НОД по экологическому воспитанию «Экологическое путешествие по родному краю»
Авторы: Языкина Елена Анатольевна, Котрухова Анастасия Андреевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 26.09.2023
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Языкина, Е. А. НОД по экологическому воспитанию «Экологическое путешествие по родному краю» / Е. А. Языкина, А. А. Котрухова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8590/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края.
Обучающие задачи:
— познакомить с памятником природы родного края — горой Копейка; с растительностью горы Копейка;
— пополнить знания детей о буром медведе;
— познакомить с новыми понятиями — экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека, экологи (люди, которые помогают природе);
— формировать практические природоохранные умения;
— дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь.
Развивающие задачи:
— активизировать ввести в словарный запас детей слова: эколог, экологическая катастрофа.
— закрепить знания воспитанников о правилах поведения на природе;
— формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор;
— обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;
Воспитательные задачи:
— воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.
— воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;
— воспитывать умение слушать педагога и сверстников;
Оборудование и материалы: карта маршрута с обозначенными остановками; галстуки зеленого цвета; магнитная доска; ткань синего цвета для оформления реки; бросовый материал для оформления загрязненной речки, проектор; экран; аудио-вставки (шума воды в реке, презентация)
Ход НОД:
— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поприветствуем их.
— Я рада видеть вас таких приветливых, добрых, с хорошим настроением! Это утро мы проведем вместе.
— Предлагаю отправиться в путешествие по родному краю.
— Как называется область, в которой мы живем?
— В каком городе мы живем?
— Вот это карта нашего района. Вот здесь находится наш город.
Наш район богат лесами, лугам, реками, озерами. И все это нужно беречь и охранять.
— А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Я предлагаю стать юными экологами нашего родного края. А у экологов есть специальные отличительные знаки — зеленые ленточки.
— А как вы думаете, почему ленты зеленого цвета? (Рассуждения детей).
Педагог прикрепляет детям ленты.
Итак, отправляемся в путешествие в роли юных экологов, чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края. А путешествовать мы будем на экопаровозике.
Но сначала надо составить карту нашего путешествия.
А в этом нам помогут загадки.
С ручейка берёт начало,
Что бы это означало?
Глубока и широка,
Средь полей течёт
(река)
Обозначим реку синей полоской.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
(лес)
Обозначим лес деревьями.
Не яма, а наоборот.
Не вниз, а вверх она растет.
Взобрался вверх, кричу: «Ура!»
Я покорил тебя…
(гора)
Обозначим горы на карте.
Маршрут путешествия готов, можно отправляться в путь.
Садитесь удобнее.
— Чтобы нам было весело в пути, повторим чистоговорку:
«Ём-Ём-Ём — в путешествие идем реки, горы и поля — все любимые края»
— Ребята, а вот и первая остановка, называется «Река»
Звуки журчащей воды.
— Как вы думаете, что это мы слышим? (вода, река, ручей)
Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена река.
— А какая река протекает около нашего города?
Слайд 1. Вот это река Кинель. Она берет свое начало в Оренбургской области, протекает мимо нашего города, по всей Самарской области и впадает в реку Волга.
—Зачем нужна вода людям?
—Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.
—Какая вода должна быть в реке?
В мире огромном,
В мире прекрасном,
В маленькой речке
Под солнышком ясным
Рыбы и раки,
Жуки — плавуны
Просто не могут без чистой воды!
Воспитатель обращает внимание детей на речку (выложенную на полу из ткани). В ней находится много мусора.
— Но что это в нашей реке?
— Ребята, когда природу загрязняют — это называется экологической катастрофой.
— Что нам делать, как нам быть? Как решить нашу проблему?
— Правильно, речку от мусора нужно спасти.
Хлам на тропинке, отбросы в реке,
Сор под деревьями, отходы везде,
Давайте исправим, чтоб видели все
Чистота в природе — должна быть везде.
Игра «Собери мусор»
Юные экологи поможем реке?
Надо убрать весь мусор по специальным контейнерам.
Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый.
В красный контейнер — собирают самый опасный мусор; в желтый — менее опасный мусор; в зеленый — пищевые отходы (безопасный мусор).
Дети надевают перчатки и складывают в контейнеры мусор.
— Какой вид мусора у каждого в контейнере? (Дети отвечают) .
— Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора.
Слышится шум воды, пение птиц (СЛАЙД — изображение реки).
