Паспорт проектной деятельности в логопедической группе на тему «Дикие животные»
Авторы: Акатова Эльвира Валерьевна, Кузнецова Светлана Николаевна, Попова Светлана Николаевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 09.04.2018
Статья просмотрена: 186 раз
Библиографическое описание:
Акатова, Э. В. Паспорт проектной деятельности в логопедической группе на тему «Дикие животные» / Э. В. Акатова, С. Н. Кузнецова, С. Н. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 5-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3280/ (дата обращения: 17.12.2024).
Тип проекта: долговременный.
Вид проекта: творчески — информационный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Считаем, что благодаря нашему проекту «Дикие животные», дети познакомятся с описанием жизни, повадками животных наших лесов, получат знания о животном мире, обогатиться их речь.
Цели проекта:Формировать представления детей о животных (строение, характерные признаки — размер, форма, об особенностях образа жизни (как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут); способствовать возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любознательности, раскрыть творческий потенциал детей и родителей.
Задачи проекта:
Образовательная область познавательное развитие
1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2) Учить детей находить информацию по теме проекта.
Образовательная область речевое развитие
1) Развивать речевую активность детей.
2) Обогащать словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3) Развивать связную речь по средствам составления описательных рассказов о животных.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие
1) Развивать доказательную речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог.
2) Формировать навыки выражения своего мнения культурным способом.
3) Воспитывать любовь к животным.
Образовательная область художественно-эстетическое развитие
1) Учить детей понимать содержания литературных произведений (прозаических и стихотворных), характер персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения и отражать это понимание в речи.
2) Учить детей имитировать движения, голоса, преображаться в процессе театрализованных игр.
3) Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.
Образовательная область физическое развитие
1) Развивать общую и мелкую моторику по средствам подвижных тематических игр.
Ожидаемый результат:
В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети обогатят знания о жизни и повадках диких животных, научатся использовать полученные знания в повседневной жизни. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей (охват и интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благоприятную почву для формирования экологической культуры и личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к миру животных. Библиотека группы пополнится книгами и книжками-самоделками о животных, уголок природы группы пополнится поделками из природного материала по теме проекта.
Продукт проектной деятельности:
Осенний праздник «Осень в Колпинском лесу», творческие задания для детей и родителей — поделки из природного материала, изготовление книжек-самоделок, новогодний праздник «Как звери Новый год встречали», драматизация сказки «Теремок».
Планирование работы сдетьми подготовительной группы врамках познавательно-творческой проектной деятельности «дикие животные»
|
|||||
Мероприятия |
|||||
|
Логопед, воспитатели и родители группы. Воспитатели группы. Логопед и воспитатели группы. Логопед и воспитатели группы. Логопед и воспитатели группы. Музыкальный руководитель. Логопед и воспитатели группы, музыкальный руководитель. |
||||
|
|||||
месяц |
Организованное обучение |
Взаимодействие с родителями |
Совместная деятельность педагогов с детьми |
Самостоятельная детская деятельность |
|
ноябрь |
Беседа «Животные наших лесов. Какие они?» Беседа «Где живёт медведь». |
Просматривают с детьми книги, ищут необходимую информацию. Беседуют с детьми о животных, рассматривают их в зоопарке и на иллюстрациях. Посещают парки Павловска и Пушкина и с детьми с целью покормить белок, понаблюдать за ними, их повадками. Изготавливают из природного материала поделки по теме проекта. |
Принятие решения о создании фотоотчёта о посещении зоопарка, обсуждение как сделать фотоотчёт интересным. Осенний праздник «Осень в Колпинском лесу». Дид. игра «Угадай-ка». Дид. игра «Подбирай, называй, запоминай». Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», В. Бианки «Прячутся», р.н.с. «Заюшкина избушка». |
