Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики
Автор: Ковалева Алла Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.
Дата публикации: 25.03.2022
Статья просмотрена: 191 раз
Библиографическое описание:
Ковалева, А. Н. Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики / А. Н. Ковалева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7205/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: адаптировать упражнения биоэнергопластики к особенностям детей с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
— продолжать формирование лексико- грамматических средств языка;
— продолжаем расширять знания детей о диких животных наших лесов, их детенышах, внешнем виде и т. д.
— расширение словаря по теме;
— продолжаем учить детей давать полные и развернутые ответы на вопросы.
Коррекционно-развивающие задачи:
— развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления;
— формировать длительный речевой выдох;
— развитие артикуляционной и общей моторики;
— развитие зрительного восприятия;
— формировать кинестетические ощущения напряжения и расслабления.
— развитие зрительно-пространственных представлений при употреблении предлогов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитание самостоятельности,
— воспитание любви и заботливого отношения к природе.
Оборудование: деревянная фигура «Дерево», предметные картинки «Дикие животные», картинки изображение «Мама-детеныш», фонарик.
Словарная работа
Существительные : медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост, морда, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.
Прилагательные: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.
Глаголы: бродит, лазает, ревет, прыгает, скачет, рычит, скалится, охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, крадется, сосет, залегает, впадает.
Ход НОД
I .Вводная часть
Логопед: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, встретила грустного зайчонка, в лапках у него было письмо. Прочитаем письмо?
Дети: Да.
Логопед: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам лесные жители, злая волшебница заколдовала наш лес и все в нем перепутала. Теперь белки в нашем лесу мышей ловят, медведи по деревьям скачут, волки в спячку легли, зайцы грибы сушат, лисы воют на луну, а ежи ищут улья диких пчел, мед добывают. Просим вас спасти наш заколдованный лес».
Логопед: Ребятки, ну что ж поможем лесным обитателям, спасем их от злого волшебства? Вы готовы помочь?
Дети: Да, конечно мы готовы помочь лесным обитателям.
Логопед: Чтобы нам попасть в заколдованный лес, я предлагаю с помощью «волшебных зеркал», выполнить гимнастику, размять язычок. Гимнастику выполняем, в заколдованный лес попадаем.
II .Основная часть
Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика.
« Часики» (3)
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево-вправо).
«Качели» (3)
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз).
«Лягушка» (3)
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем.
( пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 — пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 — ладонь сворачивается в кулак).
«Слоненок» (3)
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему).
«Блинчики» (3)
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом).
«Чашечка» (3)
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели,
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу, имитирую положение «чашечки»).
«Лошадка» (3)
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
(рука в горизонтальном положении лежит на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счет поочередно касаются стола кончиками пальцев и запястье).
Логопед: Вот мы и в лесу.
Дыхательная гимнастика «Запахи леса» (вдыхаем через нос запахи леса, выдыхаем через рот (4–5 раз).
Какой красивый лес! Скажите кто живет в этом лесу?
Дети называют животных.
Логопед: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие животные.
Игра с фонариком «Волшебные загадки»
Логопед: Я сейчас загадаю вам загадки, и если вы правильно отгадаете животного, то отгадка появится на бумаге.
Логопед: Молодцы ребятки, отгадали все загадки. Скажите ребята, где живут домашние животные, и кто домашних животных строит «дома»?
Дети: человек, хозяин.
Логопед: Дикие животные строят жилища себе сами. Волки живут в логове. Логово — это небольшая яма, в ней много сучьев, травы, сухих листьев. Снег не проваливается в логово, потому что оно сверху прикрыто сухими ветками, листьями, сучьями и травой. Волк в логове прячется, отдыхает, спит, заботиться о детенышах.
Бурый медведь живет в берлоге. Под вывернутыми корнями дерева, медведь устраивает себе берлогу. Место должно быть обязательно сухим. Лапами медведь вырывает яму, устилает ее ветками, сверху тоже прикрывает яму ветками, листьями. Всю зиму спит медведь в своей берлоге.
Белки живут в дуплах, оставленных дятлами, такое жилище называется гнездо. Белка утепляет изнутри свой «домик» сухими листьями, а если зимой очень холодно, пушистым хвостом белка закрывает вход в гнездо. И не страшны ей никакие морозы.
Лисы живут в норах. Строить норы не любят, поэтому селятся в оставленных другими животными норы. Нравятся лисам бывшие норы барсука.
А вот зайцы не строят себе жилища. Живут под кустиками, в ямках. Каждый раз меняет место ночевки. Так и живет зайка.
Ежи в отличие от зайцев, ищут кучи листьев, веток, или забираются под корни деревьев, и там спят всю зиму, до весны.
Игра «Кто где живет?»
Логопед: Где живет лиса?
Ребенок: Лиса живет в норе.
Логопед: Где живет медведь?
Ребенок: Медведь живет в берлоге.
(Дети расселяют животных по домикам)
Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу»
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Логопед: Злая волшебница запутала всех животных. Нам нужно расставить все по своим местам. Я начну, а вы должны закончить предложение (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий):
Игра «Какой, какая?»
Медведь (какой?) — бурый, огромный, сильный, лохматый, косолапый, неуклюжий, хищный.
Заяц (какой?) -.
Лиса (какая?) -.
Игра «Кто, что делает?»
Медведь (что делает?) — переваливается, ревет, спит.
Лиса (что делает?) -.
Заяц (что делает?) -.
Что делает белка?
Что делает ёж?
Что делает волк?
Игра «Волшебное дерево»
Логопед: Поиграем с животными. Где белка? Спрыгнула откуда?
Дети: Белка на дереве, спрыгнула с дерева.
Где ёж? (перед деревом), где медведь (за деревом), вышел откуда (из-за дерева) и т. д.
Игра «Помоги детенышу найти свою маму»
Логопед: Ребята, смотрите плачут зверята, они не могут найти своих мам, поможем детенышам найти своих мам?
Встаньте в кружок. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть детеныша.
Волчица — волчонок.
Лисица — лисенок.
Медведица — медвежонок.
Ежиха –ежонок.
Зайчиха — зайчонок.
Белка — бельчонок.
Лосиха — лосенок.
Логопед: Молодцы, ребята! Думаю, что лесные звери вам очень благодарны за помощь.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Берем «волшебное зеркало». Говорим слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Возвращаемся назад
В наш любимый детский сад.
III . Заключение
Логопед: Где мы с вами сегодня побывали? Зачем мы отправились в лес? Как мы помогали лесным жителям? Какие задания были для вас легкими? Какие задания показались вам интересными?
Литература:
- https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-dikie-zhivotnye-hakasi.html
- https://infourok.ru/logopedicheskoe-zanyatie-dlya-detej-starshej-gruppy-s-onr-tema-dikie-zhivotnye-4977380.html
- http://www.myshared.ru/slide/474787/
- https://infourok.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-na-temu-dikie-zhivotnie-starshaya-gruppa-3463798.html