Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих учителей начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 959 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, Н. В. Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих учителей начальных классов / Н. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/12/924/ (дата обращения: 16.12.2024).

Формирование конструкторских знаний и умений составляет основу творческого труда современного человека. В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую значимость приобретает проблема внедрения дизайнерского образования в практику школы.

Современный человек живет в среде «второй природы», созданной дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всех конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком, как с языком дизайна, так и с основами его бытования. Младший школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Поиск путей внедрения дизайнерского образования в практику начальной школы сегодня особенно актуален: эта деятельность учит, и мыслить, и чувствовать.

Дизайн как художественно-творческий метод познания и организации среды является составной и неотъемлемой частью подготовки будущих учителей начальных классов.

Подготовка студентов факультета педагогического и художественного образования ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени
М.Е. Евсевьева», получающих дополнительную специализацию «Основы детского творчества в начальной школе», к развитию объемно-пространственного мышления младшего школьника осуществляется в процессе изучения курса «Основы художественного конструирования». Он готовит будущих учителей к решению двух взаимосвязанных задач: формированию художественных представлений учащихся об особенностях объемно-пространственных видов искусств и навыков практической деятельности в объеме (бумажная пластика, лепка, конструирование, шитье и другие виды формотворчества). Качественное осуществление этих взаимосвязей позволяет им решать художественно-изобразительные задачи на высоком профессиональном уровне. 

 

Лекционные  занятия ориентированы на осмысление сути материала по следующим разделам:

-  особенности дизайна как искусства создания предметно-пространственной среды;

- теоретические основы формирования художественного объемно-пространственного мышления младшего школьника.

Дизайн представляет собой синтез науки, техники и искусства, и понять эту его суть невозможно без осознания их взаимосвязи и взаимозависимости в общем движении культуры: без такого осознания не будет сформировано и полноценное представление о современной интегрирующей роли дизайна.

На лекционных занятиях рассматривается сущность понятия «художественное конструирование»,  анализируются различные подходы к его трактовке, прослеживается взаимосвязь понятий «художественное конструирование» и «дизайн»,  основные виды дизайна: промышленный, графический, фитодизайн, дизайн среды, экологический дизайн, арт-дизайн и др.  Часть вопросов посвящена изучению истории развития дизайна в России и за рубежом.

Рассматривая дизайн как искусство организации целостной предметной среды, внимание студентов обращается на характерные качества, которым должны отвечать его объекты: функциональные- удобство, польза; конструктивные - прочность, экономичность; эстетические - красота, художественный образ. В этой связи дизайн предстает как  система закономерностей и принципов формообразования.  При изучении темы «Основы формообразования»  рассматриваются следующие аспекты:

  - сущность понятий «форма», «конструкция», ее соответствие назначению и функции объекта;

- природные формы как объект дизайна;

- сочетание в моделировании объема и плоскости цвета и фактуры, сложности и простоты природной формы;

-  бионика – конструирование на основе природных форм;

-  эргономика и цвет в дизайне: взаимосвязь цвета с формой и назначением предмета, законы цветовой гармонии, учитываемые при оформлении интерьеров помещений;

 - композиция в дизайне, ее выразительные средства: объем, пространство, структура и тектоника, масштаб, пропорции, ритм, метр, контраст, симметрия (ассиметрия), цвет.

На лекционных занятиях широко используется метод проблемного изложения, когда преподаватель ставит проблему, решает ее, а слушатели как бы присутствуют в открытой лаборатории поиска, выдвигая свои соображения и формируя свое собственное отношение к изучаемому. Рассмотрение  общих и частных вопросов   сопровождается  визуальными дидактическими средствами:  мультимедийными презентациями, необходимой демонстрационной наглядностью для объяснения последовательности выполнения изделий, работами студентов из методического фонда.

Наряду с проблемным изложением  применяются интерактивные формы обучения студентов, когда происходит обмен информацией на примере  разбора особенностей объектов дизайна, конкретных ситуаций при выполнении творческих работ, идеями в решении методических задач, мнениями между преподавателем и студентами.

Практические  и лабораторные занятия направлены на углубление знаний содержания  теоретического курса. В их рамках актуализируются теоретические вопросы изучаемой темы в ходе устного опроса, контрольной работы, работ тестового характера и выполняются творческие  практические задания.

В настоящее время особую актуальность приобретает развитие художественного  объемно-пространственного мышления - способности мысленно видеть объёмный предмет или группу предметов в  пространстве, воспринимать размер пространства и оценивать соотношение предметов проектирования с окружающей средой и другими объектами.

  Предлагаемые  студентам творческие задания ставят своей целью формирование представлений о видах пространственной композиции через практическую деятельность в реально переживаемом пространстве.  Их комплекс  в соответствии с существующими в профессиональной среде типами пространственной композиции (фронтальной, объемно – пространственной, глубинно – пространственной) делится на три группы.

Первая группа заданий предполагает осмысление студентами особенностей создания и функционирования фронтальной композиции в процессе изготовления рельефных и аппликативных работ.

Цель практического занятия по теме «Методика работы над заданиями по графическому дизайну» - научить сочетать шрифт и изображение в  композиции для достижения образно-смыслового единства. Выполнение задания - тематического коллажа предполагает создание композиции, включающей помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву. Затем студенты выполняют композицию того же содержания, но  с заменой линии строкой текста.