Придумывание названия фотоотчёта. Пришли к решению: называться он будет «Звери Ленинградского зоопарка» и сделаем мы его в форме презентации. Чтобы интересно было смотреть презентацию, приняли решение: подобрать музыкальное оформление к ней. |
|
Декабрь |
Беседа «Как животные готовятся к зиме». |
Выбирают лесного зверя, о котором хотят узнать больше и рассказать остальным. Ищут информацию о том, как этот зверь готовится к зиме. Подбирают интересные факты об этом животном. Читают стихи, загадки, сказки о своём животном. Делают книжки-самоделки. |
Подготовка к новогодней инсценировке «Как звери Новый год встречали» (по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»). Чтение литературы: В. Бианки «Купание медвежат» М. Рапов «Ёжинька и белочка». Дид. игры «Скажи наоборот», «Кто с кем», «Назови ласково», «Прятки». Подвижная игра «Хитрая лиса», «Зайцы и волки». |
Раскрашивание картинок из серии лесные животные. Лепка «Лесные жители». Аппликация «Звери и их детёныши». Презентация каждым ребёнком своей книжки-самоделки «Мое любимое лесное животное». Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». |
|
Январь |
Беседа «Кто зимой в лесу не спит?» |
Экскурсия в городской Зоологический музей и подготовка отчёта об экскурсии в произвольной форме (фотоотчёт, рисунок). Консультация для родителей «Прогулки с родителями в зимний лес». |
Чтение-литературы: И. Соколов — Микитов «Листопадничек», «В берлоге». Загадки о диких животных. Просмотр презентаций «Заяц», «Ёжик», «Белка». Дид. игры «Подскажи словечко», «Нелепицы», «Рассели животных правильно» И/у «Чей силуэт» Дид. игра «Чьи детки». |
Составление рассказов из личного опыта «Как я ходил в Зоологический музей» с опорой на составленный совместно с родителями отчёт. Рисование на тему «Новый год в лесу». |
|
февраль |
Беседа «Кто такой лесник». Познавательное занятие «Какие они животные наших лесов». |
Изучение энциклопедий. Составление заданий для викторины «Интересные факты о животных». |
Чтение детской энциклопедии «В мире животных», В. Зотов «Лесная мозаика». Д/и «Четвёртый лишний». Д/и «Хищники –травоядные». Н/и «Зоологическое лото». Внесение макета «Наши леса» (расселение животных). Просмотр документального фильма «Белый медведь». |
Проведение викторины «Интересные факты о животных». Лепка пластины «Животное из сказки». Придумывание сказок о животных. |
|
март |
Беседа на тему «Человек гость или хозяин в лесу». |
Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Папка-передвижка для родителей «Книги для вашего ребёнка». Мастер-класс «Мастерим с детьми плоскостной театр по сказке «Теремок»» (из деревянных лопаток). |
Обыгрывание русской народной сказки «Теремок» (пальчиковый театр, теневой театр, плоскостной театр). Дидактические игры: «Какое животное спряталось?» «В лесу живёт…» «Четвёртый лишний». Знакомство со сценарием спектакля по мотивам р. н.с. «Теремок», обсуждение его, распределение ролей. |
Сюжетно-ролевая игра «Театр» (спектакль для кукол). Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Лепка, аппликация и рисование по мотивам русских народных сказок. |
|
апрель |
Беседа «Как спасаются животные от врагов». |
Изготовление костюмов для спектакля. |
Подготовка к показу спектакля: эмпатийное прочтение сценария, репетиции¸ работа над чувствами, работа над образом, работа над эмпатийным поведением. Изготовление афиши и пригласительных билетов. |
Просмотр видеозаписи и фотографий спектакля. Рисование детей на тему «Как я был актёром». |
|
|
|||||
апрель |
|
||||
Приложение 1
Спектакль по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей подготовительной логопедической группы
Главные действующие лица: Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь, Сорока
Второстепенные действующие лица: Гостья Белка, Гостья Зайка, Гостья Лисица, Гостья Медведица, Строитель Ёжик, Плотник Медведь, Кровельщик Медведь, Маляр Волк
Сорока
Здравствуйте, народ честной, И великий, и малой! Рады видеть очень вас, Рады сказку показать. |
Сказка эта всем знакома, Вся от слова и до слова. Ребята, выходите строить теремок! |
Дети выходят и садятся в круг, выполнять ритмическое упражнение с палочками.
Раз, два, три, четыре – (стучат палочка о палочку) Дом построить мы хотим (стучат поочередно палочками об пол). Раз, два, три, четыре – (стучат палочка о палочку) Молотком — (стучат левой палочкой 3 раза об пол) |
стучим, стучим — (стучат правой палочкой 4 раза об пол). Гвоздь забить мы не смогли — (стучат вверх и вниз, меняя палочки). Раз, два, три, четыре — (стучат палочка о палочку) И нам звери помогли — (стучат палочка о палочку горизонтально). |
Дети уходят, остаётся только Сорока.
