Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности детей «Прогулка по осеннему лесу» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.10.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Степаненко, Л. И. Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности детей «Прогулка по осеннему лесу» / Л. И. Степаненко, О. В. Лагуткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8709/ (дата обращения: 22.12.2024).



Сформировать понятие о лесе, как элементе экологической системы, взаимосвязи между растениями и местом их обитания.

Ключевые слова: Красная шапочка, лес, дерево, ребенок.

Тематическая рубрика : Дошкольное образование

Цель: Закрепить представления детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека.

Задачи:

– Образовательные:

Закрепить представления о разных типах лесов.

Развивающие:

– Обогащать и активировать словарь детей.

Воспитательные:

– Формировать основы экологического сознания.

Использование инновационных технологий:

– Игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная.

Предварительная работа:

– Беседы о жизни растений и животных, правилах поведения в лесу.

– Целевые прогулки и экскурсии в осенний парк.

Материал:

– Игровые куклы Красная Шапочка, желудь Шуршик;

– корзина с угощением;

– иллюстрации с изображением лиственных и хвойных деревьев.

– карточки-пиктограммы;

– презентация «Царство природы».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети. Все действия сказки происходит в каком-то царстве. Предлагаю вам поговорить о «царстве» природы, в котором имеется три государства. А какие, вы должны узнать, отгадав загадку.

  1. Много рук, а нога одна.

Дети: Дерево.

  1. Я на дерево похож, но не дерево; у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких.

Дети: кустарники.

  1. Росла на лугу, оказалась в стогу.

Дети: трава.

Воспитатель: Загадки отгадали правильно, так какие государства в «царстве природы»?

Дети: Деревья, кустарники, трава.

Слышится стук

Воспитатель: Кто-то в гости к нам стучится.

Появляется кукла Красная Шапочка

Красная Шапочка:

Здравствуйте ребята. У меня за лесом живет бабушка. Я очень ее люблю и вот несу лукошко с угощеньем. Услышала, что вы так хорошо отгадываете загадке о лесе, приглашаю отправиться вместе на прогулку в лес.

Динамическая пауза под музыкальное сопровождение

В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья нам ребята не найти!

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.

Мы пойдем с вами в лес, очень много там чудес.

Налево пойдем, следы зайца найдем.

Направо пойдем, муравейник обойдем

Прямо пойдем, грибов много наберем,

Вместе бабушке их отнесем.

На экране слайд презентации № 1 иллюстрация с изображением смешанного леса

Красная Шапочка:

— Мы и в лесу. Посмотрите вокруг: листья и грибы, деревья и цветы. Давайте с ними поздороваемся.

Динамическая разминка «Я здороваюсь везде»

Я здороваюсь везде — на улице и дома (наклоны вправо, влево)

Слово «здравствуй» говорю всем оно знакомо (пружинка)

Здравствуй, небо голубое! (руку правую вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (руку левую вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (машем руками над головой)

Здравствуй, осенний лесок! (наклоняемся, показываем рукой на лес)

Слышится чихание за деревом

Воспитатель:

—Ребята, кто это чихает? Красная Шапочка, не ты ли простудилась?

Появляется кукла-желудь Шуршик на ширме

Желудь:

— Это — я, Шуршик, желудь необычный, в лесу живу, лес охраняю, гостей встречаю! В гости пожаловали? Покоя от вас не! Ходят тут все, шумят, то грибы срывают, то птиц пугают, то ветви деревьев ломают!

Красная Шапочка: — Нет, ты путаешь нас с кем — то, мы идем любоваться красотой осеннего леса. Посмотреть, какой он красивый, яркий, нарядный.

Желудь:

— Праздник осени в лесу, и светло и весело. Вот такие украшенья, осень нам развесила. Листья на деревьях красного и желтого цвета. Деревья вокруг живые существа, они растут, питаются, спят, размножаются, и дышат тем воздухом, который мы с вами выдыхаем. А выдыхают растения кислород, это тот воздух, которым мы с вами дышим. Ребята, а вы раньше были в лесу? Что вам показалось интересным?

Дети: —Шорох падающих листьев, тишина, эхо.

Желудь: —Предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «вопрос-ответ»

Вопрос: Как называется маленький лес?

Дети: Лесок, лесочек.

Вопрос: Как называется растение, растущее в лесу?

Дети: Лесное растение.

Вопрос: Как называется сказочное существо, охраняющее лес?

Дети: Лесовик, Лесовичок.

Вопрос: Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом?

Дети: Лесник.

Желудь:

— Ой, как небо потемнело, дождик собирается. Пора с вами прощаться! До свидания, ребята!

На экране слайд презентации № 2 иллюстрация с изображением смешанного леса

Красная Шапочка:

— В наших местах растут леса, которые называют смешанными. Как вы думаете, почему их так называют?

Дети: — Потому, что в лесу растут хвойные и лиственные деревья.

На экране слайд презентации № 3 иллюстрация с изображением хвойного леса

Красная Шапочка:

— Хвойные леса, это леса, в которых растут ель, сосна, кедр, пихта. Кроны этих деревьев имеют конусообразную форму, она похожа на треугольник. Как вы думаете, почему у деревьев такое строение?

Дети: — Чтобы зимой снег с веток сползал и не ломал их.

