В данной статье автор описывает методику обучения игре в шахматы старших дошкольников.
Ключевые слова: шахматные фигуры, шахматная доска, игра, шах, мат, дошкольники.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»
Шахматы это гимнастика для мозгов. Б. Паскаль.
Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука. Т. В. Петросян.
Обучение игре в шахматы — средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию.
С декабря 2017 года наш детский сад является участником муниципального проекта «Организация спортивных секций для увеличения охвата детей старшего дошкольного возраста игрой в шахматы в ДОО г. Белгорода.
Шахматы — это настольная логическая игра, которая в настоящее время также является популярным видом спорта, а также содержит элементы науки и искусства.
Актуальность данного проекта заключается в том, что шахматы — это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта — шахматам.
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.
На протяжении нескольких лет в детском саду работает шахматный кружок «Шахматка», деятельность которого осуществляется по программе «Шахматный мир — детям», разработанной Рожковой В. М., воспитателем МБДОУ № 89. Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы. Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Задачи по обучению детей игре в шахматы:
а) образовательные:
− Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
− Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
− Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.
− Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.
б) развивающие:
− развивать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
− развивать мыслительные операции.
в) воспитывающие:
− воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
− учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.
Для обучения детей игре в шахматы использовались методы и приёмы:
- Словесный метод (беседы; вопросы к детям, просьбы, оценка их действий, объяснения, диалог, разъяснения, чтение сказок);
- Наглядный метод (рассматривание иллюстрации, презентации),
- Практический метод (викторины, турнирные игры; разбор партий, дидактические игры);
- Метод контроля (самоанализ выполненных заданий).
Средства реализации программы:
− разработаны учебно-тематические планы;
− методические указания и методическое обеспечение программы;
− посещение семинаров, практикумов, консультации, посвященные игре в шахматы;
− изучение шахматной литературы;
− дидактические пособия;
− дидактические игры.
Форма проведения:
Программа рассчитана на детей 5–7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек. Проводится занятие 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 25 минут.
Нами был разработан педагогический мониторинг в соответствии с программным материалом, предложенным кандидатом педагогических наук И. Г. Сухиным. Педагогическая диагностика детского развития осуществляется 2 раза в год (октябрь, май). Обозначены ожидаемые результаты деятельности по данному направлению.
К концу первого учебного года дети должны
знать:
− правила игры в шахматы;
− правила передвижения фигур по шахматной доске;
− правила поведения за шахматной доской во время игры;
− ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
− обозначение горизонталей, вертикалей, полей, центра шахматной доски; шахматных фигур;
− месторасположение королевского фланга и ферзевого фланга;
− овладение шахматной терминологией.
уметь:
− расставлять фигуры в исходной позиции;
− правильно ходить каждой фигурой;
− объяснять сделанные ходы;
− рассказывать о своих планах.
2. Представление системы непосредственно-образовательной деятельности
Процесс обучения детей игре в шахматы проходит в несколько этапов:
− Знакомство с шахматной доской:
Игры: «Шахматное знакомство», «Шахматные улицы и переулки», «Выложи шахматную доску».
− Знакомство с фигурами и пешками:
Игры: «Волшебный мешочек», «Кто быстрее соберет фигуры для сражения», «Ладья против пешек», «Волшебная пешка».
− Обучение правилам шахматной игры:
«Белые ставятся на лини 1 и 2. Черные ставятся на линии 7 и 8».
«Ферзь любит свой цвет»
«Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык».
«Взялся за фигуру — ходи именно ей»
− Решение шахматных задач и этюдов:
«Ход белых, мат в 1 ход», «Ход черных, мат в 1 ход».
− Игра в шахматы.
Обучение осуществляется в различных формах:
Театрализация:
Инсценировка по мотивам русских народных сказок:
− «Шахматная репка»
− «Приключения Колобка в стране Шахмат»
Чтение сказок:
− «Сказка про шахматы и шаха»
− «Шахматные государства»
− «Шахматная сказка»
− «Удивительные приключения шахматной доски».
Продуктивная деятельность:
«Шахматная мастерская»:
− Аппликация «Шахматная доска»;
− Пластилинография «Королевство шахматных фигур».
− Рисование шахматных фигур.
Просмотр мультфильмов
− «Смешарики в шахматном королевстве»;
− «Динозавры учат шахматам»
Шахматная «ТУ-ВИ»(турнир-викторина)
Шахматный турнир
Выставки детских работ «Шахматный вернисаж»
3. Имитационные игры со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с дошкольниками
А сейчас мы с вами на примере поиграем в 2 игры, которые я использую в образовательной деятельности с детьми. Разделимся на 2 команды.
1. Игра называется «Загадки из шахматной шкатулки».
Цель игры: развивать у детей логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
В нашей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Каждая команда отвечает в порядке очереди. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
− Как ходит пешка?
− Какая фигура не может стоять рядом с такой же, другого цвета, и почему?
− Сколько линий на доске и как они называются?
− Где стоят ладьи на доске до начала игры?
− Какие слоны никогда не столкнуться?
− Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?
− Между какими фигурами на доске стоит конь?
− Что такое поле превращения?
2. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Цель игры: Правильно определить местоположение черных и белых фигур на шахматной доске.
Ход игры:
Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши команды быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
4. Моделирование игры
Для каждой команды мы подготовили шаблоны шахматных фигур для разработки дидактической игры. Каждой команде необходимо в течение 2 –минут разработать дидактическую игру и представить ее так, чтобы всем присутствующим захотелось в неё поиграть.
После создания игры и её представления идёт обсуждение со слушателями:
— Вам понравилась игра, хотелось бы в неё поиграть?
Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд. В. В. Путин, Президент России
5. Рефлексия.
— А теперь, выскажите, пожалуйста, свое отношение к мастер-классу в форме Синквейна:
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам :
− 1 строчка — одно существительное (Шахматы);
− 2 строчка — два прилагательных (интересный, познавательный), которые характеризуют данное существительное;
− 3 строчка — три глагола, (развивает, заинтересовывает, увлекает);
− 4 строчка — предложение из четырех слов (Я люблю решать задачи).
− 5 строчка — нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы — одно существительное (игра, или спорт).
Спасибо за внимание!
Литература:
- Петрушина, Н. М. Шахматные окончания для детей / Н. М. Петрушина. — М.: Феникс, 2014. — 202 c.
- Полугаевский, Л. А. Рождение варианта / Л. А. Полугаевский. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 176 c.
- Селезнев, Алексей 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю / Алексей Селезнев. — Москва: Гостехиздат, 2013. — 104 c.
- Фишер, Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер, Эдуард Гуфельд. — М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. — 278 c.
- Черняк, В. Г. Мы играем в шахматы / В. Г. Черняк. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 224 c.
- Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 232 c.