Каждый должен где-то жить И зимой, и летом. Как же Мышке не тужить, Если дома нету? |
Каждый должен где-то спать И обедать где-то. Как же ей не горевать, Если дома нету? |
Мышка останавливается перед теремком.
Что за славный теремок – Не большой, не маленький. Он не заперт на замок, Не закрыты ставенки. |
Флюгерок стоит на крыше, Под окном сирень цветет. Вы скажите серой мыши, Кто тут в тереме живет? |
Я готовить мастерица, Шить могу и вышивать. Я хочу здесь поселиться, Чтобы жить да поживать! |
Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
Мышка
Хватит мне бродить по свету, Будет мне тепло зимой. |
Если никого здесь нету, Значит, домик этот — мой! |
Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
Что за славный теремок! Ах, какое чудо! Он не низок, не высок, Рядышком запруда! |
Из трубы дымок идет. Дверь мне отворите! Кто тут в тереме живет, Ну-ка, говорите! |
Из окна выглядывает Мышь.
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка, Будем пить с тобою чай! Я умею плавать брасом, |
Воду из реки носить. Со своим пришла матрасом И прошу меня пустить! |
Мышка
Для тебя найдется место, Веселее жить вдвоем. |
Вот сейчас замесим тесто, А потом чайку попьем! |
Песня «Чай свареньем» (А.Фроловой) + шумовой оркестр.
Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
Сорока
А вот и зайчик скачет. Ребята, выходите о зайчике расскажите.
Дети выходят и выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик. Вниз скатился, повернулся И опять назад вернулся. |
Снова с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик! Снова вниз и снова вверх Зайчик скачет выше всех. (Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз.) |
Зайчик
Что за славный теремок Вырос среди леса? Заяц-принц здесь жить бы мог С заячьей принцессой! |
Посажу я огород Рядом на лужайке. Кто тут в тереме живет, Расскажите Зайке! |
Мышка (выглядывает из окна)
Мышка здесь живет норушка.
Лягушка (выглядывает из окна)
Я Лягушка-поскакушка!
Кто ты будешь отвечай?
Зайчик
Открывайте, это я – Зайчик-побегайчик! Вы пустите жить меня, |
Я хороший Зайчик! Я полы умею мыть И махать ушами. |
Хором (мышка илягушка)
Оставайся с нами!
Сорока
А вот и рыжая лиса по лесу гуляла, песни распевала.
Дети выходят на логоритмическую распевку. В это время на поляну выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
СА-СА-СА-СА-СА — это хитрая лиса.
СУ-СУ-СУ-СУ-СУ — и живет она в лесу.
СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ — много дела у лисы.
СО-СО-СО-СО-СО — и стучит она в окно.
Лиса
Вот так терем-теремок, Ладный да нарядный! Чую яблочный пирог… Где здесь вход парадный? |
Эй вы, мил честной народ, Отворяйте двери! Кто тут в тереме живет, Люди али звери? |
Мышка (выглядывает из окна)
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик (выглядывает из окна)
И ушастый Зайка!
Лягушка (выглядывает из окна)
И Лягушка-поскакушка.
Кто ты будешь, отвечай?
Лиса
Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик
Место ей найдется! Заходи, лиса, смелее, |
Вот как раз готов обед. Вместе будет веселее! |
Лиса (входит вдом)
Лучше дома в мире нет!
Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
Волк
Вот хоромы так хоромы – Здесь простора хватит всем! |
Что молчите? Есть кто дома? Да не бойтесь вы, не съем! |
Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Лиса
И Лиса, хозяйка!
Хором (мышка, лягушка изайчик)
Кто ты будешь, отвечай?
Волк
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик
Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка
Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
Все жители теремка (хором)
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
Сорока
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок В нём живут теперь друзья! Все они одна семья! |
Праздник в доме — новоселье! Приготовили варенье, и печенье, и конфеты, Но гостей пока что нету. Вот и белочка спешит. |
Улетает. Появляется белка с орехом.
Гостья Белка
Белочка живет в дупле, На высокой, на сосне. Любит свой уютный дом – Чистота, порядок в нем: Там перинка изо мха, Теплый плед из лопуха, |
Чашки есть из желудей, Чай с малиной для друзей, Колокольчик у дверей: «Динь-ди-линь!» — зовет зверей, Рада видеть я вас всех, Принесла большой орех! |
Дарит большой орех и проходит в теремок.
