Аннотация проекта:
В ноябре 2020 учебного года нами был разработан и внедрен в практику работы ДОУ образовательно — познавательный проект на тему « Путешествие в страну фруктов »
Проект является краткосрочным: рассчитан на две недели.
Сроки работы над проектом — с 2 ноября 2020 по 17 ноября 2020 года. Данный проект предназначен для детей 6–7 лет и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья, расширением знаний детей о фруктах и значении витаминов, необходимых для здоровья человека. Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов, которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке.
Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей о фруктах.
Проектобъединил воспитателей, специалистов, родителей и воспитанников.
Конечным продуктом является подготовка презентации результатов деятельности проекта, изготовление книжки о фруктах.
Цель проекта : обобщить и расширить знания детей о фруктах и значении витаминов, необходимых для здоровья человека, через разные виды игровой и практической деятельности.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, специалисты, родители.
Предварительная работа: сбор информации о фруктах из разных источников, подбор дидактических игр, художественной литературы, пословиц загадок, опытов, беседы о фруктах с детьми, тематические дидактические игры, загадки, стихи, продуктивная деятельность.
Организационный момент:
Дети собираются в центре зала.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и подарим улыбки окружающим.
Наш девиз: Раз, два, три, четыре, пять!
Мы о фруктах хотим все знать!
Формулирование проблемы:
Воспитатель: Ой, дети, у нас гостья! Давайте узнаем кто это.
Фея фруктов: Здравствуйте, ребята! Я Фея фруктов! Я живу в замечательной фруктовой стране. Вы догадываетесь, что это за страна такая? (Ответы детей)
Фея: Правильно! Это сказочная, фруктовая страна, в которой живут фрукты. Ребята в нашей стране случилась беда!!! Злой волшебник захватил наше фруктовое королевство и все фрукты исчезли, но если мы выполним все задания, что он оставил в каждом королевстве, то фрукты вернуться! Одной мне не справиться, вы поможете выполнить мне задания?
Воспитатель: Ребята, поможем Фее фруктов? (Ответы детей) Прежде чес отправиться в путешествие и не заблудиться, нам нужно с вами вспомнить название разных фруктов. (Дети вспоминают название фруктов)
Воспитатель: А теперь вспомним, что можно приготовить из фруктов.
Проводится игра «Из чего, варенье»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры. Мы приехали к бабушке в гости в деревню. Бабушка хочет угостить нас чаем. Садитесь за стол. К чаю будет варенье. Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами (карточки с изображениями, на которых нарисованы ягоды или фрукты, из которых сварено варенье.
Воспитатель. У меня варенье из малины — малиновое. А у вас?
Дети поочередно: варенье из яблок — яблочное, из вишни — вишневое, из слив — сливовое, из абрикосов — абрикосовое, из персиков — персиковое, груша — грушевое и т. д.)
Воспитатель: Ну что же давайте выполнять просьбу Феи — фруктов. Будем выполнять задания, чтобы фрукты вернулись в свои королевства.
Продуктивная деятельность в организационных центрах.
Центр «Экспериментирования»
Опыт «Два апельсина»
Атрибуты и материалы: 2 апельсина, широкая миска с водой.
Необходимо погрузить в миску с водой апельсин и посмотреть, как хорошо он умеет плавать. Затем очистить другой апельсин и положить его в воду; он тут же опуститься на дно. Почему?
Вывод: в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счёт, как на надувной подушке.
Опыт «Взрывная сила апельсина»
Атрибуты и материалы: воздушный шарик и апельсин.
Необходимо хорошо надуть шарик, затем срезать с апельсина кожуру (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, придется хорошенько помять цедру в руках. Смотрим, что получится и делаем вывод.
Вывод: В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло. Которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попадает на шарик, он растворяет резиновую оболочку шарика, и шарик лопается.
Опыт «Определи фруктовое мыло по запаху»
Атрибуты и материалы: ассорти фруктового мыла с различными запахами.
Необходимо определить, запах какого фрукта у мыла. Затем зарисовать соответствующий фрукт на листе бумаги.
Опыт «Определи конфету по вкусу»
Атрибуты и материалы: ассорти конфет с фруктовым вкусом (мармелад, леденцы, карамель)
Необходимо попробовать конфету и определить вкус какого фрукта у конфеты. Затем зарисовать соответствующий фрукт на листе бумаги.
