Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зима в лесу»
Авторы: Бурцева Светлана Евгеньевна, Смирнова Татьяна Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 05.06.2019
Статья просмотрена: 485 раз
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зима в лесу» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4268/ (дата обращения: 24.11.2024).
Цели и задачи:
1. образовательные:
− формировать у детей представление о зиме, как о времени года
− закреплять знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
2. Развивающее:
− активизировать и уточнять словарь детей
− формировать грамматически правильную речь
3. Воспитательные:
− воспитывать у детей бережное отношение к природе, животным
− развивать чуткость к восприятию красоты зимнего леса
Словарная работа: сойка, куропатки, глухарь, клест, снегирь, кабан, лось, заснеженный лес, мышь — полевка, суслик.
5. Оборудование:
− аудиозаписи П. И. Чайковский альбом «Времена года», «Зимнее утро», «У камелька», Антонио Вивальди альбом «Времена года», «Зима».
− наглядный материал по теме «Зима», игрушка би-ба-бо заяц
6. Предварительная работа:
− чтение стихотворений о зиме А. С. Пушкина, «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима, крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…», А. А. Фета «Чудная картина…», «Мама, глянь-ка из окошка…», «Снег, да снежные узоры…», «Кот поет, глаза прищуря…», «На двойном стекле узоры…» Саша Черный «Зимой», «На коньках», С.Есенина «Поет зима, аукает».., «Белая береза под моим окном».
− Чтение сказок и рассказов о зиме Сергей Козлов «Зимние сказки» В. Сутеев «Елка», П Бажов «Серебряное копытце», Дмитрий Мамин — Сибиряк «Серая Шейка» В. Бианки «Синичкин календарь», М. М. Пришвин «Деревья в снегу», «Беличья память», «Снежки», В. И. Даль «Старик — годовик», Н. И. Сладков «Песенки подо льдом», «Бюро лесных услуг»,
− прослушивание аудиозаписейП.И. Чайковского, Антонио Вивальди, звуков природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гость (показывает игрушку). Кто это?
Дети: Зайчик.
В: Да, зайчик прибежал из леса и принес нам корзинку, давайте посмотрим, что в ней? (воспитатель вытаскивает еловые шишки, ягоды рябины, желуди, орехи, семена деревьев). Что это?
Ответы детей
В: А зачем это нужно лесным жителям?
Д: «Ими питаются зимой животные и птицы»
В. Правильно, зимой в лесу голодно, все покрыто снегом, где раздобыть корм птицам и животным? Прошлогодние ягоды, оставшиеся на ветвях деревьев и кустарников, шишки, орехи, семена очень помогают животным и птицам пережить холодную зиму.
В. Давайте поиграем с вами в игру «Кто здесь обедал?»
Игра «Кто здесь обедал?» (шишкой лакомился клест, рябиной — снегири и свиристели, желудями — сойка и т. д.)
В: Предлагаю вам, ребята заполнить корзинку угощением для лесных жителей и пойти к ним в гости, в зимний лес. Что мы положим в корзинку?
Дети называют: семечки, сало для синичек и т. д.
В: Но прежде чем войти в лес давайте вспомним, как надо себя там вести
Д: Не ломать ветки деревьев, не кричать
В: Правильно, в лесу надо вести себя тихо, не нарушать покой обитателей леса, ведь многие животные уже легли в зимнюю спячку.
Ребята, зайчик спрашивает, знаете ли вы, кто из лесных обитателей спит?
Д: Медведь, ежики
В: А еще зайчик хочет нам рассказать, что некоторые животные не впадают в зимнюю спячку на всю зиму, они просыпаются, кушают и опять засыпают (мышки — полевки, суслики).
Звучит музыка, дети идут по группе, подходят к картине заснеженного леса.
В. Посмотрите, ребята, какой красивый заснеженный лес, какие красивые ели стоят, все снегом покрыты. А кто из вас знает, почему ветки ели гнутся под тяжестью снега, но не ломаются? Обратите внимание на то, как они расположены (наклонно), какие они гибкие, как пружинки. Именно поэтому они пригибаются к земле от снега, но не ломаются, а если подует ветер или кто-то из лесных обитателей заденет ветку, снег легко соскользнет. А еще зимой на снегу остается много следов (воспитатель показывает иллюстрации следов разных животных и птиц)
В. Ребятки, зайчик предлагает вам поиграть в игру «Чьи это следы?»
Игра «Чьи следы?» На листе белой бумаги нарисованы следы разных животных и птиц, которых дети должны угадать. (Лисы, волка, белки, лося, кабана, глухаря, куропатки, синички и др.)
В: Зайчик говорит мне, что очень доволен, что вы умеете «читать» следы на снегу и хочет спросить, что вы знаете о жизни лесных зверей зимой:
− Какую шубку надевают зимой зайцы, белки? (зайцы белые, белки серые)
− Меняют ли животные шубки? (у других животных шерсть становится более густой)
− Где и как добывают корм лоси? (питаются ветками деревьев, сеном)
− Как и выручают длинные ноги с раздвоенными копытами? (они так могут ходить по снегу)
− Где прячутся от непогоды глухари? (под снегом)
− Чем питается белка зимой? (запасами, которые приготовила с осени)
− Зачем зайчику белая шубка? (чтоб на снегу не видно было)
− Почему говорят, что волка ноги кормят? (быстро бегает за добычей)
− Какая птица выводит детей зимой? (клест)
− Хорошо или плохо приходится животным в студеную пору? (им не хватает корма)
В: Какие вы молодцы, порадовали нашего зайчика. Давайте отдадим зайчику корзинку с угощением для зверей и птиц, зимой животным приходится с трудом добывать корм и поэтому их надо подкармливать, делать кормушки для птиц и для белок, для лосей оставлять сено. А теперь попрощаемся с зимним лесом и вернемся в группу.
Звучит музыка и дети «возвращаются из леса»
В: Вот мы и вернулись из путешествия по зимнему лесу,
а теперь давайте немножко отдохнем и выполним физкультминутку:
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
В: «Посмотрите ребята, что нам оставил зайчик (открывает конверт), да это же загадки:
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это...(Белочка)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.. (Лиса)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк)
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь)
Пятачком он землю роет,
Желуди он там находит.
(Кабан)
У кого — то в норке дом,
И кладовушка при нем.
(мышь — полевка)
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это... (Ёжик)
Кто — то по лесу идет,
Рога, как корону несет…
(Лось)
В. Молодцы, все загадки отгадали, давайте на следующем занятии придумаем сами загадки и пошлем зайчику в лес. А еще мы сделаем кормушки, чтобы подкармливать птиц на территории нашего дошкольного отделения.