Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.09.2018

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Исаенко, Ю. М. Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко, Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3573/ (дата обращения: 16.12.2024).



Согласно ФГОС ДО проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач образовательного стандарта, так как направлена на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов, на овладение обучающимися учебно-познавательными приёмами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных вопросов.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования. Проект — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Проект — это разовая деятельность, которая направлена на достижение конкретной цели, производит конечные результаты, состоит из последовательности взаимосвязанных работ, имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания, использует ограниченное количество ресурсов.

Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 76 г. Белгорода в исследовании принимали участие 40 дошкольников из подготовительных групп. По результатам предварительной диагностики было выявлено, что дети хоть и обладают определенными знаниями о полезной и здоровой пище, пользе закаливания, активного времяпрепровождения на свежем воздухе в обычной жизни предпочитают игры на мобильных устройствах и компьютерах, просмотр мультфильмов, а в место вкусной и здоровой пищи предпочитают сладости и еду быстрого приготовления. Для того, чтобы данную ситуацию изменить дошкольники были включены в систему мероприятий, которые проводились в процессе реализации технологии по формированию ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений. Одной из находок для решения поставленных в исследовании задач стали краткосрочные проекты, которые дети реализовывали вместе с педагогами и родителями.

В течение учебного года каждый ребенок был вовлечен в краткосрочный проект подготовив его под руководством родителей, те дети, чьи родители не смогли организовать для ребенка участие в краткосрочном проекте оздоровительной направленности готовили проекты под руководством воспитателей. Один раз в месяц ребята выступали перед детьми своей группы с презентацией своих проектов. Самым главным условием для проектов была их краткосрочность, длительность не более 1 месяца и практическая направленность проекта. Так в проекте «Научиться отжиматься за 10 дней» участвовали все 40 детей, около 30 % из них научились отжиматься в соответствии с методическими рекомендациями. Актуализировали проблему. Определившись с целью и задачами проекта, определяем сроки, этапы, содержание проекта и средства достижения цели. В случае с отжиманием это физические упражнения разной сложности и интенсивности. Основная цель для мальчиков научиться отжиматься от пола от 5 до 10 раз в соответствии с методическими рекомендациями и правилами отжимания. Не «выключать» локтевой сустав в верхней точке. Научиться держать ровную линию от пяток до шеи. Сохранять напряжение пресса и спины всегда. Касаться пола в нижней точке грудью. Для девочек результат считался положительным, если правильное отжимание осуществлялось от 1 раза до 5.

Далее раскрывается методика обучения отжиманию: сначала отжимание осуществляется от стены, используя методические рекомендации, через два дня от стула, еще через два дня от скамейки, за тем от пола на коленях. Результаты реализации проекта выражаются в конкретных умениях ребенка, при этом он сам ставит перед собой цель, определяет уровень своей подготовки, сопоставляет с предполагаемым результатом, выполняет упражнения как самостоятельно, так и под руководством педагога, может выполнять упражнения дома или на прогулке, ведь они очень просты, сложность увеличивается постепенно.

В отчетный день ребята показывают друг другу, каких результатов добились на промежуточных этапах и в конце проекта. Конкретные умения ребенка приносят эмоциональное удовлетворение результатом деятельности, ребенок понимает, что смог достичь результатов благодаря собственным усилиям. Конкретные умения формируют дальнейшую мотивацию к занятиям расширению или углублению своих умений, формируют ситуацию успеха. Получив конкретный результат, распространяем полученный опыт.

Другим типом проектов был исследовательский проект «Вкусная опасность» (о вреде конфет), который поднял проблему вреда сладостей. Многие из нас просто не представляют себе жизнь без сладостей. Конфеты — самое любимое лакомство среди детей и взрослых. Но так ли они полезны для здоровья зубов? И какие же конфеты являются самыми вредными? Цель: конкретизировать знания детей о влиянии употребления конфет на здоровье зубов. Задачи: познакомить детей с болезнью зубов — кариесом, причиной его возникновения. Выявить влияние употребления разных видов конфет на здоровье зубов в зависимости от их состава и содержания сахара, длительности нахождения конфет в ротовой полости во время их употребления. Разработать правила выбора конфет, наименее вредящих здоровью зубов. Закрепить умение анализировать, обобщать, схематизировать, проводить эксперимент. Воспитывать бережное отношение к здоровью своего организма (здоровью зубов в частности).