— Ребята, что вы слышите?
— Это речка благодарит вас за помощь. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне и моим обитателям будет легче жить.
—Друзья, нам пора в путь. Внимательно посмотрим на карту и отправимся дальше по нашему маршруту.
Станция «Лесная» (Слайд)
Вы слышите (пение птиц) это лес нас встречает.
Что такое лес?
— Лес — это наше богатство.
— Лес — зеленый наряд нашей земли.
— Лес — дом для птиц и животных.
— Лес — это чистый воздух.
— Лес — это здоровье для человека.
— Лес — это красота нашей природы.
— Да ребята, лес — это целый мир. В нем обитает множество растений и животных.
— Кто живет в лесу?
— Медведи в начале 20 века в самарской области исчезли, и задача юных экологов вернуть их в наши края. Но чтобы вернуть бурого медведя в наши леса мы должны о нем узнать много нового и рассказать.
— Посмотрите вот он красавец бурый медведь (слайд).
— Какие ассоциации у вас возникли, увидев картинку.
— Схематично зарисуйте и разместите на доске.
— Предлагаю посмотреть фильм про медведя.
— Скажите, что нового вы узнали. Схематично зарисуйте и разместите на доске.
—Посмотрите на схемы рисунки и скажите, нет ли здесь картинок, которые не подходят медведю? Предлагаю их убрать.
— Предлагаю карточки модели, которые помогут распределить все знания о медведе на группы: (моя карточка обозначает Кто это? Что это?; части тела; чем покрыто; питание; где живет; действие)
— Юные экологи, вы справились со своей задачей. Рассказали все о медведе, теперь популяция бурых медведей вернется в наши края.
— Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (правила поведения в природе)
Игра «Если можно хлопни, если нет — топни».
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Молодцы правила поведения в природе знаете и будете всегда их соблюдать.
— Ну что же, ребята, снова в путь. Какая следующая остановка по маршруту?
Станция «Гора Копейка» слайд (МАКЕТ )
— Ребята, какая гора находится недалеко от нашего города?
Местные жители утверждают, что издали она действительно похожа на копейку (монетку).
Привлекательность Копейки в том, что она является уникальным памятником природы нашей губернии.
— Чем же Копейка заслужила такое признание?
— А потому, что гора оказалась самой богатой по количеству видов растений. На склонах Копейки растет множество растений, которые занесены в Красную книгу, некоторые из которых не встречаются больше нигде на территории Самарской области: адонис весенний, ковыль перистый, прострел раскрытый, тонконог жестколистный, рябчик русский, астрагал, ветреница лесная, астры и ромашки, дикий лук.
По воспоминаниям старожилов, Копейка в прошлом была излюбленным местом сбора дикого лука. Говорят даже, что с вершины струился ручей с холодной прозрачной водой.
Но в настоящее время здесь нет ручья, а вместо зарослей лука вы едва ли найдете единичные пучки. Горе угрожает опасность потери своего первоначального вида.
— Какая опасность угрожает горе? (может исчезнуть вся растительность)
— А кто в этом виноват?
Большой урон наносят выпасы скота, из-за чего пропадает очень много растительности. Так как коровки топчут растения. Поэтому необходимо ограничить выпас скота, прекратить расширение пашни. Надо оберегать памятник природы гору Копейка.
— Посмотрите, вот макет горы Копейка.
Наша задача юные экологи восстановить растительность нашей небольшой горы. Сделаем ее цветущей и красивой. Посадим растения, которые раньше росли на горе. (дети берут растение и крепят к горе)
— Какая у нас получилась гора?
Итог.
Садимся в экопаровозик и возвращаемся в группу.
— Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие по родному краю.
—Ребята, вам понравилось наше путешествие?
— Что вам понравилось?
Что нового вы сегодня узнали?
Ребята, я думаю, что вы останетесь юными экологами и будете всегда охранять и защищать нашу природу. Берегите природу родного края!
Литература:
- Языкина, Е. А. «Экологическое воспитание через краеведение» (из опыта работы) / Е. А. Языкина, Р. Н. Митрофанова. — Текст : электронный // Videouroki : [сайт]. — URL: https://videouroki.net/razrabotki/ekologhichieskoie-vospitaniie-chieriez-kraieviedieniie-iz-opyta-raboty.html (дата обращения: 11.09.2023).