Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.03.2022

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, А. Н. Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики / А. Н. Ковалева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7205/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: адаптировать упражнения биоэнергопластики к особенностям детей с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

— продолжать формирование лексико- грамматических средств языка;

— продолжаем расширять знания детей о диких животных наших лесов, их детенышах, внешнем виде и т. д.

— расширение словаря по теме;

— продолжаем учить детей давать полные и развернутые ответы на вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления;

— формировать длительный речевой выдох;

— развитие артикуляционной и общей моторики;

— развитие зрительного восприятия;

— формировать кинестетические ощущения напряжения и расслабления.

— развитие зрительно-пространственных представлений при употреблении предлогов.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитание самостоятельности,

— воспитание любви и заботливого отношения к природе.

Оборудование: деревянная фигура «Дерево», предметные картинки «Дикие животные», картинки изображение «Мама-детеныш», фонарик.

Словарная работа

Существительные : медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост, морда, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.

Прилагательные: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

Глаголы: бродит, лазает, ревет, прыгает, скачет, рычит, скалится, охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, крадется, сосет, залегает, впадает.

Ход НОД

I .Вводная часть

Логопед: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, встретила грустного зайчонка, в лапках у него было письмо. Прочитаем письмо?

Дети: Да.

Логопед: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам лесные жители, злая волшебница заколдовала наш лес и все в нем перепутала. Теперь белки в нашем лесу мышей ловят, медведи по деревьям скачут, волки в спячку легли, зайцы грибы сушат, лисы воют на луну, а ежи ищут улья диких пчел, мед добывают. Просим вас спасти наш заколдованный лес».

Логопед: Ребятки, ну что ж поможем лесным обитателям, спасем их от злого волшебства? Вы готовы помочь?

Дети: Да, конечно мы готовы помочь лесным обитателям.

Логопед: Чтобы нам попасть в заколдованный лес, я предлагаю с помощью «волшебных зеркал», выполнить гимнастику, размять язычок. Гимнастику выполняем, в заколдованный лес попадаем.

II .Основная часть

Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика.

« Часики» (3)

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево-вправо).

«Качели» (3)

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз).

«Лягушка» (3)

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем — перестанем

И нисколько не устанем.

( пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 — пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 — ладонь сворачивается в кулак).

«Слоненок» (3)

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему).

«Блинчики» (3)

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом).

«Чашечка» (3)

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели,

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу, имитирую положение «чашечки»).

«Лошадка» (3)

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(рука в горизонтальном положении лежит на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счет поочередно касаются стола кончиками пальцев и запястье).

Логопед: Вот мы и в лесу.

Дыхательная гимнастика «Запахи леса» (вдыхаем через нос запахи леса, выдыхаем через рот (4–5 раз).

Какой красивый лес! Скажите кто живет в этом лесу?

Дети называют животных.

Логопед: Как назвать этих животных одним словом?

Дети: Дикие животные.

Игра с фонариком «Волшебные загадки»

Логопед: Я сейчас загадаю вам загадки, и если вы правильно отгадаете животного, то отгадка появится на бумаге.

Логопед: Молодцы ребятки, отгадали все загадки. Скажите ребята, где живут домашние животные, и кто домашних животных строит «дома»?

Дети: человек, хозяин.

Логопед: Дикие животные строят жилища себе сами. Волки живут в логове. Логово — это небольшая яма, в ней много сучьев, травы, сухих листьев. Снег не проваливается в логово, потому что оно сверху прикрыто сухими ветками, листьями, сучьями и травой. Волк в логове прячется, отдыхает, спит, заботиться о детенышах.

Бурый медведь живет в берлоге. Под вывернутыми корнями дерева, медведь устраивает себе берлогу. Место должно быть обязательно сухим. Лапами медведь вырывает яму, устилает ее ветками, сверху тоже прикрывает яму ветками, листьями. Всю зиму спит медведь в своей берлоге.

Белки живут в дуплах, оставленных дятлами, такое жилище называется гнездо. Белка утепляет изнутри свой «домик» сухими листьями, а если зимой очень холодно, пушистым хвостом белка закрывает вход в гнездо. И не страшны ей никакие морозы.

Лисы живут в норах. Строить норы не любят, поэтому селятся в оставленных другими животными норы. Нравятся лисам бывшие норы барсука.

А вот зайцы не строят себе жилища. Живут под кустиками, в ямках. Каждый раз меняет место ночевки. Так и живет зайка.

Ежи в отличие от зайцев, ищут кучи листьев, веток, или забираются под корни деревьев, и там спят всю зиму, до весны.

Игра «Кто где живет?»

Логопед: Где живет лиса?

Ребенок: Лиса живет в норе.

Логопед: Где живет медведь?

Ребенок: Медведь живет в берлоге.

(Дети расселяют животных по домикам)

Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу»

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева -елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!»

Логопед: Злая волшебница запутала всех животных. Нам нужно расставить все по своим местам. Я начну, а вы должны закончить предложение (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий):

Игра «Какой, какая?»

Медведь (какой?) — бурый, огромный, сильный, лохматый, косолапый, неуклюжий, хищный.

Заяц (какой?) -.

Лиса (какая?) -.

Игра «Кто, что делает?»

Медведь (что делает?) — переваливается, ревет, спит.

Лиса (что делает?) -.

Заяц (что делает?) -.

Что делает белка?

Что делает ёж?

Что делает волк?

Игра «Волшебное дерево»

Логопед: Поиграем с животными. Где белка? Спрыгнула откуда?

Дети: Белка на дереве, спрыгнула с дерева.

Где ёж? (перед деревом), где медведь (за деревом), вышел откуда (из-за дерева) и т. д.

Игра «Помоги детенышу найти свою маму»

Логопед: Ребята, смотрите плачут зверята, они не могут найти своих мам, поможем детенышам найти своих мам?

Встаньте в кружок. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть детеныша.

Волчица — волчонок.

Лисица — лисенок.

Медведица — медвежонок.

Ежиха –ежонок.

Зайчиха — зайчонок.

Белка — бельчонок.

Лосиха — лосенок.

Логопед: Молодцы, ребята! Думаю, что лесные звери вам очень благодарны за помощь.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Берем «волшебное зеркало». Говорим слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Возвращаемся назад

В наш любимый детский сад.

III . Заключение

Логопед: Где мы с вами сегодня побывали? Зачем мы отправились в лес? Как мы помогали лесным жителям? Какие задания были для вас легкими? Какие задания показались вам интересными?

Литература:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-dikie-zhivotnye-hakasi.html
  2. https://infourok.ru/logopedicheskoe-zanyatie-dlya-detej-starshej-gruppy-s-onr-tema-dikie-zhivotnye-4977380.html
  3. http://www.myshared.ru/slide/474787/
  4. https://infourok.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-na-temu-dikie-zhivotnie-starshaya-gruppa-3463798.html

Похожие статьи

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи с использованием тестопластики

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ «Магазин одежды» по развитию связной речи детей в средней группе

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами STEM-образования в логопедической группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С»

Планирование работы по формированию лексических значений слов со сложным семантическим содержанием у учащихся третьих классов с задержкой психического развития

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР

Похожие статьи

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи с использованием тестопластики

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ «Магазин одежды» по развитию связной речи детей в средней группе

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами STEM-образования в логопедической группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы «Знакомство со звуком С»

Планирование работы по формированию лексических значений слов со сложным семантическим содержанием у учащихся третьих классов с задержкой психического развития

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР

Задать вопрос