Одним из средств развития объемно-пространственного мышления студентов являются занятия бумажной пластикой. При работе с бумагой раскрывается специфика бумажной пластики как вида художественно-творческой деятельности младших школьников, рассматриваются  приемы обработки данного материала, способы соединения деталей, основы формообразования и основные типы изделий из бумаги.

Особый интерес у студентов вызывает выполнение изделий в  корейской технике бумагокручения – квиллинг. Первоначально будущие учителя учатся выполнять простейшие элементы – роллы, а затем составляют из них плоскостные композиции в технике аппликации. Использование минимума средств при максимальной выразительности бумаги приобщает студентов к  целостному видению  конкретно создаваемой формы. У них вырабатываются такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий способствуют приобретению навыков, которые могут помочь студентам при желании перейти на более высокий уровень работ  в технике «квиллинг».

Вторая группа  заданий предлагает  осмыслить особенности создания и функционирования объемно – пространственной композиции в процессе изготовления объемных изображений. Цель практического занятия «Дизайн костюма. Разработка сувенирной куклы в  мордовском национальном костюме» - способствовать формированию дизайнерского мышления  студентов в процессе декорирования одежды игрушки – куклы в национальном костюме. Студентам предлагается следующее задание:

1) выполнение эскиза костюма куклы на основе стилизации традиционного костюма мордвы; 2) выполнение сувенирной куклы на основе  конуса.

При конструировании изделия студенты опираются на следующие требования дизайна:

1)                 композиционная целостность, то есть соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части целому.

При этом обращается внимание на то, что согласованность и соподчиненность отдельных частей изделия очень важны для гармонического единства. В процессе  его создания необходимо соблюсти единство и взаимосвязь между главным и второстепенным, между целым и его частями. При разработке композиции  подчеркивалось, что ее можно считать удачной,  если соблюдаются следующие условия:

-  ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

- части могут не меняться местами без ущерба для целого;

-  ни один элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для него.

2)                 Учет декоративных, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия.

  При конструировании  сувенирных игрушек студенты учатся целенаправленно использовать цвет как важнейшее средство, позволяющее усиливать выразительность изделий.  При этом их внимание акцентируется на неслучайности выбора цветовых сочетаний в традиционном  мордовском народном костюме. Так,  будущие учителя узнают о том, что белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе.  Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты. Красные узоры крестьянской вышивки символизировали землю, получившую энергию солнца и способную дать жизнь всему живому.

3) Уместность украшений на предмете.

 При декорировании изделий  обращается внимание на то, что  любая отделка должна подчеркивать строение формы и составлять с ней единое целое. Украшение должно соответствовать форме и поверхности элементов костюма и быть соразмерным   с ними.

Таким образом, конструирование и декор сувенирных игрушек способствуют формированию  дизайнерского мышления студентов, таких его качеств как конструктивность, целесообразность, гибкость, чувство ритма и стилевой гармонии.

Третья группа заданий предполагает осмысление студентами особенностей создания и функционирования глубинно – пространственной композиции в процессе изготовления макетов художественно - организационного пространства. На занятиях осуществлялось объемное конструирование строений на основе преобразований геометрических тел (куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и др.). В процессе работы над выполнением композиции каждый студент выполнял все этапы формообразования. Одновременно решался вопрос композиционного размещения масс на плоскости. Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших конструктивных форм, благодаря различному размещению в пространстве, дает возможность воспитывать у студентов эстетический вкус и художественное объемно-пространственное мышление.

Практика показывает, что способности к пластическому и конструктивному искусствам развиваются при выполнении конкретных целенаправленных упражнений. Наиболее эффективной формой проведения занятий является индивидуальные и групповые формы работы, в рамках которой студенты совершенствуют  практические навыки работы с разнообразными материалами. Зная приемы конструктивного решения, они смело оперируют ими в различных формообразованиях.

Часть занятий  была посвящена проектированию уроков изобразительного искусства, где предполагаются занятия художественно-конструкторской деятельностью Цель данного вида деятельности - научить студентов самостоятельно разрабатывать конспект урока, методически грамотно планировать его составные части и подробно излагать содержание.

Проект урока  предстает как содержание индивидуального предвидения будущей деятельности. В процессе подготовки фрагментов урока студенты  проходят этапы содержательно-методического оснащения урока: проектирование и конструирование (формулировка цели и задач урока; определение содержания учебного материала; выбор форм работы, методов и методических приемов; предвидение действий учителя и учащихся; составление плана урока), реализация (организация и осуществление обучающих действий, стимулирование, контроль, регулирование), анализ (соотнесение цели с достигнутыми результатами).

Специфика данной дисциплины предусматривает использование метода разбора практических ситуаций, который особенно эффективен как при анализе проигрываемых фрагментов уроков студентов, так и при анализе предполагаемых методических ошибок на предстоящей педагогической практике.

Таким образом, осознание особого места дизайна в системе ценностей культуры, самостоятельная  творческая деятельность позволяют будущему учителю начальных классов умело использовать обучающие и воспитательные возможности художественного конструирования в педагогическом процессе школы.

 

Основные термины (генерируются автоматически): студент, пространственная композиция, бумажная пластика, дизайн, особенность создания, дизайнерское образование, младший школьник, объемно-пространственное мышление, практическая деятельность, практическое занятие.


Задать вопрос