Усиление практической направленности в изучении биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 884 раза

Библиографическое описание:

Кадырова, Р. Х. Усиление практической направленности в изучении биологии / Р. Х. Кадырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/12/880/ (дата обращения: 16.11.2024).

            Содержание  предмета   биологии  позволяет  ребенку в содружестве с   учителем  познавать мир живой природы, себя, закономерности  развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между   объектами  окружающего  мира, осознавать, что  человек (и сам ребенок) - это его малая часть. Проблемы природы - это проблемы  и человека. Научиться  разрешать их - задача наших учеников. Поэтому обучение  на  уроках биологии  должно проходить под  девизом: «Живя  в  мире, будь  его   полноценной частью!» 

            Воспитание  ученика – исследователя - это  процесс, который  открывает  широкое  пространство   для развития активной и творческой личности, способной  вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания  и умения добываются в результате  его  собственного   познавательного труда. Такое обучение характеризуется  творческим усвоением знаний, исходя  из   внутреннего хода  развития   каждого  ребенка. Учебное  исследование  позволяет  обучаться  школьнику  в   зоне   его   ближайшего   развития. Опора   при  таком обучении  делается  на  те мыслительные  процессы, которые  уже  развиты, а  активизируются  те, которые  находятся  в  процессе созревания.

             Организация   учебно-поисковой   деятельности   на   уроке   и   развитие самостоятельности у обучающихся - это одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности.

            Педагогическая   деятельность  требует   рационального  отбора  содержания  урока,   соответствия применяемых методов и приемов самостоятельной поисковой и  исследовательской  работы  поставленным  целям  и  задачам. Оптимальное сочетание содержания образования, используемых методов, приемов и форм организации познавательной деятельности при наличии к этому творческого подхода учителя - вот главные условия для активного саморазвития учащихся. [3,с.3-4]

             В соответствии   с   прикладной    направленностью   содержания       биологического     образования   на    первый     план  должны выступать научные основы выращивания культурных растений и разведения домашних животных; селекционная  практика; микробиологический  синтез; биотехнология, генная  и  клеточная  инженерия; защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия, т.е. такие направления, которые готовят учащихся к жизни, к активной деятельности.[4, с.10]

            Сегодня  как  никогда  актуальны  слова  классика  отечественной   методики  биологии  Н.М.  Верзилина: « Школьные программы нацеливают на воспитание детей в духе охраны природы. А как  может  учащийся  охранять природу  и воспроизводить ее, не зная ее, не полюбив ее, когда он не держал в руках ни одного растения или  животного, не выращивал их. Биология - единственный в школе предмет, требующий обучения и воспитания на живых объектах природы.… Всеми мерами нужно вернуть в наши школы живую природу. В этом специфика биологии».

            Практически   во   всех  программах, разработанных  авторскими  коллективами, например,  по  разделу «Животные», идеи Н.М. Верзилина о приобщении учащихся к наблюдениям за  живой природой находят воплощение.[5, с.89] При  переходе  от типовой программы и  стабильного  учебника  к  вариативным программам и  учебникам произошло увеличение  числа  лабораторных  работ  и  практических  заданий, расширился перечень экскурсий в природу, с ориентацией на активное познание явлений     природы   и  развивающих    практические  и  творческие  умения   у учащихся. Однако из-за ограниченного объема в учебники не включены подробные инструкции по выполнению практических работ. Я разработала  инструктивные карточки для учащихся, исходя из тех возможностей, которыми оснащен кабинет биологии. Они  помогают школьникам выполнить практические задания исследовательского  характера   на уроках, а  также дома  и  во  внеурочное время.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

Тема: « Особенности строения различных моллюсков, выявление их сходства и различий».

Оборудование: коллекции раковин различных моллюсков.

Ход работы

1.Рассмотрите предложенные вам в коллекции раковины моллюсков. Разделите их на группы брюхоногих и двустворчатых. Напишите в тетради номер коллекции и номера  раковин в две колонки. По какому признаку вы делили раковины на группы?

2.У брюхоногих отметьте:

а) наличие или отсутствие симметрии,

б) вправо или влево закрученную раковину,

в) выявите, есть ли разница в числе завитков, окраске, размерах, выростах,

г) найдите у раковины устье и завиток.

3.У двустворчатых отметьте:

а) наличие годичных колец на внешнем слое,

б) форму, размеры и окраску раковин,

в) найдите передний (широкий) и задний (узкий) концы раковины.

4.Зарисуйте раковину двустворчатого и раковину брюхоногого моллюсков. Сделайте к ним подписи.

5.Сделайте вывод, чем раковины двустворчатых моллюсков отличаются от раковин брюхоногих моллюсков.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

Тема: « Внешнее строение насекомого».

Оборудование: коллекции насекомых, рисунки с изображением насекомых.

Ход работы:

1.Рассмотрите любое насекомое. Отметьте черты его сходства с представителями ракообразных и паукообразных.

2.Выясните, сколько отделов тела можно различить. Вспомните, как называются эти отделы.

3.Рассмотрите голову насекомого. Какие органы располагаются на ней, как они выглядят?

4.Выясните, какие  органы расположены на груди. Сколько пар ног и крыльев? Из скольких члеников состоит нога? Установите, чем первая пара крыльев отличается от второй.

5.Сосчитайте, сколько сегментов образуют брюшко насекомого.

6. Сравните двух насекомых. Выясните черты сходства и различия.