Данный проект является по количеству участников — групповой, по приоритету метода исследовательско-поисковый, по направлению — здоровьесберегающий, по контингенту участников — одновозрастной, по продолжительности — краткосрочный.

Первый этап — «Создание копилки». В нашу копилку вошли разные виды конфет, информация из интернета о влиянии сахара на здоровье зубов, информация, которую мы получили в беседе с врачом — стоматологом.

На втором этапе мы классифицировали конфеты по разным признакам: По длительности нахождения конфеты во рту во время ее употребления. Записываем в таблицу вид конфеты (леденец, ириска, обычная карамель, шоколадная конфета) и время ее потребления. Мы экспериментальным путем выяснили, что дольше всего во рту, пока ешь, находится леденцовая карамель, а это значит, что леденец — наиболее вредная для зубов конфета. Менее вредной (из всех видов конфет) оказалась шоколадная конфета. По содержанию (составу). Для эксперимента мы взяли несколько видов конфет: обычная карамель, кислая леденцовая карамель, кислая леденцовая карамель с содержанием соды («Шипучка»), шоколадная конфета, горький шоколад. Все эти конфеты мы исследовали на состав и попробовали на вкус, для того чтобы приготовить растворы, аналогичные составу конфет для следующего эксперимента.

Следующий эксперимент мы провели для того, чтобы точно узнать, какая же конфета является самой вредной. Чтобы не навредить своим зубам, для эксперимента мы использовали куриные яйца (в их скорлупе тоже содержится кальций), которые погрузили в приготовленные баночки с растворами конфет и оставили на несколько дней. Чем быстрее по времени разрушится скорлупа яйца в определенном растворе конфеты, тем губительнее эта конфета для зубов. Данный эксперимент помог нам выяснить, какая же конфета является самой вредной. Оказалось, это кислый леденец «Кислинка», ведь в нем, кроме сахара, содержится еще лимонная кислота, которая тоже очень вредна для здоровья зубов. На втором месте «по вредности» — леденец «Шипучка». На третьем — обычная карамель. На четвертом — шоколадная конфета. А в растворе «Горький шоколад» скорлупа яйца осталась целой, даже по истечению 15 дней. К тому же, по информации из интернета, мы узнали, что какао, содержащееся в большом количестве в горьком шоколаде, наоборот, защищает зубы от возникновения кариеса.

Далее дети с педагогами разработали памятку правильного выбора конфет, наименее вредящих здоровью зубов. Конфета должна как можно меньше по времени находиться во рту, пока ее ешь. Не должна быть кислой. Не должна прилипать к зубам. Должна содержать мало сахара. Может содержать много какао. Может содержать фрукты, ягоды или сухофрукты. Полученные в ходе экспериментального проекта знания о конфетах дети запомнят на долго, и будут применять в жизни, почти все поведенческие установки у человека формируются до 7 лет.

Так в течение учебного года удалось реализовать около 20 проектов, среди наиболее интересных проектов были следующие «Здоровые зубы — залог здоровья» (обучение правильному уходу за полостью рта), «Шпагат за 30 дней», «Волшебный лук» (полезные свойства лука), «Съедобное и несъедобное» (замена вкусных но бесполезных продуктов полезными), «Здоровячек» (обучение детей комплексу утренней гимнастики на все группы мышц).

Дети, разработавшие и реализовавшие данные проекты, распространяли опыт среди своих одногруппников, реализуя проект уже всей группой. Данные проекты краткосрочные, простые в реализации, для их реализации не требуется специальных условий, все они могут быть проверены в условиях дошкольной группы, очень важно то, что результат наступает быстро, а дети воспринимают их реализацию как интересную игру, так органично вписывающуюся в детскую жизнь и деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье зубов, ребенок, вид конфет, проект, шоколадная конфета, конфета, обычная карамель, горький шоколад, кислая леденцовая карамель, краткосрочный проект.

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Задать вопрос