Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как зимуют дикие животные»
Автор: Смирнова Оксана Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 06.01.2017
Статья просмотрена: 382 раза
Библиографическое описание:
Смирнова, О. В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как зимуют дикие животные» / О. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11647/ (дата обращения: 16.12.2024).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе«Как зимуют дикие животные»
Смирнова Оксана Валентиновна, воспитатель
МБДОУ Детский сад № 95 «Радуга» компенсирующего вида г. Северодвинска (Архангельская обл.)
Цель: Продолжать расширять у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Задачи: Систематизировать знания детей о диких животных (заяц, ёж, медведь, белка), их особенности жизни в зимний период; прививать любовь к братьям нашим меньшим — продолжать экологическое воспитание. Закрепить правила поведения в лесу.
Закрепить знания о свойствах снега и льда; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные способности.
Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж», учить детей изображать различные явления нетрадиционными методами рисования; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы.
Материал: игрушка ёжик, искусственный комок снега, письмо, зимняя картинка, мнемотаблица «зима», ёмкости со снегом и льдом, заготовки и палочки для рисования
Виды детской деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Ход занятия:
С утра в группе на подоконнике лежит ком снега (сделанный руками педагога), с прикреплённым письмом. Дети, обращая внимание, спрашивают про него. Педагог предлагает посмотреть, что это.
Дети рассаживаются вокруг воспитателя. Педагог предлагает прочитать письмо, оказывается — это сказка «Любопытный ежонок». Педагог читает сказку:
Жил-был в одном лесу Ёжик. Был он очень любопытным, хотел все знать. Поэтому он постоянно спрашивал, и спрашивал всех, кто встречался ему на пути. Встретит кого-нибудь — и давай спрашивать:
— А почему Солнце такое маленькое, но такое теплое?
— Почему Ёжики не умеют летать?
Но никто из взрослых так и не смог ответить ему ни на один из его вопросов. Вот пролетело теплое лето, началась осень, а Ёжик так и не смог найти ответы. Грустный, он гулял по осенней листве, и тут на нос ему упала первая снежинка. Нет, это была ещё не зима. Но через какое-то время зима должна была прийти в этот лес и накрыть все вокруг белым пушистым ковром.
—Ой! — удивленно воскликнул Ёжик и принялся разглядывать зимнюю гостью. — Что же это такое? Какое красивое.
— Ёжик, быстро домой, нам пора спать, ведь скоро наступит зима, — позвала мама Ежиха.
— Зима…, задумался Ёжик. — А что такое — Зима? Интересно, а какая она? Никогда-никогда я её не видел. Все зимы проспал. Обидно-то как. — Мама, я ещё погуляю немного и сразу приду спать. Честно.
И пошел Ежик по тропинке, размышляя, какая же такая — Зима и как можно её увидеть. Многие его друзья уже готовились ко сну. А он совсем не хотел спать. Вдруг на лапку ему упала снежинка и закружилась.
— Что же это такое? Ты кто? — спросил Ежик.
— Я хочу помочь тебе узнать, что такое Зима. — ответила ему снежинка.
— А как ты это сделаешь?
— У меня есть специальный шар. Ты туда залезешь и покатишься туда, где все знают, что такое зима — на Север. Докатишься, поздоровайся и не пугайся, ты увидишь хороших ребят. Они-то тебе и расскажут, что такое зима.
Ежик согласился, залез в шар и понял, что действительно куда-то катится.
Так любопытный Ежик и попал к нам в детский сад.
Педагог: Как вы думаете, почему сказка называется «Любопытный ежонок»?
Дети: Потому, что ежонок хотел узнать, что такое зима.
Педагог: Совершенно верно. (Слышится шорох, воспитатель раскрывает снежный ком и показывает игрушечного ёжика). Да здесь Ёжик! Почему ты здесь, ёжик?
Ёжик: Яникогда не видел снега, не знаю, какая погода бывает зимой, не знаю, что такое зима.
Педагог: Как вы думаете, почему ёжик не знает ничего о зиме?
Дети: Потому что ежик зимой спит.
Педагог: Поможем ёжику? А как вы думаете, какие времена года знает ежонок?
Дети: Весна, лето, осень.
Педагог: Как же ежонок узнает, что такое зима? (предположения детей — расскажем ему)
Педагог: После какого времени года к нам приходит зима?
Дети: Зима приходит после осени.