Центр «Кулинарии»
Сок из фруктов
Атрибуты и материалы: соковыжималка электрическая или механическая, апельсины.
Задание: Совместно со взрослыми необходимо приготовить сок из фруктов с помощью соковыжималки. Взрослые могут управлять электрической соковыжималкой, дети помогают.
Готовим сухофрукты
Атрибуты и материалы: электросушилка для фруктов, яблоки.
Задание: Совместно со взрослыми необходимо подготовить (помыть и нарезать) фрукты для сушки. С помощью электрической сушилки приготовить сухофрукты.
Готовим банановый смузи
Атрибуты и материалы: блендер, бананы, молоко.
Задание: Совместно со взрослыми необходимо почистить и порезать кружочками бананы, положить их в блендер, добавить молоко и взбить. Получаем полезный банановый смузи.
Готовим шедевры из фруктов
Атрибуты и материалы: фруктовое ассорти, разделочные доски, неострые ножи, шпажки, декоративные тарелки для оформления готового изделия.
Задание: необходимо подготовить фрукты: помыть, очистить от кожуры, порезать кубиками, кружочками, нанизать на шпажки, выложить композицию.
Центр «Творчества»
Конспект занятия «Виноград»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цели непосредственной образовательной деятельности: Развитие интереса детей к лепке, совершенствовать умений лепить из пластилина. Закрепление приемов лепки, освоенных в предыдущих группах
Задачи непосредственной образовательной деятельности;
Развивающие: Развивать эстетический вкус, цветовосприятие, расширять представления детей о фруктах, растущих в саду, развивать умение отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки;
Образовательные: Учить формировать из отдельных ягод гроздь. Закрепить знание цвета (зелёный), учить использовать в работе имеющиеся навыки: скатывание, расплющивание, учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, прищипыванию мелких деталей;
Воспитательные; Воспитывать интерес к занятию.
Предварительная работа: подготовка рабочих материалов.
Материалы и оборудование: пластилин зелёного цвета, панно с налепом ветки и листьев винограда, натуральный виноград (гроздь), игрушечный заяц.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель : Виноград бывает разный по форме, по размеру, по цвету.
Показ картин с изображением винограда разных сортов .
Ягоды винограда могут быть круглыми и овальными, крупными и мелкими, зелёного, синего, красного, желтого цвета.
Рассматривание грозди винограда .
Воспитатель : Посмотрите на гроздь винограда. Какого цвета виноград? Из чего состоит гроздь?
Дети ; из ягод
Воспитатель : Какой формы каждая ягода?
Дети : круглая
Дети проходят за столы
Показ способа лепки.
Воспитатель : Ребята, на моей картине уже есть веточка и листья, не хватает только ягод винограда, посмотрите, как правильно их сделать:
От большого куска пластилина отщипываем маленькие кусочки и скатываем шарики. Затем приклеиваем их к нашему панно рядом друг с другом, пока не получится гроздь. Чтоб работу выполнять, нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика .
Мы пришли в фруктовый сад. (Указательный и средний пальцы шагают по столу)
В саду вырос виноград. (Пальцы рук сомкнуты, ладони не прижаты)
Ягоды сладки, как мёд. (Большой и указательный палец соединить)
Сами просятся к нам в рот. (Поднести ко рту)
Самостоятельная деятельность детей .
По окончании работы идет рассматривание панно.
Воспитател ь: Посмотрите, какая сочная, спелая, гроздь винограда получилась.
Конспект занятия «Вкусные портреты»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цели и задачи: Продолжать закреплять представления детей о фруктах.Формировать умение делать умозаключения. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Продолжать развивать внимание, наблюдательность, наглядно — образное мышление. Познакомить детей с понятием «арчимбольдески». Учить придумывать и составлять портреты из фруктов. Развивать творческую фантазию, цветовосприятие и воображение. Расширять ассоциативный цветовой ряд, воспитывать интерес к новому виду деятельности. Освоение и закрепление умения работать разными техниками (акварель, гуашь,восковые карандаши). Воспитывать интерес к НОД через использование занимательных упражнений.