На экране слайд презентации № 4 иллюстрация с изображением лиственного леса

Красная Шапочка:

— Хорошо в лиственном лесу зеленом, травы в нем растут ковром, а резные листья кленов укрывают нас зонтом. А вы знаете, что в лиственном лесу несколько этажей деревьев? Самые высокие деревья дубы и ясени, составляют первый этаж. Второй этаж — это деревья рябины, клен, береза. Третий этаж составляют кустарники: орешник, боярышник, малина, бузина. Предлагаю снова поиграть.

Игра «Кто в осенний лес пойдет и больше листьев наберет»

За каждый ответ ребенок получает листочек

Вопрос:

Как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник)

Вопрос:

Как называется лес, в котором растут одни сосны? (Сосновый бор)

Вопрос:

Как называется лес, в котором растут деревья березы? (Березовая роща)

Вопрос:

Как называется лес, в котором растут деревья дубы? (Дубрава)

Вопрос:

Как называется лес, в котором растут деревья осины? (Осинник)

На экране слайд презентации № 5 иллюстрация с изображением шумного города

Красная Шапочка:

— Славно с вами поиграли. Ребята, а вы запомнили, зачем нам нужны деревья?

Дети : — Деревья очищают воздух, выделяют кислород для дыхания. Птицы вьют гнезда на ветвях деревьев. Животные роют себе норку под корнями деревьев. В лесу летом прохладно, поют птицы, журчит вода в ручейке. Растут в лесу ягоды, грибы. Лес — это строительный материал, из которого строят дома, делают мебель. Из древесины народные мастера делают посуду, домашнюю утварь.

Красная Шапочка:

— Мы часто бываем в лесу и должны помнить, что мы в нем гости. Вспомним правила поведения в лесу.

Дети : — Нельзя оставлять мусор, ломать деревья и кустарники, муравейники. Нельзя шуметь и пугать птиц.

Динамическая пауза: игра «Замри»

показ пиктограммы, а дети повторяют изображения

Красная Шапочка:

— С вами было очень интересно, быстро время пролетело.

Мне пора прощаться, не стоит бабушке волноваться.

Не останусь я в долгу — вас порадовать смогу!

Красная шапочка угощает детей (печенье-грибочки) и уходит

— Пришла пора возвращаться ребята, вам в детский сад.

Один, два, три, повернись и в детском саду очутись!

Красная шапочка уходит

Воспитатель: — Ребята, где мы сегодня побывали?

Дети: — На прогулке в осеннем лесу с Красной Шапочкой.

Воспитатель: — Что нового вы сегодня узнали?

Дети: — Мы узнали о строении деревьев. Деревья бывают хвойные и лиственные. В лесу мы в гостях, нельзя нарушать тишину и красоту леса.

Воспитатель: — Хотели бы вы снова отправиться на прогулку в лес?

Дети: — Да. В лесу интересно, тихо и спокойно, дышится легко, много грибов и ягод, целебных трав, древесины.

Воспитатель: — Дорогие ребята! Любите, берегите и охраняйте природу.

Литература:

  1. Т. А. Шорыгина Деревья, какие они? — Москва: Изд-во Гном и Д, 2004г. 64 стр. (Путешествие в мир природы)
  2. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду, «Юный эколог». Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г

Ключевые слова

ребёнок, лес, дерево, Красная шапочка

Похожие статьи

Конспект занятия по закреплению и обогащению знаний детей о весенних изменениях в природе, расширению словарного запаса по теме «Весеннее пробуждение природы»

«Мы в природе — природа в нас». Реализация экологического воспитания в детском саду

В статье представлена работа по формированию у дошкольников экологической культуры. Воспитать ребенка гуманной личностью, способной понимать и любить окружающий мир, природу и ответственно относиться к ней.

Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»

В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста

В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Конспект занятия по художественному труду на тему «Листья, листья, листопад»

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»

В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.

Театрализованная игра как средство формирования у детей дошкольного возраста знаний о животных

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об осо...

Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников

В основе экологического воспитания лежат главные законы экологии: среда и организм; человек и среда; среда и сообщество организмов. Все позиции, составляющие базу экологических знаний учащихся начальных классов, согласуются с общеобразовательной обл...

«Психологическая площадка»: тематические встречи с родителями. Конспект проведения консультации-беседы «Грани переживаний: родительская тревожность за детей»

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Похожие статьи

Конспект занятия по закреплению и обогащению знаний детей о весенних изменениях в природе, расширению словарного запаса по теме «Весеннее пробуждение природы»

«Мы в природе — природа в нас». Реализация экологического воспитания в детском саду

В статье представлена работа по формированию у дошкольников экологической культуры. Воспитать ребенка гуманной личностью, способной понимать и любить окружающий мир, природу и ответственно относиться к ней.

Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»

В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста

В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Конспект занятия по художественному труду на тему «Листья, листья, листопад»

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»

В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.

Театрализованная игра как средство формирования у детей дошкольного возраста знаний о животных

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об осо...

Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников

В основе экологического воспитания лежат главные законы экологии: среда и организм; человек и среда; среда и сообщество организмов. Все позиции, составляющие базу экологических знаний учащихся начальных классов, согласуются с общеобразовательной обл...

«Психологическая площадка»: тематические встречи с родителями. Конспект проведения консультации-беседы «Грани переживаний: родительская тревожность за детей»

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Задать вопрос