Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий
Автор: Александрова Наталья Вячеславовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 13581 раз
Библиографическое описание:
Александрова, Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий / Н. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3660/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Постоянно искать новое, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других…»
Антон Семёнович Макаренко
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации [1].
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [4].
Цель работы над проектами в начальной школе.
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) [3].
На примере проекта «Дары осени» хотелось бы показать, какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом.
Тема проекта: «Дары Осени. Фрукты и овощи».
1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).
Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке окружающего мира, посвященному осени.
На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:
умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
умение формулировать проблему.
Коммуникативные УУД- это:
умение слушать и понимать других;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД — это:
умение определять цель деятельности.
2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).
На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.
3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).
На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД.
Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.
4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Рассмотрим результаты работы каждой группы.
1 группа представила свою книгу загадок. Защита проекта проходила таким образом. Участники группы зачитывали подобранные ими загадки. Услышав отгадку, показывали свои рисунки и давали дополнительные сведения о том или ином овоще, фрукте.
Слово патиссон, в переводе с французского языка, означает «пирог растительный». Патиссоны — хорошие диетические продукты. Их рекомендуют употреблять при болезнях сердца и сосудов.
Ребята 2 группы нарисовали плакат «Дары Осени». Они задали участникам других групп вопрос: «Скажите, во что можно превратить овощи и фрукты, изображённые на плакате?».
Затем, прямо на их глазах, тыква превратилась в прекрасную девушку Осень, картошка «побежала» по столу, перебирая восемью лапками, как паучок. Так ребята второй группы показали, какие превращения получились у них.
3 группа подготовила небольшую выставку книг. Они подобрали сказки, одними из главных героев которых должны быть фрукты или овощи.
— А какие сказки знаете вы? — спросили они. А затем, выслушав ответы, инсценировали самую известную из них — «Репка».
На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
Овладеть основами проектной деятельности в полной мере возможно на уроке технологии. Процесс обучения носит поэтапный характер и даёт старт решению системы учебных проектно-технологических задач.
Пример. Тема урока: «Работа с бумагой. Оригами. Моя улица»
1 этап — погружение в проект.
Показ фотографий «Мой Липецк».
Чтение ученицей стихотворения «Песня о Липецке».
Выставка книг, посвящённая родному городу.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что на 1 этапе важным является погружение в проект. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
2 этап — организация деятельности.
На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.)
3 этап. Осуществление деятельности.
Происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся — это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты.
4 этап. Представление результатов, отчёт.
Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различным. Объединив работы групп, мы получаем свою новую улицу. Даём ей название и решаем, что будем жить на этой улице, приклеиваем свои фотографии на дома.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается чувство уважения и гордости к своему родному краю, к труду.
Были и другие проекты: «Мои любимые сказки», «Моя первая книга — букварь». Не могли обойти стороной и посвятили проекты нашей победе в Великой Отечественной войне.
Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
Литература:
Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011.
Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.
Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.