Появляется Гостья Зайка
У зайчика ушки торчат на макушке, Любит он вкусный листик капустный. |
Бегаю быстро и прыгаю ловко, Всё потому, что ем я морковку! |
Дарит большую морковку и проходит в теремок.
Появляется Гость Лиса — у лисы большая «100 долларовая купюра»
Вот я и у вас в гостях! Угостите хоть печеньем, И немножечко вареньем. Петушка у вас тут нет? |
Ладно, дайте мне конфет. Вот подарок от меня Вам «зелёная деньга». Дарит «100 долларов», проходит в теремок. |
Появляется Сорока
Принесла и я подарки: Вот платочек модный, яркий, |
Зеркальце, духи, расческа - Будьте с модною прической! |
Появляется Гостья Медведица с магнитофоном:
Здравствуйте, зверушки! Вас я поздравляю! Здоровья и веселья всем я пожелаю! Какой славный теремок! Чистый — каждый уголок! Стол для праздника накрыт, |
Каждый гость тут будет сыт! Мышь, подарки принимай! Магнитофон скорей включай! Будем танцы танцевать - Новоселье отмечать! |
Весёлый парный танец «Ромашка» (русская народная мелодия)
Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
Медведь
— Я гулял в лесу, гулял и избушку увидал...
Эй, кто в теремке живет? Что там вкусное жуёт?....
Пахнет мёдом и вареньем, напрошусь на угощенье....
С вами жить хочу и я!
Все (хором)
Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно)
Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка
Больно ты огромен.
Медведь
Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.
Лиса
Что ж ты, Мишка, натворил? Мы ж предупреждали. |
Теремок наш развалил! Без угла оставил! |
Медведь
Ну, простите вы меня, Я ведь не нарочно. |
Хоть упал ваш домик с пня, В нем и так жить можно. |
Мышка
Где же подпол, чтоб хранить На зиму запасы, |
Жарким летом — холодить Бочку с мятным квасом? |
Лягушка
Где же мой большой чулан,
Мокрый, с комарами?
Лиса
И светелка, чтобы там
Прясть мне вечерами?
Зайчик
Где крылечко в огород?
Волк
И сторожка рядом –
Вдруг без спроса кто придет, а ему не рады?
Медведь
Да-а! И печки нет, чтоб греть
Мне зимою спину…
Зайчик
Ах, зачем же ты, медведь,
Домик опрокинул?
Жить теперь-то будем как?
Медведь (со вздохом)
Не могу представить!
Лягушка (Медведю)
Если сделал что не так,
То сумей исправить!
Волк
Хоть и виноват медведь, Мы ему поможем! |
Всех зверей мы позовём, Дружно домик сложим! |
Появляется Строитель Ёжик с топором. Поёт песню.
Я вам друг — серый ёж! Я на ёлочку похож, Я ужасно колкий. У меня на спине, как на ёлке и сосне Выросли иголки! |
Но зато с давних пор Я ношу с собой топор. Спорить я не буду. Расколю я дрова, раз и два, раз и два! Это что за чудо? |
Медведь: Да, без пилы нам не распилить брёвна для нового теремка.
Медведь: Теперь нам нужно позвать на помощь настоящих строителей. Эй, медведь-плотник, выходи, теремок построить помоги!
Медведь-плотник
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это мишки делают Рамы и полы. |
Топором, рубанком Выстругиваем планки. Сделали подоконники Без сучка-задоринки. |
Имитируют работу плотников.
Медведь: Чтобы сделать крышу, нужен кровельщик.Эй, медведь-кровельщик, выходи, крышу сделать помоги!
Медведь-кровельщик
Чтобы в доме было сухо и тепло, Чтобы снег зимою в дом не занесло, |
Чтоб не мокли звери в доме под дождём, Мы железом весь покроем дом. |
Имитируют работу кровельщика.
Медведь: Ну теперь можно и маляра позвать.
Волк-маляр
Я маляр, шагаю к вам С кистью и ведром. Свежей краской буду сам Красить новый дом. |
Крашу стены, крашу дверь, Пляшет кисть моя… У меня и нос теперь Белым стал, друзья. |
Имитирует движения маляра.
Сорока
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Он не узок, не широк.
В теремке живут друзья,
Хором все: Ведь без дружбы жить нельзя.
Сорока
Будем вместе веселиться
В танце «Дружбы» все кружиться.
Все дети исполняют танец «Дружба «(Барбарики).