябина, рябинник, плоды рябины

Похожие статьи

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению образовательной деятельности.

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Хвойные растения» для детей 4–5 лет

Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность

В статье авторы предлагают готовый и апробированный в ДОУ проект по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике», где сам огород оформлен в виде спортивного стадиона.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи»

В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.

От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов

В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

Похожие статьи

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению образовательной деятельности.

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Хвойные растения» для детей 4–5 лет

Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность

В статье авторы предлагают готовый и апробированный в ДОУ проект по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике», где сам огород оформлен в виде спортивного стадиона.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи»

В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.

От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов

В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.