7.Зарисуйте этих двух представителей класса насекомые, сделайте подписи к рисункам.

            В качестве примера  практической направленности  уроков хочу рассказать  о комнатном  цветоводстве. Комнатные   растения  в   школе   и   в   домах    многих   учащихся - это зеленые лаборатории, в которых  дети ближе знакомятся с живой природой, приобретают  много  полезных   знаний  и   навыков. Создание в  кабинете коллекции комнатных растений, которую  можно  использовать  для   иллюстрации    формируемых  у школьников  биологических  понятий, - идея  не  новая, но  весьма актуальная  в современных  условиях  дефицита учебных  пособий. Мною  отобраны  наиболее  известные  виды, для   которых  систематическая   принадлежность  определена достаточно четко. На  примерах  данных  растений  можно  формировать  многие биологические и таксономические понятия, такие, как сорт, вид, род, семейство, класс, отдел. На уроках  они  служат демонстрационным и раздаточным материалом при изучении морфологии и систематики растений, их приспособленности   к    среде   обитания,  для  иллюстрации  взаимосвязи   строения  и  функций  растительного организма. При выращивании комнатных растений у школьников вырабатываются навыки  ухода  за  ними, пересадки и размножения, что пригодится им в работе на дачном  участке, в теплице,   в оранжерее. Наблюдая   за  комнатными   растениями,  школьники углубляют и расширяют биологические знания, формируют приемы самостоятельной познавательной деятельности, которые в дальнейшем могут стать основой для более серьезных исследований.[2, с.37]

            Хочу  описать  еще  одну  серию практических занятий, которые я использую в разделе «Человек и его здоровье», направленных на изучение школьниками функциональных особенностей своего организма, на анализ и оценку влияния собственного образа жизни и различных экологических  факторов  на состояние здоровья. Одно их таких занятий провожу при изучении темы « Общее знакомство с организмом человека».

            Тема  практической работы: « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей».

 Цель: оценить состояние здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния организма.

Пояснительная записка:

 Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.

  К объективным показателям функционального состояния здоровья относят морфологические (рост, масса тела) и функциональные (частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, частота дыхания, мышечная сила, температура тела).

  К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.

 Работа включает наблюдение и анализ самочувствия, измерение массы тела, самооценку основных показателей функционального состояния организма, функционирования сердечно - сосудистой системы. За каждый показатель учащиеся выставляют балл (+1, -1, 0). 

  В конце работы составляется отчет:

1.Результаты самооценки функционального состояния организма внесите в таблицу.

2.Подсчитайте общую сумму баллов и сделайте вывод о состоянии вашего здоровья по следующим критериям:

А) сумма баллов от +10 до + 12 - высокий уровень здоровья;

Б) сумма баллов от +6 до +9 - средний уровень здоровья;

В) сумма баллов меньше + 6 – низкий уровень здоровья.

Таблица№1. Самооценка состояния здоровья

 

Показатели функционального состояния организма

 

Оценка в баллах

 

1.Состояние кожи

 

2.Состояние ногтей

 

3.Состояние волос

 

4.Самочувствие

 

5.Умственная работоспособность

 

6.Физическая работоспособность

 

7.Сон

 

8.Настроение

 

9.Аппетит

 

10.Состояние иммунитета

 

11.Адаптационные возможности

 

12.Масса тела

 

Сумма баллов

 

 

После выполнения данной практической работы подводятся итоги: определяется доля детей в классе с высоким, средним, низким уровнем здоровья. Полученные результаты позволяют учителю актуализировать  данную проблему, поставить перед классом проблемные вопросы: как можно улучшить состояние здоровья; какой образ жизни будет способствовать сохранению и укреплению здоровья? Учащиеся еще не могут дать  полные  правильные   ответы  на них. Поэтому в  ходе   беседы   необходимо отметить, что управлять своим организмом с целью улучшения состояния здоровья может только тот человек, который знает особенности строения и функционирования  систем органов, факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье, правила личной гигиены. Эти необходимые каждому человеку знания будут рассмотрены на последующих уроках.

            Таким образом, данная практическая работа позволит учителю обратить внимание учеников на свое здоровье, показать  важность  изучаемого   на  уроках  биологии  материала  для сохранения  и  укрепления  здоровья, сделать  изучаемый  материал  личностно значимым. Следует  заметить, что  в  подростковом  возрасте  ведущим  видом деятельности  становится  рефлексивная, направленная  на осознание человеком своей индивидуальности. Поэтому практические работы, организующие различные действия учащихся  по  отношению  к своему   организму, выполняются   ими с большим интересом. [1, с.19-22]

            И в заключение хочется еще раз отметить, что одним из существенных факторов, влияющих на эффективность образования и воспитания, является систематическое и целенаправленное использование научных знаний в практической деятельности учащихся, применение биологических знаний в повседневной жизни учащихся.

 

Литература

1.Биология в школе - №7/2000 – М., Школа – Пресс.

2.Биология в школе - №1/2001 – М., Школа – Пресс.

3.Биология в школе - №5/2001 – М., Школа – Пресс.

4.Мягкова А.Н. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии.- М., Просвещение; 1988 г.

5.Проблемы методики обучения биологии в средней школе – под ред. Зверева И.Д.- М., «Педагогика»,1987 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): живая природа, сумма баллов, функциональное состояние организма, практическая работа, состояние здоровья, уровень здоровья, школа, инструктивная карточка, лабораторная работа, особенность строения.


Задать вопрос