Материал: изображения фруктов разного размера для составления портретов и коллажей. Репродукции работ Джузеппе Арчимбольдо. Иллюстрации с изображением портретов из фруктов и овощей для ознакомления с жанром «Арчимбольдески».Акварельная бумага, гуашь, восковые карандаши, кисти № 8,4.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься!
Но, как же нам не весело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
(Выполнение детьми, действий по тексу: улыбнулись, удивились, рассердились и огорчились).
Ребята, скажите, какое время года наступило? (Осень)
В оспитатель: Сегодня вам самим предстоит назвать нашу тему, сейчас я загадаю вам загадку в которой прозвучит наша сегодняшняя тема.
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся. (фрукты) .
Воспитатель: Всё лето солнышко светило, дождик сад поливал, а теперь, с приходом осени пора и урожай собирать.
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Груши золотистые.
Нам всё это, осень принесла!
Совершенно верно мы сегодня будем говорить о фруктах.
Предлагаю рассмотреть картинки, муляжи с фруктами и отгадать загадки:
Рассмотрели. Готовы слушать?
Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет. (Банан) .
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий. (ананас)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)
На ветвях они висели,
Как созрели — посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Догадались? Это. (слива)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий. (апельсин)
Сверху — шкурка золотая,
В центре — косточка большая.
Что за фрукт? — Вот вам вопрос.
Это сладкий. (абрикос)
Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы-панамочки
Прячутся в зной. (яблочки) .
Молодцы как вы быстро и легко отгадали загадки.
Дети рассматривают картинки с фруктами, муляжи фруктов.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, что мы будем сегодня рисовать, вы должны внимательно послушать стихотворение и досказать его.
Если видим на картине
Чей-то профиль иль анфас
Или, может быть задорный
И веселый чей-то глаз.
Может, грустный или смелый,
Может добрый или злой,
В нарисованной картине
Это главное лицо
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я,
Нарисованы в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться здесь несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется … (портрет )
Ребята, сейчас мы немного отдохнём и познакомимся с творчеством известного и интересного художника- портретиста Джузеппе Арчимбольдо. А чем его творчество интересно поймёте по ходу моего рассказа.
(рассказ о творчестве художника и рассматривание иллюстраций его картин).
Пальчиковая гимнастика «Фрукты» .
А сейчас мои ребятки приготовили ладошки
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
(Сжимают и разжимают пальцы. Затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца) Выполняют действия по тексту и проговаривают слова.
Ребята, выполните задание в стиле Д. Арчимбольдо:
Вам нужно собрать портрет из ягод и фруктов (овал лица — корж для торта, а все остальное на ваше усмотрение).
Воспитатель: А теперь, давайте, каждый из вас придумает и нарисует портрет, используя изображения разных фруктов.
Самостоятельная деятельность детей .
По окончанию занятия рассматривание и анализ работ.
Центр «Типографии и книгоиздательства»
Оформление книги о фруктах для младших групп
Атрибуты и материалы: картинки фруктов, загадки о фруктах, заготовки для изготовления книг, клей, кисти для клея.
Задание: с помощью готовых заготовок оформить книжку-малышку о «Путешествие в страну фруктов»
Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие задания дала нам Фея-фруктов? С кем вы работали, что делали? Как вы думаете, удалось справиться со всеми заданиями Феи?
Воспитатель: Кто-то к нам стучится, давайте откроем. (Появляется Фея-фруктов)
Фея: Спасибо ребята! Вы большие молодцы, дружно справились со всеми заданиями. И в мою фруктовую страну вернулись все фрукты, благодаря вам теперь всё в порядке! К сожалению, мне пора прощаться с вами, меня ждут другие важные дела. Оставляю вам свои фруктовые дары. Кушайте, набирайтесь сил и витаминов. До новых встреч!
Презентация результатов деятельности проекта.
Лепим виноград
«Вкусные портреты»
Книжка-малышка «Путешествие в страну фруктов»
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Веракса Н. Е., Т. С. Комарова., Э. М. Дорофеева. инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» — Мозаика-Синтез, 2020.- 368 с., Издание 6-е, дополненное
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. — М., 1991.
- Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000. — № 1. — С. 24–36.
- Н. А. Горяева «Маленький художник» Москва «Просвещение» 2011., Пособие для работы с детьми под редакцией Б. М. Неменского