Педагог: Как мы узнаём о приходе зимы? (выставляется мнемотаблица «Зима»)
Дети: Солнце не греет, а только светит, поэтому на улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег..
Педагог: Без чего не бывает зимы?
Дети: Без снега.
Ёжик: А что такое снег?
Педагог: Сейчас мы с детьми покажем и расскажем тебе о снеге. (Педагог выставляет емкости со снегом и льдом. Дети рассматривают)
Опыт №1. «Определение цвета».
Педагог: Какого цвета снег? (белый)
— Какого цвета лёд? (бесцветный)
(Если дети называют: белый, голубой, серый педагог показывает им эти цвета и сравнивать их со льдом)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Педагог: Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет.
Дети: Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег — непрозрачный.
Опыт №3. «Метель»
Педагог: Как называется снег с ветром?
Ёжик: Я знаю, что такое ветер, но не знаю, что такое ветер со снегом.
Педагог: Давайте покажем ежику, как ветер может поднимать снег и кружить его. Посмотрите на дно банок. Что там лежит? А теперь возьмите трубочки. Вставьте в крышку и подуйте. Что вы видите? (включается звуки метели, педагог предлагает заранее приготовленные пластмассовые банки с проделанными в крышке дырочками, на дне которых лежат блестки и горошинки пенопласта. Дети вставляют в дырочки трубочки и начинают дуть.) Так и получается метель.
Игра «Какой бывает снег?» (прилагательные)
Педагог: Какой бывает снег? Подумай, вспоминай. Своё словечко Быстро называй.
Дети: холодный, белый, чистый, грязный….
Игра «Кто больше слов придумает» (глаголы)
Педагог: Расскажите ёжику, что делает снег?
Дети: лежит, идёт, тает, падает…..
Ёжик: Как с вами интересно! Ой, а где же снег и лёд?
Педагог: Как вы, дети, думаете куда снег и лёд исчез? Почему?
Педагог: Давайте теперь расскажем ёжику всё, что мы узнали о снеге. Снег— белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд— бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы). Как из воды получить лёд? (Ответы).
Педагог: Снег очень важен. Он укрывает от мороза растения. Насекомых и зверей в норках. Под снегом тепло и уютно. Вот ежонок, что происходит зимой.
Ёжик: Значит, все мои друзья звери спят зимой?
Педагог: Нет, ежонок.
Выставляет на фланелеграфе картину зимнего леса. Педагог вместе с детьми рассматривает дерево и замечает, что там есть дверца. Дети высказывают предположения, кто там может быть. Открывают дверцу и видят белочку.
Ежонок: (удивленно) Почему белочка стала серой, ведь я помню, что она летом была рыженькой. (Ребята объясняют)
Педагог: Как называется жилище у белки? Почему она там спряталась?
Педагог сначала слушает предположения детей, затем объясняет: наступила зима, стало холодно, морозно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод.. Но белочка — заботливая хозяйка, она осенью сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать.
Затем все рассматривают картинку, на которой изображена ледяная горка. Она тоже необычная — это берлога медведя.
Дети вспоминают, чем питаются медведи (ягодами, медом, травами). Осенью и зимой пищи для них нет, поэтому медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести.
Следующая картинка — пенек, только уши торчат.
Ёжик: А то же там спрятался?
Дети загадывают загадку про зайца. Открывается окошечко, но ежонок не узнает зайца.
Ёжик: Нет, это не заяц — он серый.
Дети рассказывают, почему заяц поменял цвет шерсти.
Ёжик: А как называется жилище зайца? (Дети объясняют, что дом у зайца может быть любой куст)
Педагог обращает внимание на небольшой бугорок. Для кого он приготовлен? Дети загадывают загадку про ежа: Недотрога весь в иголках, Я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не ходят звери.
Ёжик: Это же я!
И объясняют ему, почему он должен спать. Ежик колючий, вот он свернулся в клубочек и приготовился спать. Питается он мышками, змеями, грибами, лягушками, жуками. Еду добывать стало трудно, и ежик зимой спит.
Ёжик: Спасибо, ребята, то рассказали, что такое зима.
Педагог: Что может рассказать ежонок своим друзьям о зиме? (модель зимы)
Ёжик: Только вот мои друзья ежата никогда не видели снега!
Педагог: Не переживай, ежонок. Наши дети нарисуют красивые снежинки,
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка)
(рисование снежинок техникой граттаж) Звучит музыка.
Дети дарят ежонку свои рисунки и прощаются с ним.